Найти в Дзене

Кто такой сэнсэй в традиционных восточных боевых искусствах?

Оглавление

С приходом к нам восточных боевых искусств во второй половине 20-го века в наш обиход вошли и многие из терминов и понятий с ними связанных. Одним из таких слов стало слово СЭНСЭЙ. Вот о нём я хочу сегодня поговорить...

Наверное, мне повезло. Я имел (и имею) счастье учиться и общаться напрямую у мастеров 8-9 данов. Не просто в процессе тренировок, но и в повседневной жизни и делать свои выводы по результатам этого общения.

И некоторыми из этих выводов я хочу поделиться, а заодно и развеять некоторые типовые заблуждения...

А кто такой вообще сэнсэй?

Прежде всего, следует заметить, что сэнсэй — это не учитель (преподаватель) в принятом на Западе смысле этого слова (точнее не совсем). И уж точно не какой-то титул, должность или ранг. В Японии обращение «сэнсэй» является уважительным обращением к более опытным людям (в основном, врачам, учителям, адвокатам и т.д.), так как дословно оно означает «родившийся раннее», то есть тот, кто обладает большим опытом.

В русском языке есть прекрасное точное слово — преждерожденый, которое, с подачи Толкиена, стало употребляться в отношении эльфов в фэнтезийной литературе, выставляя их типа более опытными и мудрыми.

С точки зрения концепции жизни, как Пути, которая свойственна для многих восточных философий, это человек, который начал свой Путь раньше и прошёл дальше. И поэтому, как более сведущий о всех перипетиях маршрута, может являться проводником для тех, кто присоединился позже.

Согласитесь, это немного не то же самое, что в «западном» понимании (особенно нынешнем, когда учителя — это те, кто оказывает образовательные услуги), где учитель выступает в роли наставника, который обязан научить конкретным предметам и навыкам.

Разумеется, что и функция научения и наставничества также присутствует в «деятельности сэнсэя» (не зря же данный термин применяется и в обращению к преподавателям школ, вузов и т.д.).

Разница между западным и восточным восприятием учительства

Разница скорее именно в самой сути восприятия процесса научения. В «западной» модели есть вы, и есть человек, который обладает нужной вам компетенцией и/или знаниями в какой-либо области, отсутствующей у вас. Вы идёте, платите деньги (или не платите, если обучение бесплатно, как в школе. Хотя, и в этом случае оно платно, так как родители платят налоги, которые идут, в том числе и на образование их чада) и в ответ ожидаете, что вас научат, всё покажут и расскажут. То есть научить — это работа и обязанность именно учителя, педагога (кстати, а многие знают, что в Древней Греции педагогами называли рабов, ведь само слово происходит от древнегреческого παιδαγωγός «воспитатель, наставник; букв. (раб) ведущий мальчиков»). Если кто-то не смог научиться, то в данной модели виноват, прежде всего учитель, который не смог научить, не оказал качественные образовательные услуги. И только потом мы возлагаем ответственность на себя (или, в совсем очевидных случаях, своё чадо, которое регулярно прогуливает уроки и не проявляет интереса к учебе как таковой).

В «восточной» же модели, особенно в традиционной японской, с их вплетённым в сознание понятием долга, отношение к преподавателям несколько иное (очень хочется написать было, так как японцы нынче сильно подвержены западному влиянию, особенно молодёжь, но не буду, так как национальные черты, складывающиеся поколениями, не исчезают так быстро и всё не так уж и плохо, как любят ворчать японские старики. Собственно, а где они не ворчат-то, что молодёжь нынче уже не та?). В традиционном японском обществе существует осознание долга перед родителями за то что родили, дали жизнь и перед учителем за то что сделал человеком (научил жить в этом мире). Подобное восприятие, прежде всего основано на безусловном уважение к носителю знания и собственной ответственности за научение. По своей сути, передача комплекса знаний, накопленных предыдущим поколением это и есть традиция (передача этих знаний, обычаев, верований и т.д.), которая призвана помочь последующему поколению приобрести необходимы для жизни (прежде всего в данном обществе) навыки. В том числе и навыки по выживанию. Боевые искусства являются частью этого комплекса знаний и навыков. И раньше, когда ещё не было боевиков и интернета, а большая часть столкновений происходила с применением холодного оружия (на протяжении большей части истории человечества), от обладания подобными навыками напрямую зависела продолжительность жизни. Это был вопрос повышения выживаемости в определенной среде тех, кто шёл по пути боевых искусств (будо). Прежде всего это касалось воинского сословия. У других же сословий на это часто просто банально не было ни времени, ни возможностей (кто же даст крестьянину изучать воинские искусства? Это же потенциальный бунтовщик).

Вполне естественно, что вы будете испытывать искреннее уважение (культивируемое в обществе с рождения) к тем, кто позволяет вам эти навыки получить... В настоящее же время для большинства людей занятия боевыми искусствами не является вопросом повышения их шансов на выживание. Данные занятия очень редко направлены на удовлетворение базовых потребностей безопасности (по классификации А. Маслоу и других), а служат удовлетворению потребностей более высшего порядка. Для кого-то это достижение положения, уважения в обществе, статуса, для кого-то реализация его эстетических и творческих потребностей, а для кого-то и саморазвития и самосовершенствования. И объём уважения к наставнику тут будет напрямую зависеть от того, насколько сильно актуальна, важна реализация этих потребностей для человека. Он уже не является безусловным, как раньше.

Об идеализация образа сэнсэя

Примерно так представляют себе Сэнсэя многие товарищи — этакий образ мудрого и всемогущего наставника, Учителя с большой букву У.
Примерно так представляют себе Сэнсэя многие товарищи — этакий образ мудрого и всемогущего наставника, Учителя с большой букву У.

К сожалению очень многим людям свойственна подмена понятий и вместо уважения они начинают идеализировать своего сэнсэя, создавая в своём уме тот образ. который соответствует их ожиданиям. Чаще всего забывая, что любой наставник также является человеком из плоти и крови, и ничего человеческого ему не чуждо. Он не является абсолютным примером во всём, знатоком во всех областях. Также как и все остальные склонен совершать ошибки, говорить и думать разные глупости, испытывать, в том числе и отрицательные эмоции... То есть он такой же человек со своими сильными и слабыми сторонами.

Чем опасна идеализация и какие они — современные сэнсэи?

Любая идеализация всегда имеет обратную сторону разочарование от того, что нарисованный в вашем уме образ не соответствует на деле вашим ожиданиям. И часто подобное сопровождается не только разочарованием от личности сэнсэя, но и перекладывается на то, с чем он связан и что представляет, в частности с данным видом боевых искусств в целом.

Лично я уже давно заметил, что чем больше человек поёт тебе дифирамбов и возносит на свой внутренний пьедестал, тем больше он потом будет тебя обс@рать...

Те сэнсэи, с которыми я имел счастье тесно общаться (в том числе и в неформальной обстановке за пределами зала) в жизни были самыми обыкновенными людьми, зачастую (учитывая их возраст) со своим набором штампов, суждений и стереотипов, свойственных всем нам. Некоторые из них были более образованы, некоторые менее. Кто-то более критичен и здравомысленнее, а кто-то до сих пор искренне верит в различные теории заговоров и т.д. И конечно же их подход к жизни не является истиной в последней инстанции, а иногда и хорошим примером для подражания.

НО... Все они являются заслуженными мастерами своего дела того вида БИ, который представляют. Каждый из них обладает огромным опытом и объёмом знаний: теоретических и практических. И, что самое главное, каждый из них чувствует ответственность (в той или иной мере) перед своей школой и потребность в передаче знаний тем, кто способен их взять, как следствие этой ответственности.

Конечно же по роду своей деятельности управленца в сфере БИ, будучи президентом/вице-президентом/председателем/директором различных федераций и обществ БИ мне приходилось и приходится общаться со многими мастерами различных направлений. Естественно, что среди них много разных людей. Некоторые достойны искреннего уважения и восхищения, а некоторые являются откровенными проходимцами вызывающими сочувствие (а порой и просто брезгливость). И конечно же далеко не каждому из них свойственна ответственность перед школой и своими учениками, как будущими носителями традиции. Есть и такие, которые занимаются преподаванием ради удовлетворения исключительно своих личных потребностей, прежде всего своих амбиций и почёсыванию своего эго и важности.

Именно про таких Фаина Георгиевна Раневская говорила, цитируя обожаемого ею К.С Станиславского: Он любит не искусство в себе, а себя в искусстве.

Можно ли назвать таких людей сэнсэями? Формально да, ведь любой из них обладает большими знаниями и опытом, чем его ученики. Он точно дольше идёт по этому Пути. Вот только нужно задаться вопросом: а тот ли это Путь, по которому вы сами хотите идти. И по пути ли вам вообще?..

К сожалению сейчас очень многие стремятся "стать сэнсэями". Почему-то многие считают, что если получил чёрный пояс, то уже автоматически "стал сэнсэем" и теперь имеешь право идти и удовлетворять свои потребности и получать долю уважения. Но, так ли это на самом деле? Конечно же нет. И дело даже не в том, что получение шодан (1 дан, чёрный пояс) всего лишь означает, что человек сдал экзамен по владению базовой техникой школой в предусмотренном объёме и уровне (знаю, что многие напишут в комментариях, что в их школах сэнсэями становятся не ранее 2-3-4 данов), а в том, что преподавать, быть наставником — это тоже отдельная компетенция, которую нужно осваивать. Одних только технических навыков недостаточно для того, чтобы начать кого-то учить хорошо и качественно. И... сэнсэй — это не титул, звание или должность.

Наверное, именно поэтому мы и имеем возможность наблюдать высокий уровень деградации многих видов БИ. От того, что преподавать его лезут те, кто не умеет, не готов и просто ещё не обладает тем уровнем понимания, владения техникой и знаниями, которые стоило бы передавать последующим поколениям. Парадокс тут в том, что чем популярнее в данным момент вид БИ (особенно среди родителей, готовых отдавать своих деток), тем больше подобных "инструкторов", считающих себя "сэнсэями" и старающихся урвать свой кусочек пирога.

-3

Когда мне было 17 лет, то как-то, когда мы шли после тренировки на остановку автобуса и беседовали, мой первый Сэнсэй каратэ сказал, что если кто-то из его учеников сможет стать лучше и превзойти его в том, чем мы занимаемся, то он будет считать себя хорошим сэнсэем и его основная обязанность будет выполнена. Из всех, кто тогда занимался, лишь я один продолжаю заниматься каратэ и чего-то немного в нём достиг, а самое главное: мой первый Сэнсэй действительно может считать себя хорошим сэнсэем...

Несколько советов тем, кто хочет научиться...

1. Не позволяйте себе очаровываться и излишне идеализировать образ и личность своего наставника. Да, это весьма полезно и даже необходимо для качества обучения, но в разумных пределах. В восточных ТБИ для этого есть вполне себе прекрасно работающий и проверенный поколениями инструмент. Называется он РЭЙ (яп.) — целая хорошо продуманная система уважения, вежливости и этикета. Это вообще большая отдельная тема, которая достаточно хорошо раскрыта на канале Об айкидо и не только в целой серии статей, в частности в

2. Самой большой ошибкой является подход к обучению, когда вы считаете, что вас кто-то обязан чему-то учить (особенно, если вы заплатили деньги). Нет, так это не работает. Это всего лишь проявление инфантилизма и перекладывание ответственности с себя, на другого. Обязанность наставника только одна — обеспечить вам возможность для обучения и передачи знаний школы. Да и она, собственно не перед вами, а перед своей школой и наставником/ками. А деньги вы платите за возможность учиться и получать знания. И то, насколько вы будете делать это хорошо, зависит именно от вас. В том числе и выбор "правильного" сэнсэя, обладающего должным уровнем компетенций — это тоже ваш выбор... Конечно, многие могут возразить, дескать как же мы можем правильно выбрать, если мы в этом не разбираемся? Как отличить хорошего учителя от проходимца? Ну... на это я могу ответить лишь словами поговорки: когда человек с деньгами встречает человека с опытом, то человек с опытом уходит с деньгами, а человек с деньгами только с опытом... Конечно, никто не может дать никаких 100% гарантий, но маркеры всё же есть...

3. Ещё одной большой ошибкой являются мысли, что вам виднее: как именно нужно вас учить, что важно, а что не важно, что нужно, а что не нужно, да и вообще, что вы умнее своего наставника (в том, чему вас учат). Конечно, будучи учениками в процессе обучения мы не всё понимаем из того, что нам предлагают делать. И смысл этих действий. Мы бываем в чём-то несогласны со своими наставниками, а порой даже спорим с ними (хотя бы внутри себя). Как показывает мой личный опыт, в 9 из 10 случаев, по прошествии некоторого количества времени, каким-то непостижимым образом всё оказывается именно так, как говорили сэнсэи. Они почти всегда (исключения, конечно же бывают, но они лишь подтверждают правило) оказываются правы. И мы убеждаемся в этом тогда, когда достигаем их уровня, доходим то той части Пути, которую они уже прошли. Поэтому лучше использовать проверенное временем армейское правило: п.1. Командир всегда прав. п.2. Если командир не прав смотри п.1.

Умение доверять своему учителю и засунуть своё ценное мнение (и самомнение тоже) подальше себе в тухес — одно из наиболее ценных качеств, способствующих более быстрому и качественному обучению (если вам повезло с уровнем профессионализма наставника).

4. Только от вас зависит то, научитесь вы или нет, и на каком уровне.