Найти тему
Фантастоведение

ХУДШАЯ ФАНТАСТИКА, которая не смогла…

…не смогла понравиться.

Понимаю, что заголовок звучит пафосно, но иначе выразиться не могу.

Астероид-звездолет «Эриофора». Иллюстрация к роману «Революция в стоп-кадрах»
Астероид-звездолет «Эриофора». Иллюстрация к роману «Революция в стоп-кадрах»

Здравствуйте, уважаемые почитатели научной фантастики!

Давние читатели дзен-канала «Фантастоведение» знают об моём уважении к творчеству канадского писателя Питера Уоттса. Оцениваю его роман «Ложная слепота» наивысшим баллом и отношу к одному из лучших научно-фантастических произведений первой четверти XXI столетия (в личной коллекции имею два издания, отличающиеся переводом). Её продолжение – «Эхопраксия», также вполне читаемая книга, хотя и слабее титульной части. И даже попытка автора приобщиться к новеллизациям видеоигр (поговаривают, что подобное занятие весьма прибыльное) мне очень даже понравилась. Правда, пока «Crysis. Легион» – единственное произведение по «компьютерным стрелялкам», которое мне довелось прочитать, поэтому сравнить ни с чем не могу.

Перед Новым годом прикупил в магазине роман «Революция в стоп-кадрах» (последняя из книг Уоттса увидела свет в 2018 году, перевод на русский вышел в 2021 году). Согласитесь, когда берешь читать новое произведение автора, творчество которого хорошо знакомо, ожидаешь вновь испытать сильные эстетические чувства. Но на этот раз удовлетворить жажду в умной «наитвердейшей» научной фантастике, мягко говоря, не удалось.

У меня есть правило, читательское правило. После первых семидесяти страниц книги, я делаю первичный вывод: стоит ли продолжать читать? Если находится хоть одна, даже мизерная причина – даю книге еще один шанс, чтобы понравиться, и читаю ровно до середины. Затем – вердикт! Считаю: если история, изложенная в книге, не смогла увлечь на половине текста – значит дальнейшее чтение – душевное страдание, которое немедленно следует прекратить.

Возможно, сработал эффект завышенных ожиданий: надеялся почитать что-то похожее на «Ложную слепоту», а получил нечто подобное «сложной пустоте». Пустоте – в прямом смысле этого слова, всем известно о том, что стиль изложения у Питера Уоттса довольно сложен. И в новой книге особый писательский почерк проявился во всей «красе»: пробираешься через нагромождение слов, а зацепиться не за что, полная пустота.

Фантастический замысел произведения восхитителен: человечество снаряжает огромный астероид-звездолет, называет его «Эриофора» и отправляет в путешествие продолжительностью в миллионы лет по Млечному пути. Основная цель миссии – формирование червоточин по периметру Галактики, чтобы земная цивилизация продолжила межзвездную экспансии.

При должной реализация могла бы получиться годная фантастика, но повествование вышло настолько невнятным, что даже такой грандиозный замысел превратился в пустышку. А ещё зачем-то автор обильно снабдил текст матерными словами, а ещё без видимой причины ввел персонажей, соответствующих запрещенной в России радужной повестке, а ещё технические моменты приводит без должного пояснения, что делает и без того тяжеловесный текст бессмысленной абракадаброй, а ещё… Не вижу смысла далее перечислять недостатки. Честно хочу сказать, пытался выудить из романа что-то интересное – не нашёл.

P.S. Очень удивлен, что на некоторых ресурсах роман «Революция в стоп-кадрах» удостоен высоких оценок. Заслужено ли?

В книге приводятся также рассказы «Гиганты» и «Остров», события в которых разворачиваются на «Эриофоре». Попробую почитать их, может быть удастся проникнуться идеями автора и всё-таки осилить его новую книгу.

Фрагмент обложки российского издания романа «Революция в стоп-кадрах». Автор иллюстрации Михаил Емельянов
Фрагмент обложки российского издания романа «Революция в стоп-кадрах». Автор иллюстрации Михаил Емельянов

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!