Найти тему
Лютейший

Духовный учитель – проводник высших смыслов

Кто вообще такие эти духовные учителя? И чем они отличаются от учителей прочих? В этих вопросах мы, без предисловий, и разберёмся.

Бытует расхожее мнение, что гуру, духовный учитель должен быть бедным, вести жизнь аскета-отшельника и вообще являться неким ангелом во плоти, а лучше вообще без оной. Разумеется, встречаются персонажи с подобным набором характеристик, но есть и совсем иные: богатые, любвеобильные, социально-активные. Такое же разнообразие типажей мы наблюдаем и среди обычных учителей. Разница кроется не в проявлениях, а в сущности того, как и чему обучают…

Любое учительство представляет собой передачу знаний или умений. Однако это низкий уровень плотности информации. Более концентрированно она упакована в ценности, образы-личности, смыслы. Именно в смысле (в духе!) любое явление представлено наиболее ясно и плотно. Полностью постигнув смысл, человек преобразовывается в соответствии с ним, принимает ценности этого смысла, а также знания и умения, из всего этого вытекающие.

Хороший учитель передаёт ученикам не просто умение, знание, навык, но прежде всего сам смысл. Учитель духовный идёт ещё дальше: он транслирует высший смысл. Так сказать смысл смысла. Самого предельного смысла – живой мысли Творца ни один из духовных учителей достигнуть не может в силу несовершенства своей природы (по сравнению с природой Творца). Но совершенствоваться в постижении смыслов духовный учитель может до бесконечности.

Чем выше вознёсся духовный учитель к истокам конкретного смысла, чем полнее и чище его передал, тем больших успехов, при прочих равных условиях, добьётся его ученик. Это, разумеется, если подходящего ученика выбрать. И здесь приходят на ум 5 признаков человека, пригодного для обучения у духовных учителей:

  1. Осознанное и озвученное желание обучаться – без него канал не откроется и процесс не начнётся.
  2. Пустой сосуд – если голова ученика забита всяческими концепциями и заблуждениями, если он не может их отмести и с чистого листа обучаться, то смыслы или не смогут в нём укорениться, или исказятся до неузнаваемости.
  3. Сначала опыт, потом объяснение – ученик должен быть готов сперва получить собственный живой практический опыт, действуя по инструкции духовного учителя, а не пытаться заменить это своими измышлениями и фантазиями по поводу того, каков этот опыт окажется.
  4. Долговременное доверие – духовные учителя могут очень быстро передать смыслы, но, чтобы они усвоились, расцвели в ученике, чаще всего необходимо определённое время. Порой и долгие месяцы. На протяжении всего цикла обучения ученик должен учителю доверять.
  5. Возможность оплаты – если ученику нечем заплатить (учителю или Вселенной, которая через учителя и обучает), то обучение не состоится. Дело не в том, что духовные учителя очень корыстны. Просто нельзя получать, ничего не отдавая взамен – таков Небесный Закон.