Я чисто пишу о том, что среди большого количества российских чиновников, так или иначе связанных с финансово-экономической сферой, интересно послушать лишь единицы, которые объективно оценивают ситуацию, не скатываясь в политические лозунги и пропаганду. Одной из таких чиновников все еще является глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Поэтому я, например, всегда с интересом читаю/слушаю ее пресс-релизы и другие выступления - из них можно увидеть более-менее реальную картину российской экономики.
Надо признать, что многим обывателям речи г-жи Набиуллиной покажутся заумными, скучными, нудными и непонятными. Вот эти всякие "незаякоренные ожидания", "дезинфляционные процессы в устойчивой части инфляции", "дезинфляционный импульс по процентному и валютному каналу, каналу ожиданий" (это все фразы из ее выступления 16 февраля)... Тут человек, разговаривающий с телевизором, должен разозлиться и закричать: "Что за...! Ты нам скажи, когда яйца подешевеют и пенсии станут достойными!".
Но в этом Эльвира Сахипзадовна ничуть не отличается от своих западных коллег: и главы ФРС, и главы ЕЦБ всегда, вот вообще всегда говорят загадками и полунамеками. Которые потом аналитики и инвесторы вынуждены разгадывать. Кстати, ее тема с брошками, которая ранее была популярна, а теперь уже не используется - тоже о многом говорит.
И вот, в выступлениях Набиуллиной тоже всегда много не то чтобы загадок, а, скажем так, завуалированностей, которые не бросаются в глаза, не режут слух, становятся понятными не с первого раза, а только если в них вчитаться и вникнуть. Особенно это касается людей, далеких от финансово-экономической сферы.
Но если вот так вникать в речи Набиуллиной, которые она всегда произносит после заседаний ЦБ, можно сложить довольно реалистичное впечатление о состоянии дел в российской экономике. Без прикрас и с указанием не только положительных (как в речах других чиновников), но и отрицательных моментов.
И далее я на примере ее вчерашнего выступления побуду переводчиком с заумного ЦБшного на простой русский язык, и доступно объясню вам, что хотела донести Эльвира Набиуллина в некоторых своих речевых оборотах.
Про инфляцию:
Ослабление инфляционных тенденций прежде всего связано с ужесточением денежно-кредитной политики. Ее дезинфляционный импульс идет и по процентному, и по валютному каналу, и по каналу ожиданий. Повышение ключевой ставки привело к увеличению ставок по кредитам и депозитам и транслировалось в замедление кредитования и активный рост вкладов. Что касается валютного канала, то высокая ставка делала привлекательнее рублевые активы, сдерживала спрос на импорт и, соответственно, иностранную валюту. Это внесло вклад в стабилизацию курса рубля. Перенос его летнего ослабления в цены завершился. Наконец, начали снижаться с крайне высоких значений оценки будущей инфляции со стороны участников финансового рынка, населения и предприятий.
Перевожу на понятный язык:
Когда ЦБ повысил ключевую ставку, люди стали брать меньше кредитов и размещать в банках больше депозитов. Рублевые депозиты на этом небольшом этапе стали привлекательнее вложений в валюту. Импортные товары сильно подорожали из-за упавшего рубля, поэтому их стали покупать меньше. В результате спрос на валюту подупал и рубль перестал падать, а его более раннее падение уже отразилось в росте цен и больше на них не влияет. На этом фоне люди, предприятия и банки сейчас пока ожидают более низкого роста цен, чем ожидали ранее.
Все эти 3 фактора (рост сбережений и замедление кредитования, стабилизация рубля и снижение ожиданий по инфляции) в совокупности тормозят рост цен, чего мы и добивались.
Про экономику:
В прошлом году рост ВВП составил 3,6%, что существенно выше нашего прогноза. Основным драйвером стал внутренний спрос. Особенно сильно увеличились инвестиции, что связано со структурной трансформацией экономики. Оперативные данные указывают на продолжение инвестиционной активности, но меньшими темпами. Большой вклад в рост экономики внес потребительский спрос, поддержанный ростом зарплат и кредитования. Потребление росло высокими темпами до конца прошлого года. Полной информации по началу года еще нет, но наши региональные подразделения отмечают признаки замедления роста потребительской активности в январе.
Тем не менее расширение потенциала экономики — это всегда процесс небыстрый. А общий спрос в экономике, подпитываемый госрасходами и ускоренным кредитованием, вырос заметно сильнее. В итоге даже с учетом повышения возможностей производства избыточный навес спроса (иначе говоря, перегрев экономики) выливался в ускоренный рост цен. Вероятно, пик этого перегрева пришелся на осень. Решения по ключевой ставке способствовали появлению первых признаков возвращения экономики на траекторию более сбалансированного роста.
Перевожу на понятный язык.
Мы сами обалдели от этих цифр по ВВП, которых аналитики не ждали и близко (ведь прогноз ЦБ - это консенсус-прогноз около 30 ведущих российских аналитиков). Я промолчу о том, насколько они реальны.
В прошлом году государство активно вливало деньги в ВПК и все, что с ним связано. В этой сфере сильно выросли зарплаты, из-за конкуренции за кадры и в других сферах они тоже выросли, у людей появились свободные деньги и они стали больше покупать. Кроме того, люди стали больше покупать в кредит, росла закредитованность населения. Дорвавшись до "свалившихся на голову" денег, люди почувствововали финансовую уверенность и скупали все подряд как не в себя, даже в кредит. Но производить товаров для людей в России больше не стали, ведь весь акцент был сделан на ВПК и весь этот рост - его заслуга.
Поэтому в экономике создалась ситуация превышения спроса над предложением, из-за чего и начали резко расти цены. Мы в ЦБ называем это "перегревом", и пик перегрева пришелся на осень. Нам пришлось "охлаждать" перегрев задиранием ключевой ставки, что вроде получилось, но еще не точно.
Теперь таких ненормальных скачков ВВП не будет, мы получим наши привычные 1-2% в год.
Ну и в заключение о денежно-кредитной политике и целях ЦБ:
Мы повысили прогноз среднегодовой ключевой ставки на 1 процентный пункт. В этом году средняя за год ставка будет находиться в диапазоне 13,5–15,5% годовых...
...Наша политика позволит снизить инфляцию до 4,0–4,5% в этом году и закрепить ее на целевом уровне в дальнейшем.
Перевожу на понятный язык.
Раньше мы думали, что за счет удержания ставки на уровне 12,5-14,5% мы понизим инфляцию до 4%. Но уже сейчас понимаем, что даже при ставке на 1% выше - 13,5-15,5%, хорошо бы, чтобы инфляция опустилась хотя бы до 4,5%.
То есть, ставку мы будем держать более высокой, чем планировали, а инфляцию снизим слабее. И это по нынешнему прогнозу. Далее мы можем его опять поменять.
Вот примерно это хотела донести Эльвира Набиуллина в своем выступлении по ключевым моментам, которых оно касалось.
А вот краткий обзор ее полного выступления:
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.