Найти тему
Hélène Fourment

Выпускайте... "Восковую персону"!

Оглавление

"Восковая персона в платье" была не просто фигурой Императора, созданной на память потомкам. Её существование было остро необходимо именно тогда, сразу после его смерти, тогда её и создали. Именно "в платье"!

Дорогие друзья, читатели канала, приветствую наш закрытый клуб "по интересам"!

Историки сегодня дают нам однозначный ответ, для чего была создана эта Персона. Она наводила ужас на придворных, однако, цель её создания была не устрашать, а оправдать... Кого?.. Простите меня за долгое вступление, но иначе рассказ о ней будет неполноценным и менее интересным. Покажу её сразу, а рассказ начну со сложной внутриполитической ситуации последних лет правления Петра I. Обещаю, что в следующей статье мы вернёмся в залы Зимнего дворца Петра Первого и я вам покажу, кроме Персоны, ещё несколько восковых произведений.

"Восковая персона", фрагмент
"Восковая персона", фрагмент
Сидит день и ночь, и когда светло и в темноте. Сидит один, и неизвестно, для чего он нужен. От него несмелость, глотать за обедом он мешает. <...> И хоть оно восковое, а все в императорском звании.

Юрий Тынянов, "Восковая персона".

-2

Изначально Восковая персона была одета в другое "платье", это очень важный момент.

Пётр Первый мечтал, чтобы начатые им реформы после его смерти продолжились. Он настолько опасался прихода к власти противников реформ, что не пожалел своего старшего сына Алексея.

Старший сын Петра I царевич Алексей (28 февраля 1690 года - 7 июля 1718 года), художник Иоганн Павел Людден, 1728 год, Санкт-Петербург, 33x25 см, холст, масло. В коллекции ГИМ.
Старший сын Петра I царевич Алексей (28 февраля 1690 года - 7 июля 1718 года), художник Иоганн Павел Людден, 1728 год, Санкт-Петербург, 33x25 см, холст, масло. В коллекции ГИМ.

Петр понимал, что Алексей непригоден к управлению государством, он писал ему:

"радость побед над шведами едва не равная снедает горесть, видя тебя, наследника, весьма на правление дел государственных непотребного".
Художник Бернхард Кристоф Франке. Прижизненный "Портрет царевича Алексея Петровича в латах". Холст, масло, 1710 - 1718 годы.
Художник Бернхард Кристоф Франке. Прижизненный "Портрет царевича Алексея Петровича в латах". Холст, масло, 1710 - 1718 годы.

Алексей Петрович и не спорил, он сам откровенно писал о себе:

"К отцу моему непослушания и что не хотел того делать, что ему угодно, причина та, что с младенчества почти все время жил с мамою и с девками, где ничему не обучился, кроме избных забав, а больше научился ханжить, к чему я от натуры склонен".

Петр знал, что вокруг наследника сосредоточилась оппозиция, а он не мог допустить её к управлению страной.

"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", художник Николай Николаевич Ге, 1871, холст, масло, 135.7×173 см В коллекции Третьяковской Галереи.
"Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", художник Николай Николаевич Ге, 1871, холст, масло, 135.7×173 см В коллекции Третьяковской Галереи.

Царевич Алексей погиб (с ведома Петра) при невыясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости 7 июля 1718 года. Это сложно осознать простому смертному. У Петра на первом месте стояло государство и судьбы Отечества. Трудно представить, что творилось в его душе, когда перед ним встал ТАКОЙ выбор, но он его сделал. Пётр не хотел передавать трон и внуку Петру Алексеевичу, сыну Алексея, по той же причине.

СТОЛИЦА, ФЛОТ, РЕФОРМЫ. Автор Мусикийский Григорий Семенович, миниатюра на эмали: Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге с оригиналов Я. Купецкого и гравюры А. Ф. Зубова. Россия, 1723 год.
Золото, эмаль, роспись.
СТОЛИЦА, ФЛОТ, РЕФОРМЫ. Автор Мусикийский Григорий Семенович, миниатюра на эмали: Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге с оригиналов Я. Купецкого и гравюры А. Ф. Зубова. Россия, 1723 год. Золото, эмаль, роспись.

Пётр всё рассчитал. У него подрастал младший сын Петр от второй жены, Екатерины, все его надежды были на него и на своих единомышленников, "птенцов гнезда Петрова".

Неизвестный художник, Портрет младенца царевича Петра Петровича. Россия, первая половина XIX века. Копия с оригинала Луи Каравака (1684–1754). Из коллекции Государственного Эрмитажа
Неизвестный художник, Портрет младенца царевича Петра Петровича. Россия, первая половина XIX века. Копия с оригинала Луи Каравака (1684–1754). Из коллекции Государственного Эрмитажа

Они должны были продолжать его реформы и передать власть наследнику с наступлением совершеннолетия. Но, прошёл всего год, и его младший сын, его радость и надежда, Пётр Петрович "Шишечка", как ласково называли его родители, умирает 25 апреля 1719 года.

1722 год

Пётр попытался снова всё рассчитать.

16 (5) февраля 1722 года Император в отчаянии издаёт "Указ о наследии престола" ("Устав о престолонаследии"), по которому трон можно передавать не по старшинству, не от отца к сыну, а по достоинству. Это означало, что наследника выберет он сам.

"Устав о престолонаследии" 1722 года
"Устав о престолонаследии" 1722 года

Мужская линия наследования пресеклась, но мог ещё родиться внук от старшей дочери Анны, он предусмотрел и задокументировал и эту возможность. Петру не хватило времени разрулить ту ситуацию, которая возникла в результате его же действий.

А пока он оставлял всё Катеринушке.

Портрет Екатерины I (1684–1727), 1725 год
Портрет Екатерины I (1684–1727), 1725 год

Она его "друг сердешненькой" на протяжении многих лет, его жена, его "матка", его "свет". Он делал всё, чтобы сгладить, чтобы забылось её низкое (подлое) происхождение. Не имея возможности жениться на ней как государь - женился, как адмирал, сыграл свадьбу с высшими чинами Адмиралтейства. Сам непритязательный и аскетичный, он поддерживал её в желании содержать богатый двор по типу европейских, выглядеть и вести такую же жизнь, как другие европейские монархи.

1724 год

А в мае 1724 года он ее лично короновал в Успенском соборе Кремля! Он сам помазал её на царство, после чего она стала не просто Императрицей, она стала его соправительницей.

Автор Иван Зубов. Москва. Лист в честь коронации Екатерины Алексеевны в мае 1724 года. Рисунок 1724 года.
Автор Иван Зубов. Москва. Лист в честь коронации Екатерины Алексеевны в мае 1724 года. Рисунок 1724 года.

Чуть ранее, на заседание коронационной комиссии 24 июня 1723 года был приглашён придворный ювелир, золотых дел мастер Самсон Ларионов. Ему поручили изготовить "секретно" и одному новую корону для императрицы. Венец создавался в Санкт-Петербурге, и в начале марта 1724 года был отправлен в Москву.

Уже через месяц после коронации корону разбирают и 9 июня 1724 года в Мастерскую и Оружейную палату передаётся "корона всея Ея величества государыни императрицы коронована толко один корпус серебреной вызолочен… без алмазных вещей"
Уже через месяц после коронации корону разбирают и 9 июня 1724 года в Мастерскую и Оружейную палату передаётся "корона всея Ея величества государыни императрицы коронована толко один корпус серебреной вызолочен… без алмазных вещей"

До наших дней дошёл лишь "остов" (позолоченная серебряная основа) короны Екатерины I, ныне хранящийся в Музеях Московского Кремля.

7 мая 1724 года император предстал перед участниками и гостями коронационных торжеств в Москве в "летнем кафтане небесно-голубого цвета, богато вышитом серебром, в красных шёлковых чулках и в шляпе с белым пером". На императрице в этот день была исполненная по испанской моде "богатейшая роба… из пурпуровой штофной материи с богатым и великолепным золотым шитьём, а шлейф его несли пять статс-дам".
-12

Коронационное платье Екатерины I вместе со всеми аксессуарами по традиции было передано на хранение в московскую Оружейную палату сразу после коронации. Костюм Петра I вернулся в Зимний дворец. Пётр надевал его один-единственный раз в тот торжественный день и этот момент остался в памяти придворных.

И даже после всего этого Екатерину не воспринимали как законную царицу. Тем более, Пётр перед смертью не оставил завещания, не указал на неё как на свою прямую преемницу. На это были свои причины, но это уже совсем другая история.

1725 год

После смерти Петра Первого Екатерину не считали законной правительницей, против неё были все старые фамилии, наследником хотели видеть прямого продолжателя рода Романовых, а не безродную прачку. Екатерина пришла к власти "на штыках" верных Петру преображенцев, при поддержке Александра Меншикова и одной из придворных олигархических партий. Они стремились остаться у власти и имели далеко идущие планы.

Но как Екатерине и поддерживающему  ее Меншикову было убедить недовольных, что "самая достойная наследница Петра" - бывшая прачка, а не родной внук благородных кровей, сын царевича Алексея?

Именно в тот момент и понадобилось подтверждение её легитимности, потребовалось напомнить о её Коронации и Помазании на царство, раз сам Пётр не успел этого сделать.
Не успел сделать, будучи живым - сделает восковым!

В феврале 1725 года Растрелли получил повеление императрицы сделать "восковую персону" Петра Великого. В 18-м веке "персоны яко живые" были распространены и ценились как произведения искусства. При этом в официальном названии этой символической инсталляции акцент делался на последнем слове - "восковая персона в платье". Небесно-голубой Коронационный костюм Петра был посланием недовольным царедворцам.

-13

В руке восковой император держал Указ о престолонаследии, а сверкающие глаза воскового лица, отлитые из золота, наводили ужас на вельмож, недовольных тем, что Екатерина взошла на престол.

Этот страх перед сидящим, как живым, Петром Первым, впоследствии оброс большим количеством легенд и слухов. В своей повести Ю. Тынянов пишет: "Екатерина... не подходила близко, чтобы не срабатывал механизм, и персона не вставала - уж очень она была похожа на живого царя." Среди посетителей Эрмитажа ходил слух, что "персона" может вскочить и указать рукой на дверь, если кто-то из проходящих ей не понравится.

-14

"Восковая персона" скоро отметит своё трехсотлетие, много раз она требовала реставрации, ей требовалось переодевание и у реставраторов была возможность осмотреть и изучить её. Никакого механизма внутри нет, она никогда не могла двигаться, вскакивать, ходить и вскидывать руки.

Своё предназначение она выполнила и быстро стала не нужна; и всё-таки спасибо находчивости прачки Екатерины и продавца пирожков Меншикова, что сегодня у нас есть возможность увидеть, как выглядел великий реформатор, император Петр Первый в действительности.

Продолжение читайте в статье "Всё о Восковой Персоне Петра Первого".

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки