Найти тему
Егор Холмогоров

Вся королевская рать. Погоня за Бонни и Клайдом. "Публикации. Вып. 1"

Сейчас снова ажиотаж вокруг американской политики – Трамп или Байден, кто кого сборет, как пойдут дела у Техасской республики, случится ли в штатах гражданская война.

Самое время прочесть лучший роман об американской политике. Книгу Роберта Пеннна Уоррена «Вся королевская рать», вышедшую в 1946 году.

О влиянии этой книги говорит не только бесконечное обыгрывание её название в политической литературе – «Вся президентская рать», «Вся кремлевская рать» - от таких названий уже рябит в глазах.

Есть еще более забавный факт. Именно в этом произведении впервые большая политическая трагедия начинается с того, что Старк младший отказался жениться на дочке Фрея. Думаете Джордж Мартин сплагиатил случайно? Джордж Мартин случайно ничего не плагиатит.

Итак, о чем эта книга. Она об энергичном и крайне циничном политике популисте Вилли Старке, который решает встряхнуть сонное болото южного штата Луизиана, где до того момента правила по сути мафия или, если хотите, аристократия, в которой все всем свои, - губернаторы, прокуроры, судьи – рука руку моет и все всех покрывают.

И вот в этот замкнутый мирок врывается Вилли Старк – он хочет добра народу, строит школы, строит великолепные шоссейные дороги, на которых настолько нет ухабов, что на них можно заснуть и сковырнуться.

Сила Старка во власти над толпой, которой он умеет говорить неприятную правду:

«Он стоял на приступках школ, на ящиках, одолженных в мануфактурной лавке, на возах, на верандах придорожных лавок и говорил. “Друзья, мякинные головы, голодранцы и братья вахлаки”, — начинал он, наклонившись вперед, всматриваясь в их лица. И замолкал, выжидая, пока до них дойдет. В тишине толпа начинала шевелиться и негодовать — они знали, что так их обзывают за глаза, но никто ещё не осмеливался встать и сказать им это в лицо… Он говорил им неприятные вещи. Он называл их неприятными именами, но каждый раз, почти каждый, беспокойство и негодование утихали, и он наклонялся к ним, выпучив глаза, и лицо его лоснилось под горячим солнцем или в красных отблесках факелов. Они слушали, а он приказывал им подняться с четверенек… Он наклонялся к ним и внушал: “Слушайте меня, голодранцы. Слушайте меня и взгляните в лицо святой, не засиженной мухами правде. Если у вас осталась хоть капля разума, вы увидите и поймете её. Вот она, эта правда: вы — вахлаки, и никто никогда не помогал вахлакам, кроме них самих.»

Но Старк понимает, что ради того, чтобы творить свое добро нужно делать много зла – создать собственную коррумпированную политическую машину, шантажировать представителей старой элиты разоблачением их грехов, поскольку «Человек зачат в грехе и рожден в мерзости, путь его — от пеленки зловонной до смердящего савана, на всех всегда что-то есть».

На этом пути от заботы о народе, до шантажа и коррупции Вилли Старк и находит свой конец, убитый оскорбленным в самых благородных чувствах врачом Адамом Стентоном, сыном бывшего губернатора и братом любовницы Старка. А помощник Вилли Старка Джек Бёрден, от имени которого ведется рассказ в романе, занимает свое место в аристократическом кругу штата. Как у него это получилось… Здесь мои спойлеры заканчиваются, читайте книгу.

-2

На самом деле «Вся королевская рать» представляет собой натуральный клеветон. Роберт Пенн Уоррен, талантливый писатель, но автор, по большому счету, одной книги исполнил заказ американских элит по дискредитации памяти о Хьюи Лонге – многолетнем губернаторе Луизианы, а затем сенаторе от партии демократов – единственном сенаторе США убитом в должности.

Хьюи Лонг был ярчайшей звездой на небосклоне американской политики 1920-30-х годов.

Он создал в Луизиане работавшую модель социального государства. Он строил дороги и школы и заставлял платить за них нефтяные корпорации. В период великой депрессии он категорически запретил банкам отбирать у бедняков заложенные дома. Будучи губернатором штата на глубоком юге США, он был чужд расизма и заботился о чернокожем населении.

Лонг, кстати, был поклонником джаза. Что не удиивительно для губернатора штата самый крупный город которого – Новый Орлеан. Дружил с Лил Армстронг, первой женой легендарного Луи Армстронга. Политик даже сам писал, пел и записывал песни. Несколько видео с поющим или дирижирующим Лонгом легко найти на ютубе.

За всё это Лонгу досталась кличка «фашиста». Газеты буквально лопались от статей о том, что Лонг – это американский Гитлер, который рвется к власти, чтобы установить диктатуру.

Вся эта клевета досталась Лонгу за его несколько наивный проект разделения всего американского богатства – мол миллионеры должны себе оставить на жизнь по одному миллиону, а все остальное отдать американцам победнее. И тогда все станут миллионерами. «Каждый человек король и никто не должен носить короны» - таков был лозунг Лонга.

Невероятно популярный сенатор стал казаться настоящей угрозой президенту США Франклину Рузвельту, происходившему из нью-йоркской голландской аристократии внуку знаменитого наркоторговца, пичкавшего китайцев опиумом. Было очевидно, что Лонг попытается выдвинуться в президенты. И вот 10 сентября 1935 года Лонга в Капитолии штата Луизиана застрелил доктор Вайс, мотивы которого до сих пор не известны, так как его сразу же пристрелили агенты секретной службы. Некоторые считают, что Лонга застрелили они же.

-3

Политик умер, но остался миф, который и взялся растоптать Роберт Пенн Уоррен, выставив идеалиста и мечтателя, ревностного христианина Хьюи Лонга циничным грязным политиканом. Но даже в таком образе Вилли Старк с его энергией и умением обращаться к «вахлакам» вызывает симпатию. И когда Дональд Трамп в 2016 начал обращаться к американцам в стилистике Вилли Старка я сразу понял, что этот человек станет президентом США. Теперь увидим станет ли он им во второй раз.

«Вся королевская рать» экранизировалась несколько раз и в Америке и у нас. И все экранизации не очень удачные. Самая смотребельная – фильм 2006 года, если, конечно, не противно смотреть на лютого заукраинца Шона Пенна в главной роли.

Поэтому я порекомендую другой фильм про Америку тех лет и как раз с актуальной привязкой. Речь о фильме 2019 года «В погоне за Бони и Клайдом» - или, как он называется в оригинале “The Highwayman” (Люди с большой дороги). Потому что этот фильм про Техас, который сейчас на слуху.

Кевин Костнер и Вуди Харрельсон играют двух пожилых техасских рейнджеров Фрэнка Хеймера и Мэнни Голта, вынутых из нафталина, чтобы остановить самых знаменитых убийц в американской истории, настоящих медиазвёзд — Бонни Паркер и Клайда Бэрроу.

На стороне Бонни и Клайда — молодость, наглость, жестокость, раздуваемый жёлтой прессой романтический культ, а главное — молчаливая поддержка простых людей, верящих, что те грабят банкиров, которые ограбили в ходе Великой депрессии простой народ. Против Хеймера и Голта не только банда, но и правительство штата Техас, руководимое женщиной-губернатором, демократкой Мириам Фергюссон, которая распустила устаревших и нетолерантных рейнджеров и хочет раскрутить собственные «современные» спецслужбы.

Фильм «Бонни и Клайд» 1967 года был своего рода манифестом «Нового Голливуда» — циничного, жёсткого, отрицающего старые христианские ценности и мораль, воспевающего насилие, секс и антисоциальное поведение, ставящего прикольность выше моральности.

Пафос «Погони за Бонни и Клайдом») — деромантизация насилия, убийства и криминала, ненависть и презрение к медиа и оболваненной массовым психозом публике. Это фильм про серьёзных, брутальных белых мужчин-христиан, которые знают только три ценности — Бога, Закон и Семью — и готовы ради них противостоять кому угодно с помощью четвёртой ценности – показанного с любовью разнообразного оружия всех калибров.

В этом фильме совершенно отсутствует культ молодёжи, и он мог бы называться, в противоположность знаменитому фильму братьев Коэнов, «Старикам здесь самое место». Там старый шериф всё никак не успевает за событиями, здесь старый рейнджер находит способ опередить их. Знание жизни, опыт, здравый смысл оказываются важнее навороченных современных «штучек».

-4

Неполиткорректность этого фильма по меркам современного Голливуда просто зашкаливает. Тут и сатира на медиа, сделавших из убийц культовых героев. И ядовитые выпады в адрес либерального «женского политического лидерства». И предельно чёткое раскрытие темы криминально-мигрантского напора из-за мексиканской границы, проблема которого может быть решена только жестоко и радикально.

Накануне расправы с Бонни и Клайдом герои вспоминают прошлое, расправу с перешедшей границу мексиканской бандой, осуществленную скоро, и безжалостно, без соблюдения формальностей. Защита внешней границы от мигрантского криминала и защита внутренней границы от поддерживаемого либеральными медиа бандитизма увязываются в единую цепь.

Фильм развивается неспешно, это не боевик блокбастер. Зато мастерски написанные диалоги дают хороший повод подумать. Так что смотрите, думайте и следите за происходящим в Техасе.