В русской истории, с целью усиления значения «земских ополчений», Смутное время часто представлено, как сплошной казачий разгул. Скончание Смуты объясняется победой Земства над казаками, фактически же именно донские казаки способствовали окончательной победе Пожарского, установлению порядка и выборам царя. Казаки Смуты не начинали, но зато сыграли значительную рель в ее прекращении. Роль, сыгранная ими — очень велика. С самого начала Смуты они принимают в ней деятельное участие, сначала на стороне разных претендентов на московский престол, а затем, когда события принимают характер борьбы с иностранной интервенцией (поляками) — на стороне русских национальных сил.
Причины Смутного Времени имели политический, экономический и социальный характер. Главными из них были:
- Борьба за власть среди бояр.
- Окончательное закрепощение крестьян, —- процесс, начавшийся уже давно, но окончательно выкристаллизовавшийся к 1592- 93 гг.
- Социальный гнет и произвол административного аппарата Московского государства.
- Стремление соседних стран, главным образом Польши и отчасти Швеции, воспользоваться слабостью Московского государства и увеличиться территориально за его счет.
Способствовали началу Смуты: прекращение династии Рюриковичей, обеднение низших слоев населения из-за страшного трехлетнего голода от неурожая (1601, 1602- 1603 гг.).
Историк Ключевский считает, что начало Смуты в недовольстве московского боярства возвышением Бориса Годунова. Годунов же, имея уже фактически, еще при царе Феодоре, власть в своих руках, в свою очередь старался обезвредить возможную оппозицию и прибегал к решительным мерам (например, ссылка Романовых на север, пострижение старшего из них в монахи, под именем Филарета).
Исторические труды, описывающие эту эпоху, часто, умышленно или нет, под именем казаков упоминают совершенно разные категории людей.
- «Казаками» было городовое служилое казачество, отдельный род войск Московского Государства.
- «Казаками» также назывались люди, взявшиеся за оружие, как для свержения существующих порядков и для защиты своих прав и свободы, но также и для наживы. В составе их многочисленных отрядов было много анархического и уголовного элемента, занимавшегося больше грабежом, чем решением политических или социальных задач. «Для освободившегося холопа или крепостного — пишет проф. Забелин («Минин и Пожарский» изд. 1870 г.) — звание казака было равносильно боярскому чину. Этот элемент многими, если не всеми, историками отожествляется с казачеством».
- Приднепровское казачество, запорожское и украинское, бывшее в то время польскими поддаными, приходило на Русь и с самозванцами, и в составе польских войск и в виде самостоятельных отдельных отрядов. Оно использовало Смутное Время исключительно для наживы.
- Последней категорией были настоящие казаки: донские, терские, волжские, яицкие.
Первая и вторая категория участвовали в Смуте наравне с прочим населением Московского государства, третья категория — как иностранная вооруженная сила.
Все эти четыре категории казаков имели совершенно различные цели и играли различные роли во время Смуты. Но Донское Войско, как государство, участия в Смуте не принимало, а участвовали в нем лишь отдельные донские казачьи отряды. Большое количество казаков оставалось на Дону и продолжало свою боевую деятельность против Азова, татар и турок.
События Смутного Времени могут сыть разделены на несколько периодов:
- Лжедимитрий 1-ый (1604-1606 гг),
- Восстание Болотникова (1506-1607 гг),
- Лжедимитрий 2-ой или Тушинский Вор (1607-1610 гг),
- Первое ополчение (1611 г.),
- Второе ополчение (1611-1612 гг),
- Избрание Романова (1613 г.)
В 1598 г. Земский Собор, на котором преобладало дворянство и купечество, выбрал царем Бориса Годунова. Преследование им бояр, его подозрительность и недоверие, агитация и самозащита гонимой боярской партии, трехлетний голод, усиление крепостного права — все это вызвало волнение в стране и подготовляло почву для Смуты. Обедневший крестьянский люд, беглые холопы, люди спальных бояр, крестьяне, добровольно отпущенные помещиками из-за невозможности их прокормить, недовольные социальными порядками люди — объединялись в более или менее крупные шайки, нападали на помещиков и купцов. Другие уходили на Украину, на Дон, на Волгу, Терек. Особенно много накопилось недовольного люда в Северской области. Уже в 1603 г. большой отряд Хлопки Косолапа из восставших крестьян и беглых холопов дошел до окрестностей Москвы и прекратил одно время совершенно сообщение столицы с провинцией. С трудом царские войска его уничтожили, причем в бою погибли как царский воевода Басманов, так и предводитель восставших.
В 1591 г. в Угличе погиб малолетний царевич Димитрий сын Грозного, наиболее опасный соперник Годунова на московский престол. До сих пор осталось неизвестным, зарезался ли он сам в припадке падучей или был убит подосланными людьми (Годуновым или боярской партией).
Слухи о том, что Димитрий не был убит в Угличе, а спасся и находится в Польше, стали распространяться вскоре после воцарения Бориса, и, действительно, скоро появился человек, выдававший себя за сына Грозного. Кто он был на самом деле — вопрос до сих пор не решенный, но московское правительстве объявило, что это беглый монах Гришка Отрепьев. Возможно, что это был ставленник бояр, надеявшихся при его помощи убрать ненавистного Годунова, но некоторые факты показывают, что сам Лжедимитрий искренно верил в свое царское происхождение.
Польша, недовольная исходом Ливонской войны и желавшая воспользоваться неурядицами в Московском государстве, но будучи недостаточно сильной, чтобы вступить в открытую войну (действительно, волнения шляхты против короля скоро вылились в открытое восстание), поддержала Самозванца неофициально. Самборский воевода Мнишек, у которого он обосновался, набрал добровольцев и осенью 1604 г. Лжедимитрий появился в русских пределах, в Северской области. Это было началом Смуты.
Зная враждебное отношение донских казаков к Борису, который в 1592 г. пытался ограничить независимость Дона и подчинить его Москве, еще в 1603 г. Самозванец послал на Дон послов с призывом к казакам выступить против Годунова. Донское Войско тогда же послало в Краков атаманов Межакова и Корелу, дабы удостовериться, действительно ли претендент на московский престол является царевичем Димитрием. Данных для этого у посланных атаманов было, конечно, мало, никто из них раньше царевича не видел, так что им приходилось основываться на отношениях польского короля Сигизмунда, польской знати и перебежчиков из московских бояр и дворян. По возвращении казачьих послов Круг послал на помощь Самозванцу 8000 казаков с атаманом Смагой Чертенским. 2000 из них позже соединились с ним около Киева, а главная масса шла с Дона прямо на север по «Крымским дорогам».
Узнав, что Дон готовится поддержать Самозванца, Годунов послал на Дон Петра Хрущева, — того самого, которого хотел в 1592 г. назначить начальником всего Войска Донского. Казаки отвезли Хрущева в 1604 г. к Самозванцу, а Хрущев признал его за настоящего царевича. Естественно, что этот факт окончательно утвердил казаков в их мнении о подлинности претендента, тем более что последний на Дону вел сильную агитацию. Позже Шуйский в одной из своих грамот писал:
«многие свои грамоты прелестные к украйным людям писал, на Дон, к ворам, к донским казакам, знамя свое воровское с Литвы послал...»
(в то время «ворами» называли людей не слушающихся или нарушающих распоряжения властей, а «прелесть» — означало соблазн).
Неизвестно, дошло ли знамя Самозванца до Войска, но оно в целом ему не присягнуло, как не присягало и раньше ни Грозному, ни Борису. Не присягнул Дон и позже царю Василию Шуйскому, хотя тот посылал для этого на Дон Василия Толстого.
Сам Димитрий с польским отрядом шел к Новгороду Северскому, но был отбит царскими войсками и отошел к Севску. Но силы его увеличивались, как за счет местного населения, так и за счет подошедших отрядов запорожцев. Войска Бориса сосредоточились в районе Брянска, откуда они могли быть брошены как на запад, так и на юг в зависимости от положения. Это они отбросили Самозванца от Новгорода, и он двинулся на северо-восток, желая скорее соединиться с казаками, шедшими с Дона. Но под Добрыничами в январе 1605 г. он был разбит царской ратью и отброшен к Путивлю. Казалось, что его дело было проиграно, но присоединение в этот критический для него момент 4000 донцов и успех другой, восточной их, группы, позволили продолжать борьбу.
Восточная группа донцов, шедшая на север по «крымским» дорогам с тем, чтобы соединиться с Самозванцем где-нибудь около Орла или Кром, именем Лжедимитрия занимала город за городом, и вскоре атаман Корела с 600 казаками занял Кромы.
Царские войска, дабы прекратить дальнейшее движение восставших к Москве, сосредоточились под Кремами, являвшихся важным узлом дорог из всего восставшего района. Под Кромами собралось 80.000 царских войск, которые два месяца осаждали город, занятый казаками Корелы, но взять его не смогли. Современники отмечали подвиги казаков, особенно атамана Корелы, которого считали «колдуном». Но в осаждающей армии шло разложение: часть бояр и часть войск не желали сражаться за Годунова.
Неожиданная смерть Бориса в апр. 1605 г. облегчила победу Самозванца. В армии, осаждавшей Кромы, произошел окончательный раскол. Ее командующий, воевода Басманов, признал Лжедимитрия законным наследником и с помощью казаков Корелы обезоружил войска, оставшиеся верными московскому правительству. Вся московская армия под Кромами присягнула Самозванцу. Дорога на Москву была открыта.
В самой Москве вспыхнуло восстание. Новый царь Феодор, сын Бориса Годунова, был убит и в июне 1605 г. отряды Димитрия заняли Москву. После своего воцарения он отпустил казаков, посадивших его на трен, на Дон, что было ошибкой с его стороны, стоившей ему не только трона, но и жизни, ибо он остался совершенно без реальной силы. Польская свита не представляла опоры для трона, а для создания опоры в народе и из народа нужно было время. Лишь несколько отрядов донских казаков с атаманами Межаковым и Епифанцем остались в московских пределах. В мае 1606 г., используя недовольство нововведениями нового царя и его близкими связями с поляками и желая устранить ненужного им теперь Димитрия, московские бояре устроили заговор. Димитрий был убит, а на царский престол без созыва Земского Собора был избран князь Василий Шуйский, власть которого была сильно ограничена Боярской Думой. Проф. Платонов пишет: «Служилые люди и казаки южных городов и с Поля (т. е. донские казаки) «допроводили» до Москвы царя Димитрия в надежде, что от него получат льготы и облегчение их тягот. А между тем едва они вернулись из похода по домам, как узнали, что их царь убит в Москве, и что властью овладели те самые бояре, от которых они видели только угнетение и зло».
Воцарение Шуйского не успокоило страну, дворяне не хотели примириться с захватом власти боярством, а для низших слоев населения это не внесло никаких перемен. Будучи боярским царем, не пользовался он расположением и казаков. Начались новые волнения как в самой Москве, так и в провинции. Особенно крупные восстания произошли в Астрахани, на Тереке и в Северской Украйне. Попытки правительства Шуйского их подавить кончились неудачей. Но наиболее крупным и наиболее активным, и опасным было восстание Болотникова, начавшееся на Северской Украйне, где снова собралось большое количество крестьян, холопов и казаков. Добрая половина Московского государства не признала Шуйского царем. Как только на Северской Украйне узнали о московском перевороте, тотчас же отпали Путивль и другие северские города, затем Тула и Рязанская область. Волнение передалось и на Волгу. Но центром восстания был Путивль с князем Шаховским во главе, которого вскоре сменил Болотников.
Болотников в молодости был боярским холопом. Уйдя на Дон к казакам, попал в плен к татарам и был ими продан туркам. Бежав из плена и побывав в Италии, Венгрии, Польше, к 1606 г. добрался до русских границ, где как раз в пограничных областях начиналось восстание против Шуйского, во имя якобы уцелевшего Димитрия
Восстание быстро разрасталось. Из Путивля через Кромы, Орел, Калугу, Серпухов Болотников подошел к Москве. По дороге к нему присоединились тульские дворяне с И. Пашковым и рязанские с братьями Ляпуновыми, но социальная программа Болотникова — уничтожение крепостничества, передел наличного имущества, перетасовка общественных классов, уничтожение боярства — вскоре оттолкнула от него имущие классы. И. И. Смирнов («Восстание Болотникова». Москва 1951 г.) пишет:
«Изгоняя угнетателей, крестьяне и горожане объявляли себя вольными казаками и вводили у себя казацкие порядки. Отмечая огромные размеры оказачения населения во время восстания, современники писали: «во всех городех паки казаков из холопей и крестьян понамножилось и в каждом городе понаделали своих атаманов».
Эти «новые» казаки, конечно, не являлись настоящими донскими казаками.
Вскоре Пашков и Ляпунов перешли на сторону Шуйского. У села Коломенского царская рать разбила Болотникова, но все же не смогла окончательно подавить восстание. Болотников отошел сначала к Серпухову, а потом к Калуге, где стал укрепленным лагерем. Войско Шуйского осадило Калугу, но взять ее не смогло.
Весной 1607 г. произошло соединение Болотникова с казаками Лжепетра. Новый самозванец появился в прошлом 1606 г. еще при жизни первого Лжедимитрия. В действительности это был сын муромского посадского Илья Горчаков, ушедший на Терек и ставший там терским казаком. Он выдавал себя за сына царя Федора Иоанновича.
Узнав о появлении «царевича Петра», московский воевода на Тереке П. Головин сделал попытку его захватить, но казаки его не выдали и ушли вместе с ним с Терека к Астрахани, а затем на Волгу. С Волги его отряды переходят на Иловлю, затем на Дон и Донец, направляясь, по-видимому, через Северскую Украину к Москве. Если с Терека с ним ушло около 4.000 казаков и восставших, то теперь его силы значительно увеличились за счет донских и волжских казаков. Уничтожив по дороге ненавистный казакам, г. Царев-Борисов, поставленный на Донце Годуновым, и разбив отряды Шуйского на р. Пчельне, они захватывают Тулу, куда вскоре переходит и Болотников. Стотысячный царская рать осадила Тулу, которая сдалась лишь после четырёхмесячной осады. Главные руководители восстания были казнены: Болотников был сослан на север, там ослеплен и утоплен, «царевич Петр» повешен. С ними же погиб один из донских атаманов Нагиба, но большинство простого люда, казаков, вольных и служилых, крестьян, холопов было помиловано и отпущено. Многие из этих людей вскоре снова появились под Москвой с Тушинским вором.
Б. Богаевский, Париж, 1964 (сохранен стиль автора, сделана небольшая редакторская правка)
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================