В Сети резко выросло число атак на e-mail при помощи поддельных голосовых сообщений — об этом предупредили эксперты. За последние две недели специалисты выявили более тысячи таких случаев. Встроенный MP3-проигрыватель, который якобы содержится в письмах, на деле оказывается вредоносной ссылкой.
Подробности о том, как работает новая схема мошенников, чем она опасна и как защититься от нее, читайте в материале «Известий».
Новая схема
О резком росте числа атак с использованием поддельных голосовых сообщений предупредили специалисты компании Check Point. По их словам, злоумышленники рассылают мошеннические электронные письма при помощи корпоративных телефонных систем. Эти письма якобы содержат сообщения голосовой почты.
- На первый взгляд кажется, что в послании находится встроенный MP3-проигрыватель, но на деле это вредоносная ссылка. Она перенаправляет потенциальную жертву на фальшивую страницу входа в сервис, от имени которого ему и пришло письмо. Согласно «легенде» злоумышленников, именно после входа пользователь сможет прослушать отправленное ему голосовое сообщение.
При этом, как отмечают эксперты Check Point, мошенники в своих рассылках используют данные самых популярных телефонных систем, с которыми сотрудники атакуемых организаций действительно могут работать. Но контакты таких компаний, указанные в сообщениях, при проверке оказываются недействительными.
Однако имитация записанных голосовых сообщений лишь разжигает любопытство потенциальных жертв, заставляя их спешно вводить свои данные для авторизации на поддельной странице хакеров. В итоге схема оказывается весьма эффективной, хотя и требует активного участия пользователей.
Игра на любопытстве
Как говорит в беседе с «Известиями» эксперт по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин, сегодня наиболее распространенные схемы мошенников хорошо освещены в СМИ, поэтому им приходится изобретать всё новые модификации на основе прежних алгоритмов.
«Множество пользователей слышали о других методах обмана, но в подобных сообщениях не видят ничего подозрительного, поэтому и поддаются на уловки злоумышленников», — объясняет эксперт.
В свою очередь, эксперт по сетевым угрозам компании «Код безопасности» Константин Шуленин отмечает, что, используя голосовые сообщения для кибератак, мошенники в первую очередь рассчитывают на любопытство и невнимательность своих жертв. Получив такое письмо, пользователи могут попытаться его открыть без дополнительной проверки. К тому же тут работает эффект новизны: пока схема не стала массовой, на нее будут попадаться.
Для того чтобы такая атака сработала, злоумышленникам достаточно точно знать, в каких компаниях используются корпоративные телефонные системы с возможностью сохранения и отправки по почте телефонных разговоров, дополняет руководитель исследовательской группы Positive Technologies Ирина Зиновкина.
»Жертвы этой схемы переходят по ссылкам и вводят свои данные на фишинговых сайтах, поскольку, по их мнению, телефонная система не может обмануть априори, — говорит Виталий Фомин. — На деле же телефоны и e-mail не принадлежат той компании, от имени которой выступили мошенники».
При этом такие элементы, как корпоративный номер в теме сообщения, фирменный дизайн, наличие реквизитов телефонной системы и ссылок на ее сайты в «подвале», помогают сформировать ощущение, будто письмо пришло из легитимного источника.
Впрочем, как отмечает Константин Шуленин, возможен и другой вариант схемы, при котором пользователю приходит письмо с аудиосообщением, вложенным как MP3-файл. При этом внутри файла вместо записи содержатся вредоносные скрипты, которые при открытии заражают устройство и сеть. Таким образом, киберпреступники могут получить доступ к файловой системе устройства, сохраненным в браузерах паролям и, если компьютер рабочий, ко всем данным в корпоративной сети компании.
Охота за данными
- По данным специалистов, сегодня основным мотивом фишинговых атак, к которым относится схема с голосовыми сообщениями на e-mail, являются получение данных (85%) и финансовой выгоды (26%). Как правило, украденные сведения попадают в даркнет, где традиционно высок спрос на персональные и учетные данные сотрудников компаний, их клиентов и контрагентов.
«Поскольку человек в рамках схемы с голосовыми сообщениями вводит личную информацию на незащищенном ресурсе, злоумышленник непременно воспользуется ей в собственных целях. Например, может представиться его именем в любых учреждениях, в том числе финансовых для получения кредитов, или задействовать эти личные данные в других схемах мошенничества», — комментирует Виталий Фомин.
Чтобы не попасться на уловки злоумышленников, эксперты рекомендуют соблюдать ряд правил безопасности. Руководитель компонента R-Vision Endpoint в компании R-Vision Петр Куценко советует в первую очередь обратить внимание на телефонный номер в теме подозрительного письма с голосовым сообщением. Его корректность стоит проверить прежде, чем открывать аудиодорожку — скорее всего, он будет недействительным.
Кроме того, если возникли сомнения насчет того, что письмо действительно отправлено от телефонной системы, услугами которой пользуется ваша компания, можно обратиться напрямую в ее службу поддержки и уточнить информацию. Во-вторых, стоит проверить оформление письма, поскольку хакеры могут допускать ошибки в корпоративном стиле. И если ранее сотрудник уже получал сообщения от конкретной телефонной системы, лучше сверить элементы фирменного стиля — почтовый домен и корпоративный дизайн.
«Наконец, следите за цепочкой открытия файлов, — подчеркивает собеседник «Известий». — Если вам предлагают сделать несколько шагов, чтобы прослушать сообщение, то, вероятнее всего, вы попались в ловушку злоумышленников».
Механизмы защиты
Несмотря на то что киберпреступники постоянно придумывают новые схемы обмана пользователей, Ирина Зиновкина напоминает: лучшим средством защиты от них по-прежнему остается соблюдение базовых правил кибергигиены.
«Пользователям важно не переходить по ссылкам от незнакомых отправителей, не передавать свои конфиденциальные данные и в целом придерживаться принципа «нулевого доверия», — советует собеседница «Известий». — Кроме того, используйте на своих устройствах средства антивирусной защиты».
Если же киберпреступнику при помощи фальшивого голосового сообщения всё же удалось убедить человека перейти по ссылке из письма и авторизоваться или открыть вложенный файл, то Константин Шуленин рекомендует оперативно запустить сканирование устройства антивирусом, сменить веденный от учетной записи пароль, а также обратиться в поддержку сервиса, к которому мошенник потенциально мог получить доступ.
Кроме того, по словам эксперта, в подобных ситуациях хорошо работает принцип сегментирования. Он подразумевает, что рабочая почта используется только для деловых целей и ее никогда не указывают при регистрации в сторонних сервисах. А для различных покупок, форумов и так далее должен быть отдельный — «мусорный» — аккаунт, где не указаны никакие важные данные.
«Если фальшивое письмо с голосовым сообщением пришло на рабочую почту, следует уведомить о произошедшем отдел информационной безопасности вашей компании, — говорит Петр Куценко. — Его сотрудники оперативно оповестят коллег о мошенничестве в рассылке — не факт, что сообщение от злоумышленников пришло одному человеку».
Такой подход поможет минимизировать ущерб, не только личный, но и компании в целом. При этом со стороны отдела информационной безопасности также возможны несколько вариантов действий — например, помимо рассылки с предупреждением об угрозе, они могут заблокировать подобные сообщения фильтрами в настройках средств защиты информации, заключает эксперт.