Есть в русском авторском кино настоящие бриллианты и это один из них. Не буду называть этот фильм лучшим произведением Шукшина, ибо у него большинство - лучшие. Его не слишком долгий творческий путь в контексте мировой культуры можно сравнить с творчеством Вуди Аллена или Бергмана. Тут сравнение не совсем корректно, ибо Бергман творил шесть десятилетий, столько же Вуди Аллен - он и по сей день творит. Сравнимость лишь в независимом творческом почерке.
Шукшин снял за тринадцать лет режиссёрской деятельности семь фильмов. Два первых и два последних - превыше всех "Оскаров".
"Печки-лавочки" - поэма любви и света. Посмотрите, как скрупулёзно показаны деревенские посиделки, начинающие и заключающие вояж героев "На курорт, к югу!".
Наравне со знаменитыми артистами, изображающими родных Ивана Расторгуева, местные жители - беззубые, не гламурные - но настоящие. В Алтайском селе такое возможно, на московских сценах это не пройдет. Там даже эпизодах Гердт и Любшин. Примечательный момент: клоун-мим Леонид Енгибаров появился в этом фильме в качестве камео. Это было его последнее появление на экране. Персонажей и их характеры можно перебирать бесконечно, как и цитировать фильм:
"...-Погоди, тут какой-то Гегель получается.
-При чем тут Гегель?
Я же вас не оскорбляю...”
"Вот бывает, встанешь утром, ещё не завтракал, а уж смех берет. Черт-те знает что такое, вот смешно, и всё.
Удержу нет, никак не остановишься."
Цитаты смешные, и болезненно-щемящие - в том и сила Шукшина.
Герой фильма Иван Расторгуев - глубина русского сердца. Он и Иван-дурак и Василий Тëркин. Без таких не мыслимы ни победы в войнах, ни мирные застолья.
А заключительная сцена фильма, где Иван сидит босиком на лугу, спустя годы стала памятником самому Василию Шукшину.