Для начала минутка интересных фактов. Известно, что современный вид игральных карт появился в странах Европы: примечательно, что в них подпольно играли монахи. Более ранние упоминания относятся к Египту: там жрецы записывали законы Вселенной на специальных золотых табличках 56 из которых стали игральными картами, остальные же ― картами Таро. В Древнем Китае карты могли использоваться в качестве средств расчёта.
А вот о символике карт учёные спорили долго. Предположительно, колода из 52 карт символизирует 52 недели года. Тогда четыре масти ― это четыре времени года, а также четыре атрибута рыцаря (меч, щит, герб, копьё). По другой, христианской версии, пики символизируют копьё судьбы, трефы ― крест для распятия Христа, бубны ― гвозди с четырьмя гранями, вбитые в ноги и руки Иисуса, червы ― пресловутая губка с уксусом на трости.
В арабских странах карты известны с XIV века, в Германии и Франции ― с XV века. В Россию игральные карты пришли из Франции в 1649 году. Историки сообщают, что их мог привести немец или итальянец по фамилии Черчелли. В тот год карточные игры были объявлены греховными, а картёжники ― поставлены в один ряд с ворами. Однако запрет продлился недолго.
Кстати, те самые карты почти в неизменном виде дошли до наших дней. Печатались они на основе четырёх цветов: чёрного, красного, синего и жёлтого. Вы наверняка их видели и играли в них. Кстати, изображены на них не какие-то собирательные образы, а исторические и мифологические личности: царь Давид, богини Минерва и Афина, Жанна Д’Арк, Карл Великий, полководец Этьен де Виньоль, Александр Македонский, рыцарь Ланселот, Гай Юлий Цезарь, герой эпоса Роланд и другие (о том кто есть кто, читайте по ссылке в конце, у меня уже был пост об этом).
Я же хочу поговорить о колоде карт, которая появилась в России в 1903 году. Тогда на балу в 1903 году собрались все видные политические деятели тех времён, а императрица Александра Федоровна решила сохранить для истории это событие. Она заранее предупредила всех приглашённых о том, что они должны явиться на бал в костюмах в стиле XVII века. Одежды шились из самых дорогих материалов и украшались фамильными драгоценностями. В честь праздника было создано более сотни гравюр, а также выпущена колода карт, изображавшая присутствующих.
Карты издавались до 1917 года, после революции Императорскую фабрику закрыли, но производство карт вскоре было возобновлено в СССР: игра набирала популярность.
Кто изображён на русских картах
Ну а теперь давайте разбираться, с кого же рисовали эти русские карты.
Вальты
Бубновый валет здесь ― внук Александра II, он же великий князь Андрей Владимирович, в костюме королевского сокольничего XVII века. Этот последний официальный великий князь из семьи Романовых, после революции сперва жил в Кисловодске, а с 1920 года ― вместе с матерью Марией Павловной во Франции.
Крестовый валет ― это великий князь Михаил Александрович (младший брат Николая II), в пользу которого Николай II после революции отрёкся от престола. Михаил пробыл последним законным царём Российской империи лишь один день: потом его арестовало новое российское правительство. Последние дни жизни Михаил Александрович прожил в ссылке в Перми. Там его убили чекисты. На бал 1903 года князь надел полевой костюм цесаревича.
Валет червей ― это адъютант Николай Волков, служивший у великого князя Алексея Александровича. На балу он был одет в боярина. В период Первой мировой Волков служил в Великобритании, будучи военно-морским атташе. После революции в Россию не вернулся, заранее открыв в Лондоне ресторан. Также в образе вальта использовался портрет ещё одного гостя — Николая Штерна (подпоручика гвардии императора) в одежде военного.
Пиковый валет. Его прототипом оказался Александр Безак ― адъютант великого князя Николая Михайловича. Военную службу он успел окончить до начала Первой мировой. После революции ездил по Европе и миру, предпочитая жить во Франции.
Дамы
Королева червей на русских картах ― это великая княгиня Ксения Александровна (сестра Николая II ― последнего императора Российской империи), переодетая в русскую боярыню. Её платье, предположительно, частично скопировано с костюма царицы Марии, каким он был в театральной постановке царя Бориса 1890 года. Кокошник и веер также изготовили под заказ в ювелирных мастерских Фаберже. Княгиня вместе со своей матерью императрицей Марией Фёдоровной в 1919 году переехала сперва в Данию, позднее ― в Великобританию. Датская королева Александра была Марии Фёдоровне сестрой.
Королева треф на картах (крестовая дама) ― великая княгиня Елизавета Федоровна (Элла). Елизавета Федоровна являлась родной сестрой последней императрицы, а также женой генерала-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова. Для бала ей пошили кокошник, оформленный драгоценными камнями, и платье принцессы, украшенное золотом и чёрными мехами. В 1905 году мужа Елизаветы Федоровны убила бомба революционера, сама же княгиня стала сестрой милосердия в основанном ею же монастыре. В 1918 году её и остальных членов царской семьи живьём бросили в шахту города Алапаевска на Урале.
Пиковая дама ― это княгиня Зинаида Николаевна, происходившая из богатейшей в ту пору семьи Юсуповых. Её сын по имени Феликс был в числе убийц Григория Распутина. Юсупова бежала из России в 1919 году: ей удалось вывезти часть состояния своей семьи и после этого весьма комфортно жить в Париже.
Бубновая королева. Её прототипом стала графиня Александра Толстая, она же одна из придворных фрейлин Марии Фёдоровны (матери Николая II). Являясь тётей Льва Толстого, графиня нарядилась на бал-маскарад в костюм незамужней боярской дочери. Только вот в аналогичных нарядах на бал пришли ещё две женщины: принцессы Софья Дурнова и Вера Кудашева. По этой причине историки сделали предположение, что бубновая королева могла быть написана с одной из них.
Короли
Король червей ― сам император Николай II, нарядившийся для бала царем Алексеем Михайловичем, который был вторым по счёту правителем из семьи Романовых на русском престоле. Примечательно, что булава в руках императора ранее на самом деле принадлежала Алексею Михайловичу, а полосы и пуговицы на костюме Николая II были изготовлены ещё в XVII веке. Сегодня роскошную булаву, оформленную изумрудами, бриллиантами, турмалинами и жемчугами хранят в Алмазном фонде.
Бубновый король ― это Николай Гартунг, шталмейстер Высочайшего двора, а также статский советник. Он явился на бал в костюме боярина XVII века.
Король треф ― это граф и генерал-лейтенант Михаил Граббе. На балу он предстал в образе члена гвардии короля образца XVII века. Граббе оставался верным бывшему императору даже после революции. Будучи в Париже в изгнании он состоял в нескольких организациях, призванных сохранить добрую память о Николае II и его семье.
Король пик ― им стал Иван Грозный, который по естественным причинам присутствовать на балу не мог. Его образ был срисован с картины Александра Литовченко.
И ещё один интересный момент. В первом выпуске колоды "Русский стиль" была карта пеликана, кормящего детёнышей мясом своего сердца. А сверху была надпись: «Себя не жалея питает птенцов».
Она символизировала заботу правительства о детях-сиротах — доходы с продажи этих колод карт шли на поддержку Воспитательного дома, где воспитывали детей-сирот. Некоторые даже всерьёз думали, что играя в карты, они заботятся о детях.
А ниже ещё несколько интересных ссылок, читайте: