Живешь себе, не ведая забот, погруженный в суету будней. И вроде бы голова не пуста, есть интересы, увлечения, дела какие-то. Но вот срабатывает нечто, и появляется в жизни такое, что захватывает тебя без остатка. Все остальное, казавшееся прежде существенным, отодвигается. И ты погружаешься в прошлое далекое или близкое, неведомое, лишь едва намеченное крохами знаний, отголосками памяти, туманными образами… Звучат в памяти слова, слышанные ли или пригрезившиеся. И уже нет необходимости искать обоснование этому зову. Зачем? Если предки позвали тебя, отзовись, иди навстречу с ними, с их жизнью, перелившейся в соответствии с законами бытия в твое сегодня. Сколько поколений скрылось за чертой, прожив отмеренное в свой черед, прежде чем появился на земле ты. Нет им числа. Но ты живешь благодаря им всем, бывшим на этой земле. И не просто живешь, но несешь в себе отзвуки прожитых ими жизней, наследуя все, бывшее с ними. Вот и наступает время рассказать о тех, кто жил до тебя, кто дал тебе жизнь, на чьих плечах пришел ты в этот мир. Ибо живут уже дети твои и внуки. А значит, скоро и ты станешь частью прошлого для них. И чтобы они не потерялись в этом мире, не чувствовали себя в нем одинокими и случайными, нужно оставить им рассказ о прошлом их. Ибо бывшее с нашими прародителями, было и с нами. Трофимово Лысковского района Нижегородской области, вроде бы, ничем не отличается от других сел и деревень нашего района, но как оказалось оно имеет богатейшую историю. История села – это жизнь наших предков, вплетенная в историю нашей огромной страны. В течении четырех лет я по крупицам собирала сведения о родном селе в Нижегородском архиве, из книг, из воспоминаний старожилов, из воспоминаний детства и др. источников. Наши предки поселились здесь неслучайно: рядом лес, река, и родники. Вот что удалось найти.
Село Трофимово – Монастырское.
« Уезжают мои друзья.
На Европу спешат наглядеться,
А меня всё тянет в края, Где мое пробежало детство.
Мне дорога туда светла.
Там моя счастливая доля:
Полонила меня ветла
На краю у ржаного поля.
Насмехаются надо мной:
Есть места, мол, куда красивей,
А зачем мне весь шар земной.
Мне достаточно и России». ( Е. Бобылев).
СЕЛО в XVII веке
В писцовых книгах 1620 –х годов в селе зафиксированы два монастыря. Упоминаются сенные покосы и выгонная земля Покровского девичьего монастыря «деревни Трофимовская». Другой монастырь упоминается в связи с покосами у д. Кузнечихи ( там 8 дворов и стоит на речке Коростылихе) неподалёку от «деревни Трофимовы». Так вот эти земли принадлежали Николы Угрешскому монастырю, что находился в Подмосковье. (Щанов В.) 1623год. Марта 30. Жалованная несудимая грамота Суздальскому Покровскому девичью монастырю. «Божией милостью мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Руси Самодержец, пожаловали есмя Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря, что в Суждале (Суздале), игуменью Ульянею да келаря старицу Олену с сестрами: положили оне перед нами Царя Василья Ивановича всея Руси жаловалные четыре грамоты, за приписью диакона Павла Матюшкина, 114году. В первой грамоте написано: вотчина их, в Суздальском уезде, у монастыря село Сельцо, да селцо Ярлыково с деревнями, да селцо Хрипилево с деревнями, да селцо Булгаково, да селцо Чернцы…….Да в другой грамоте написано: что их монастырек Святых Праведных Богоотец Иакима и Анны в Суздале, внутри города, и дворы монастырские на посаде, да в Суздальском уезде, в Ополье, село Гавриловское, да сельцо Обакумле,…. да в Нижегородском уезде деревня Трофимово на речке Ушаковка…» 114 год,- т.е. в 1606 году наша деревня Трофимова была жалована царем Василием Ивановичем Суздальскому Покровскому девичьему монастырю. 1648 год Письма стряпчего Покровского монастыря Василия Белина из Москвы игуменье княгине того же монастыря Леониде и келарю Александре с сестрами. « По поводу потравы конским стадом, принадлежащим крестьянам вотчины Покровского монастыря, села Шипова, боярского же жеребья вотчины боярина Никиты Ивановича Романова, села Лычова, Василий Белин извещает, что об этом деле лично боярину ему не удалось побить челом, т.к. его нельзя видеть за болезнью; но отписку об этом к боярину от монастырских властей он подал его приказному человеку Ярославу Просолову и просил его побить челом боярину, чтобы он на монастырских крестьян потравы не взыскивал; боярин Никита Иванович приказал отписать в село Лычево к приказчику своему Степану Коровину, чтобы он лошадей монастырским крестьянам и поручную их запись в хлебной потраве отдал, и велел только взять на крестьянах за порчу хлеба, « по травле» смотря что касается крестьян, выбежавших из монастырской вотчины, села Трофимова, в вотчину боярина Бориса Ивановича Морозова, в село Лысково, то челобитную об этих беглых крестьянах он подал приказному человеку боярина Морозова, Степану Киселеву, который говорит, что грамота о выдаче крестьян написана приказчику села Лыскова; но приказный грамоту не отдает, « знать от тово почести хочет». Василий Белин просит по этому делу инструкций.» Подал отписку монастырский слуга Игнатей Кляпиков 10 августа 156 года(1648г). Исходя из этих документов, становится понятно, что Трофимово стало селом между 1606 и 1648 годами, а до этого оно было деревней Трофимовской. Получается, что и церковь в селе была построена в эти годы. А, второе название село –Монастырское получило лишь по той причине, что земли принадлежали двум монастырям. Но о какой деревне Кузнечихе идет речь? Деревня, которая находится рядом с «деревней Трофимовская» на речке Корыстылихе принадлежит Николы Угрешскому монастырю. Старожилы села Трофимово вспоминают о речке Корыстылишке, которая теперь превратилась в ручей. В эту речку вливает свои воды ключ Гремячий, затем она впадает в речку Ушаковка. Значит, деревня Кузнечиха находилась, где -то рядом.
XVIII век
1716год. С.Трофимово, Монастырское тож. Церковь Богоявления Господня. Поп Козма Григорьев. Поп Василей Федоров. Диакон Петр Степанов служит в церкви с 1716г.. Дьячок Иван Тимофеев –с 1717г. Пономарь Федор Дмитриев – с 1705г. Дьячок Петр Иванов –с 1715г. Просфирня Агафья Минеева- с 1712г. 1719 год В Исповедных ведомостях Курмышского уезда вотчины Суздальского Покровского девичьего монастыря упоминаются прихожане церкви Богоявления: жители с.Трофимово, нашего приходу д. Кобылина помещицы вдовы Татьяны Дмитриевны Никитиной- 6 семей. Нашего же приходу Лысковской волости царицы Екатерины Давыдовны деревни Кузнечихи несколько семей. Также прихожане с. Исады попу Федору Ларионову жена Акулина, с.Просек попу Андрея Иванову жена Матрена, с. Лыскова Никиты Михайлова жена Агрипина, сыну Симону жена Марина, дочери Елена и Марфа. Пришли в церковь с. Трофимово и духовные дети попа Василия Федорова - Борис Михайлов сыну Савелия жена Ксения Степанова и дочь Ирина. Попа Василия Федорова жена Татьяна, диакона Петра Степанова жена Евдокия, пономаря Федора Дмитриева жена Матрена. Деревня Кузнечиха вновь упоминается, но теперь она принадлежит царице Екатерине Давыдовне, вдове Арчила Вахтанговича, умершего в 1716 году. Арчил Вахтангович, бывший попеременно царем Кахетии и Картли, приехал в Россию и царь Петр I в 1700 году пожаловал ему «из наших Нижегородского уезда дворцовых волостей: Терюшевская да Белогороцкая и Лысковская волости с принадлежащими к ним селы и деревнями». Эта деревня Кузнечиха тоже принадлежать стала ему. 1722- 1723гг. В церкви в честь Богоявления Господня с.Трофимово Курмышского уезда служат: священник Петр Степанов, диакон Петр Иванов, дьячок Иван Тимофеев и пономарь Федор Дмитриев. Пахотной земли, сенных покосов и разных угодий при церкви не было. Село Трофимово составляло вотчину Суздальского девичьего монастыря. Приход состоял из 93 крестьянских дворов. 1734год. Села Трофимова дьячков сын Федор Петров 17 лет в 1734 году изучил славянороссийскую грамматику. С 1736 года жил при отце праздно, а с 1738 года определен в тоже село дьячком. 1740г. в списках учеников Нижегородской Духовной семинарии числятся дьячков сын Ларион Петров, 17лет и попов сын Федор Иванов 13 лет. 1743 год. Роспись Нижегородской епархии Курмышского уезда Лысковской пятины вотчины Покровского девичья монастыря, что в Суздале, села Трофимова церкви Богоявления Господня попа Ивана Тимофеева сего 1743 года о бывших на исповеди и принявших тайн причастия прихожан сей церкви. Кроме крестьян села Трофимова, на исповедь пришли Нижегородского уезда Грузинского царевича Бакара Вахтанговича Лысковской волости деревни Кузнечихи несколько семей, Курмышского уезда вотчины помещика Ивана Никитина деревни Кобылина помещица Параскева Никитина со своими крестьянами.
1746 год. Прошение Великому Господину Преосвященному Димитрию епископу Нижегородскому и Алаторскому.
Бьет челом Курмышского уезду Лысковской пятины села Трофимова иерей Иван Тимофеев о постройке, на месте сгоревшей церкви, церкви во имя Богоявления Господня с пределом Иоанна Богослова. 1746 год. Указ его императорского величества самодержавца Его сиятельства Преосвященного Димитрия Епископа Нижегородского и Алатырского казенная контора Нижегородской Епархии Лысковской пятины правителю духовных дел Рождественского девичья монастыря Лыскова протоиерею Ивану Иванову декабря дня сего 1746 года: « В поданном к преосвященному Епископу ведомства твоего Курмышского уеду села Трофимова написано Поданному Вашего Преосвященства указ: вольно в том селе Трофимове вместо сгоревшей церкви во имя Богоявления Господня с пределом Иоанна Богослова строить вновь церковь с пределом». Далее говорилось о том, чтобы престол был поставлен равномерно и размеры соблюдались « в вышину аршина шесть, в ширине аршина четыре». Если всё сделано правильно, « и святыми иконами и прочих церковных благолепиях удовольствовали по всем правилам церковным и устава, то тот предел, посланным из Нижегородского Спасова Преображенского Собора освященном антиминсом, освятить тебе по- новой». В 1764 году произошла секуляризация – обращение церковной и монастырской собственности в государственную. Поэтому монастырские крестьяне были переданы в управление особой коллегии экономии, что дало основание называть их « Экономическими». 1779г.В списках студентов Нижегородской Духовной семинарии значится Трофимов Алексей сын умершего диакона Николая Афанасьева из с. Трофимово. 1781г. В с. Трофимове в Богоявленском храме служат: иерей Андрей Матвеев, дьякон Никита Федоров, дьячок Егор Федоров -зять дьякону Никите Федорову, пономарь Иван Тимофеев - дьячку Егору племянник родной. 1782г.В храме Богоявления служат иерей Андрей Матфеев, вдов, ему 44 года. Лысковской Введенской церкви взятого в военную службу пономаря Матфея Степанова сын. У него дочь Евфимия 14 лет. Диакон Никита Федоров 78 лет, сей церкви пономаря Федора Дмитриева сын. Жена его Анна Никифорова 90 лет. Курмышской Пятины села Моклоково дьячка Никифора Иванова дочь. Дьячок Егор Федоров 42 лет, сей церкви дьякона Федора Петрова сын. Жена его Авдотья Никитина 44 лет, сей церкви дьякона Никиты Федорова дочь. Их дети: Степан (21год) служит копиистом в Макарьевском Земском суде, Ирина 14лет. Пономарь Иван Тимофеев 13 лет, сей церкви пономаря Тимофея Федорова сын. Мать его вдовая пономарица Акулина Федорова 45лет, жена здешнего пономаря Тимофея Федорова. Просфирница Аграфена Афанасьева 51 год, села Исады иерея Василия Григорьева жена. Дети их: Степан 27лет, дьячок в с. Колычево. Тимофей 15 лет, пономарь В Вознесенской церкви Лыскова. Матфей 8 лет, Мария 19 лет. Вдовая пономарица Настасья Артемьева 32 года, сей церкви пономаря Василия Петрова жена. В это же время в Лыскове живет, бывшего иерея Богоявленского храма Ивана Тимофеева, дочь Анна Иванова 60 лет. Её муж иерей Матфей Максимов 60 лет, служит в Лыскове в Троицкой церкви. Матфей Максимов – сын дьячка села Красная Лука Максима Иванова. Их сын Андрей Матфеев 36-и лет служит диаконом в Троицкой церкви. История села на этом не заканчивается……
.XIX век. 1829г. В с. Трофимове живут экономического ведомства крестьян 75 дворов- 330 мужчин, 384 женщины. Солдат 1 двор- 4 мужчины и 1 женщина. Этот документ подписали: священник Аггей Михайлов Косаткин, а также - дьячок Василий Степанов, пономарь Алексей Николаев и Иван Осипов. Дьячок Василий Степанов в дальнейшем получает фамилию Трофимовский и все его потомки пишутся под этой фамилией. Пономарь Алексей Николаев сначала получает фамилию Трофимов, но его сын, обучаясь в Нижегородской Духовной семинарии, получает фамилию Богоявленский по названию церкви с. Трофимова. Его потомки пишутся под фамилией Богоявленские. В этом документе говорится, что церковь построена в 1751 году тщанием прихожан. Здание деревянное, твердой колокольни не имеется, а подвешен колокол на столбах. Престолов в ней два: в настоящем холодном - во имя Богоявления Господня; в пределе теплом, во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Утвари в церкви достаточно. Причта положено по штату- священник, дьячок и пономарь. Земли при сей церкви усадебной – тысяча тридцать две сажени. Пашенной - тридцать десятин, лугов три десятины. Планов и межевой книги не имеется, а означено во владельческом плане. Дома у церковнослужителей деревянные собственные на церковной земле. На содержание церковнослужители ни от кого не получают. Зданий принадлежащих церкви не имеется. Опись церковному имуществу сделана в 1823году. Метрические книги с 1792 года хранятся в целости. В церкви служит священник Аггей Михайлов Косаткин 49 лет дьячков сын. В 1795 году посвящен в дьячка в село Красная Лука, а в 1806 году произведен в диаконы в село Огнев Майдан Васильской округи, а из оного в 1821 году произведен на настоящее место в священники. В семействе у него жена Пелагея Степановна 49 лет и дети их: Андрей 21 год, Ольга 9 лет. В 1850 году, Андрей Аггеевич Косаткин служил в Спасо-Преображенском соборе с. Лысково. Дьячком в Богоявленском храме села Трофимово служит Василий Степанович Трофимовский 29 лет, дьячков сын. В семействе у него жена Пераскева Яковлевна 30 лет и дети их: Григорий 7 лет, Пераскева 5 лет и Наталия 2 лет. Пономарем в церкви служит Алексей Николаевич Трофимов( Богоявленский) 45лет, определён на это место в 1800году. В семействе у него жена Татиана Ивановна 43 лет и дети их: Михаил 22 лет учится в Нижегородской Духовной семинарии, Матвей 21год учится там же, Параскева 16 лет, Ирина 14 лет, Анна 12 лет, Симеон 9 лет, Михаил 6 лет, Евгений 3 года. Просфирна – девица Евфимия Ивановна 48лет, дочь бывшего священника Ивана Тимофеева определена на это место в 1822 году. При этой церкви находятся также заштатные и сиротствующие: бывшего священника Якова Петрова жена Анна Васильевна 70 лет живет на пенсии священника Аггея Михайлова, получает по сорок рублей в год. Здесь же проживает бывшего дьячка Стефана Тимофеева(Трофимовского) жена Евдокия Борисова и дочери её Мария Стефановна 39 лет и Матрона 34 лет живут на пропитании вышеописанного дьячка т.е. Василия Степановича Трофимовского. В 1841 году в селе возникает Трофимовское волостное п В 1844 году в селе находится Трофимовская сельская расправа Трофимовской волости Васильсурского округа управления Нижегородской палаты Государственных имуществ. Позже находился в селе и Трофимовский волостной суд Макарьевского уезда Нижегородского уезда. Здесь решались дела жителей с. Лыскова, с.Исады, с. Просек о наследствах, о назначениях на разные должности, дела об избиениях, об оскорблениях, о поимке беглых, а также о принятии в подданство России. Например, донесение 21 марта 1880 года: « Трофимовскому волостному Правлению Макарьевского уезда. Бывшего Прусско подданного Эрнеста, а по принятии Православной веры Егора Нозе, согласно его просьбе и приложенным приемному Приговору и свидетельству выданному 21 июня 1879 года за № 1.20 б из Нижегородского Губернского Правления в том, что он Нозе, принят в подданство России, Казенная палата зачислила 1880 года в число крестьян собственников бывших государственных не окадастрованных, Макарьевского уезда Трофимовской волости Выползовского общества в слободу Выползову на льготу от числа податей на 2 года, считая со 2-ой половины 1880 года по 2-ю половину 1882 года. О чем Казенная Палата дает знать Трофимовскому Волостному Правлению». Позже в архивах встретилась информация « Георгий Иванович Нозе 45 лет живет в Выползовой слободе, работает часовщиком « добывает 40 рублей». 1849 год. Василий Петрович Паршин(1805-1859) –русский очеркист отправился из Иркутска в Москву с семьёй, чтобы посмотреть « мир Божий». Все время многомесячной поездки он вел подробные, но сухие записи, стремящиеся к точности. Для нас же записки В.П. Паршина представляют собой удивительный источник, рассказывающий о том, что представляла собой в те годы главная дорога, Сибирский тракт. Увидеть глазами автора, только что, построенное шоссе Москва -Нижний Новгород, открытого в 1840 году. И что особенно ценно, это то с какой точностью он описывает путь по главной (Большой) дороге нашего села, т.к. тракт Москва- Казань проходила через село Трофимово до 1960-х годов. « От Асташихи до станции Летнево 26.5 верст. Дорога начинается едва заметным, отлогим подъемом. На 6 версте длинный спуск. Здесь влево от тракта видны большие селения Плотинское и Чернуха. В Плотинском 1 каменная церковь, а в Чернухе 1 каменная церковь и 1 деревянная. Вправо от тракта села Окишино и Трофимово. В Трофимове каменная церковь. На 11 версте переезд через гать в 120 сажень и мост в 30 сажень, за которым еще гать в 60 сажень чрез лог и топкое место. На 12 версте переезд чрез мост в 20 сажень чрез лог. От мосту этого легкий подъем и потом спуск на мост в 15 сажень чрез лог. Далее мост в 10 сажень чрез ручей. На 15 версте крутой спуск на мост в 100 сажень чрез лог и речку Валаву. Здесь вправо от тракта, на горе и частью подле тракта, село Лысково с двумя видимыми от дороги каменными церквами. Село это, по красоте строений, благоустройству и населенности, может с честью соперничать с уездным городом. Влево от тракта, против Лыскова, винокуренный завод, принадлежащий к тому же селу, и несколько домов с винным подвалом». По словам автора, получается, что проезжая по селу Трофимово на его пути встречаются четыре моста: 30 сажень, 20 сажень, 15 сажень и 10 сажень и дальше еще мост в 100 сажень (Валавский мост). Так это в то время и было, пожилые люди, которые сейчас живут в селе, помнят эти мосты. Главная улица села называлась Большедорожная т. е. Большая дорога, которая как бы делилась на несколько названий: Заголиха, Болото, Грабиловка и Ошара. По селу проходил тракт, но вот по поводу каменной церкви, которую увидел автор в нашем селе, есть сомнения, хотя всё возможно. Была же у нас ещё улица Задворецкая, о которой нам ничего не известно. Но если село было вотчиной Суздальского Покровского девичьего монастыря, возможно, здесь находилось подворье этого монастыря. В архивах сведений о каменной церкви села Трофимово не обнаружено. 1850 год. «Ревизская сказка Нижегородской Епархии Губернии Макарьевского уезда села Трофимово о состоящих при Богоявленской церкви, которая как в 8-ю ревизию была, так и ныне состоит из одного прихода. Штатный священник Михаил Алексеев(ич) (Богоявленский), который в 8-ю ревизию был писан, при сей же церкви штатным священником и его дети: Василий, после 8-й ревизии рожденный, обучается в Нижегородской Духовной семинарии, Константин, после 8-й ревизии рожденный, обучается в Лысковском училище в 3-м классе. Жена священника Александра Тиховновна и дочь Елизавета. Состоящий на дьяческой вакансии диакон Василий Степанов (ич) (Трофимовский), (сын умершего дьячка Степана Тимофеева), который в 8-ю ревизию писан был, при сей церкви штатным дьячком. Диакона Василия Степановича сын Алексей, после 8-й ревизии рожденный, ныне обучается в Лысковском училище во 2-м классе. Жена диакона Прасковья Яковлевна и дочь Анна. Его же диакона родная сестра умершего сей церкви дьячка Стефана Тимофеева дочь девица Матрена. Штатный пономарь Василий Петров(ич) (Богоявленский), который в 8-ю ревизию писан был при сей церкви штатным пономарем. Его дети: рожденные после 8-й ревизии Михаил и Степан, ныне обучаются в Лысковском духовном училище в 4-м классе. Его жена Татьяна Ефимовна. Заштатный сей церкви пономарь Алексей Николаевич, который в 8-ю ревизию писан был, в оном селе заштатным пономарем. Его пономаря дети (Алексея Николаевича): Евгений 24 года обучается в Ниж. Дух. Семинарии в высшем отделении. Матвей 42года, который в 8-ю ревизию писан был, штатным дьячком в городе Арзамасе при Изосимовской церкви, а ныне состоит при отце праздным. Заштатного пономаря Алексея Николаевича жена Татьяна Ивановна 64 года. Праздно живущего дьячка Матвея Алексеевича жена Анна Дмитриевна 30 лет и его дочь Анна 16 лет. При оной одноприходской Богоявленской церкви по нынешнему вернейшему исчислению имеется приходская мужско пола от сущего младенца всех разных чинов, кроме духовных, двести девяносто семь душ, а посему полагая по четыре души на дворе выходит семьдесят четыре двора и одна душа. А женска пола, также кроме духовных, триста пятьдесят четыре души». 1854год. В этом году была церковь Богоявления Господня перестроена тщанием прихожан. Здание деревянное с такой же колокольней, на каменном фундаменте и ограда около церкви деревянная. Престолов в ней два: холодный в честь Богоявления Господня и в пределе- во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1859г. с.Трофимово (Монастырское) при речке Ушаковке. В селе 108 домов: 324 мужчины и 421 женщина. Церковь православная 1 и Волостное правление. (список населенных мест по сведениям 1859г.) 1868 год. По обязательному страхованию общества крестьян Государственных имуществ с. Трофимова. « Улица Большедорожная в 2-ва порядка шириной в 23 сажень. ПОРЯДОК №1 длиною 250 сажень. Василий Контауров дом крыт соломой. Федор Контауров. Дмитрий Дмитриевич Торхов. Проулок 1-й шириной 8 сажень. Климентий Максимович Пыряев. Петр Яковлевич Семёнычев. Проулок2-й шириной 38 сажень. Максим Федорович Хорошев. Петр Якимович Пыряев. Проулок 3-й шириной 8 сажень. Петр Федорович Сергеичев. Яков Михайлович Хорьков. Матвей Михайлович Хорьков. Проулок 4-й 8 сажень Тимофей Яковлевич Хорьков. Самойло Васильевич Голицын. Проулок 5-й шириной 8 сажень. Ефим Михайлович Базанов. Федор Леонтьевич Назаров. Проулок 6-й шириной 8 сажень. Петр Федорович Лунин. Григорий Федорович Лунин. Андрей Антипович Антипов. Проулок 7-й шириной 8 сажень. Конон Иванович Петрунин. Андрей Филатович Погодин. Проулок 9-й …. Василий Ефимович Дворников. Василий Яковлевич Базанов. Проулок10-й… Яков Яковлевич Горохов. Александр Яковлевич Горохов. Проулок 11-й… Александр Сергеичев. Василий Петрович Сидоров. ПОРЯДОК №2длиною 240 сажень. Прокопий Степанович Голубев. Иван Егорович Голубев. Проулок 12-й… Кузьма Филиппович Архиреев. Василий Федорович Игнатьев. Проулок 13-й.. Иван Андреевич Митасов. Петр Яковлевич Сергеичев. Проулок 14-й… Кузьма Васильевич Игнатьев. Вдова Екатерина Герасимовна Сидорова. Емельян Васильевич Шульпин. Проулок 15- й шириной 16 сажень. Василий Иванович Азямов. Михаил Иванович Азямов. Максим Ефимович Баннов. Проулок 16-й шириной 8 сажень. Михаил Филиппович Рожков. Алексей Алексеевич Зотов. Проулок 17-й шириной 8 сажень. Иван Андреевич Митасов. Савелий Карпович Сонин. Проулок 18-й…. Федор Ильич Сонин. Иван Карпович Сонин. Проулок 19-й шириной 18 сажень. Кузьма Евдокимович Игнатьев. Григорий Тимофеевич Латаев. Проулок 20-й шириной 8 сажень. Яков Яковлевич Назаров. Андрей Матвеевич Зотов. Проулок 21-й…. Андрей Герасимович Борисычев. Степан Герасимович Пыряев. Проулок 22 шириной 8 сажень. Федор Егорович Латаев. Проулок 23-й…. Алексей Ильич Ухов. Григорий Степанович Ильин. УЛИЦА № 2. 55. Яков Филиппович Архирев. Проулок 24-й шириной 2 сажени. 56. Михаил Федорович Сергеичев. Проулок 25-й 13шириной сажень. 57. Яков Андреевич Онохин. 58. Степан Матвеевич Игнатьев. Проулок 26-й шириной 13 сажень. 59. Девица Авдотья Дмитриевна Родимова (келья с двором). 60. Степан Кондратьевич Каширин (келья без двора). 61.Алексей Дмитриевич Торхов живущий позади. Проулок 27-й шириной 7 сажень. 62.Солдатка Анна Андреевна Миронова.63.Вдова Мария Егоровна Маслова, живущая позади дома № 62 в келье с двором. 64. Кузьма Кононович Петрунин. Проулок 28-й шириной 7 сажень. 65. Максим Дмитриевич Родимов. 66. Иван Герасимович Пыряев. Проулок 29…. 67. Е.Я. Семёнычев. 68. С.Н. Воронов. 69.Афонасий Степанович Макарычев. Проулок 30-й….. 70. Михаил Федорович Хорошев. 71.Павел Дмитриевич Сонин. ПОРЯДОК № 2длиной 82 сажени. 72. Г.Ф.Хорошев. 73. Я.К. Кистенков. Проулок 31-й… 74. Семен Николаевич Воронов……… 127. Николай Артемьевич Артемьев. Всего в селе Трофимове было 154 дома. 1880 год. Декабря 31 дня на сходе в присутствии сельского старосты Ивана Иванова Сонина, на котором с общего всех согласия избрали мы из среды крестьянина села нашего в сборщики податей на 1881 год Егора Федорова К…танова и Василий Контауров, Федор Контауров, Петр Пыряев, Петр Сергеичев, Яков Хорьков, Тимофей Хорьков, Дмитрий Голицын, Яков Базанов, Егор Петрунин, Фадей Лобанов, Александр Сергеичев, Василий Банов, Иван Паничев, Михаил Азямов, Иван Зотов, Федор Сонин, Яков Назаров, Андрей Зотов, Степан Голицын, Федор Латаев, Михаил Борисов, Михаил Сергеичев, Иван Воронов, Яков Колитенков, Григорий ….., Антон Хорьков, Иван Овщиников, Козьма Дехтев, Тимофей Азямов, Степан Манов, Степанов Латаев, Афанасий Макарычев, Федор Лукоянов, Сергей Сергеичев, Дмитрий Сидоров, Иван Павлов, Михаил Сергеичев, Иван Миронов, Андрей Миронов, Василий Монахов, Василий Латаев…….. В 1881 году избрали сборщика податей Федора Ивановича Сергеичева и несколько фамилий из этого документа: Арсений Скородумов, Иван Васильевич Зачетов, Николай Савельевич Сонин, Савелий Карпович Сонин, Яков Горохов, Михаил Азямов, Егор Колпаков, Дмитрий Онохин, Яков Назаров, Федор Сонин, Петр Лунин, Иван Володин, Петр Романов.
1883г.Старшиной Трофимовской волости был Дрябезгов Степан Алексеевич. 1887 год. Сведения о церкви Богоявления Господня и о церковнослужителях. Упоминается, что церковь перестроена в 1854 году, престола два, утвари церковной достаточно. Причт состоит из священника и псаломщика. Священник живет церковном купленном прихожанами деревянном доме, а псаломщик в собственном в деревянном на собственной земле. На содержание причта положено по приговору от прихожан хлеба – ржи и пшеницы 160 пудов. Здания принадлежащие сей церкви: деревянный дом, в котором живет священник и караулка деревянная. Церковно- приходской школы нет. Священник Константин Михайлович Виноградов 54 года, диаконский сын, по окончании Нижегородской Духовной семинарии в 1856году, рукоположен в сан диакона в село Лысково к Рождественской церкви. В 1867 году был учителем в Государственном Казанско - Слободском училище. На оное место (в с. Трофимово) определен в 1880 году. Жена Серафима Яковлевна 48 лет. Дети их: Мария 18 лет, окончила курс Нижегородского Епархиального женского училища, проживает в доме отца. Александра 16 лет обучается в 5 классе Ниж.Епарх. женского училища. Псаломщик Алексей Васильевич Трофимовский 48 лет, сын диакона. По исключению из Среднего отделения Лысковского Духовного училища в 1858 году определен указом на настоящее место в 1861 году. Посвящен в стихарь, грамоту имеет. Жена его Пелагея Ивановна 45 лет. Дети их: Иван 28 лет состоит писарем на Кисловской почтовой станции. Жена Ивана – Анна Александровна 20 лет. Николай 16 лет и Ипполит 13 лет – оба занимаются сапожным мастерством в селе Лыскове. Михаил 9 лет обучается грамоте у отца. Государственных крестьян села Трофимова 356 мужчин и 402 женщины. Из них раскольников муж.-6 чел., женщ. 4 чел. Военных- 68 муж. и 71 женщ. Из них раскольников- 1 муж. и 1 жен. 1888год. В храме служит священник Виноградов К.М. 54г., псаломщик Трофимовский А.В.48л.
1890 год. Дело Трофимовского Волостного суда об обязании крестьян села Трофимова Петра Артемьева с другими отвести дорогу позади задворецких овинов к мельнице, арендуемой крестьянином Носковым Степаном Ивановичем. Означенная дорога, ведущая на мельницу Носкова, самовольно перегорожена крестьянами села Трофимова Михаилом Дегтевым, Кузьмой Дегтевым, и Петром Латаевым. Просьбу проехать по ней на мельницу в настоящее время не удовлетворяют, отчего арендатор мельницы Носков, как он заявил- терпит убытки, о чем постановил: записать в настоящий акт, скрепив его подписями своими, присутствующих при осмотре местности лиц. Передать на рассмотрение Волостного суда. Староста Василий Контауров. В 1890 году, в следствии неурожая, в селе начался голод, В то время попечителем Трофимовской волости был священник Орловский Николай Васильевич. За вклад в преодолении последствий неурожая о. Николай удостоился «глубочайшей благодарности от очередного XXXIII Макарьевского уездного земского собрания». С 1906 года он служил настоятелем Казанской церкви Нижнего Новгорода. После февральского переворота о. Николая подвергли гонениям, отстранив его от педагогической деятельности, лишив куска хлеба и его многочисленное семейство. В начале июля 1918 года новыми властями было начато дело против архимандрита Оранского монастыря Августина. В ночь с 17 на 18 августа 1918 года решением трибунала архимандрит Августин, протоиерей Николай Васильевич Орловский и ещё несколько человек: офицеров, полицейских, представителей буржуазии и интеллигенции Нижнего Новгорода, в количестве 41 человека,предстали перед военно- революционным трибуналом и были приговорены к расстрелу. В Нижнем Новгороде в ночь на 1 сентября 1918 года их посадили на пароход, двинувшегося к Мочальному острову, лежащему по течению Волги, немного ниже Печерского монастыря и расстреляли как ярых врагов советской власти.
История села Трофимово в дальнейшем тоже поменяла ход событий.