Шикарные отели, вечеринки на частных островах и острый экзистенциальный кризис.
Высмеивать образ жизни богатых людей было излюбленным занятием поэтов и драматургов с древнейших времен. Ну а в 20 веке эту функцию успешно взяли на себя сценаристы. И пока богачи богатеют, в кино и сериалах по ним проходятся все жестче. В нашей сегодняшней подборке вспоминаем проекты, которые открыто показывают: где большие деньги, там (не всегда, но почти всегда) разложение нравов.
«Белый лотос», 2021 — настоящее время
Сериал от HBO, в активе которого пока что только два сезона, показывает жизнь персонала и гостей отелей сети «Белый лотос» на Гавайях и Сицилии. Отдых там стоит недешево, так что и публика подбирается соответствующая — не отягощенная моральными принципами, зато постоянно ищущая развлечений. Сценаристы шоу оттянулись по полной, и при этом что бы ни происходило с героями, почти никого из них не жалко, ведь каждый в той или иной мере заслуживает наказания.
«Треугольник печали», 2022
Любимчик утонченных европейских кинокритиков Рубен Эстлунд в 2022 году снял удивительно точную черную комедию, которая, по сути, этих самых утонченных европейцев и обличает. Действие картины происходит во время круиза на роскошной яхте — модели, русские олигархи, торговцы оружием, гениальные айтишники, все они здесь. Ну а яхта, само собой, терпит крушение, и тут-то начинается самое интересное. Жюри Каннского кинофестиваля, очевидно, узнало в персонажах себя, от души посмеялось и вручило Эстлунду пальмовую ветвь за лучший фильм.
«Меню», 2022
Это гастрономически выверенное кино режиссера Марка Майлода рассказывает о том, как гости ресторана попали в ловушку экстравагантного шеф-повара, приготовившего для гостей не совсем ужин, а скорее смертоносную развлекательную программу. Кажется, исключительно ради бесконечного издевательства над высшим обществом этот сатирический триллер и создавался. Ведь, как справедливо отметили в прессе, смеяться над тем, как богатые плачут, не надоест никогда.
«Достать ножи: Стеклянная луковица», 2022
Изнывающие от скуки женщина-губернатор, ученый, бывшая модель и стример по приглашению миллиардера-сумасброда прилетают на частный греческий остров, где им предлагают сыграть в игру с загадкой «убийства» хозяина вечеринки. И, разумеется, тут как тут оказывается и частный детектив Бенуа Блан… Уже попахивает социальной сатирой, скажете вы? И не ошибетесь. Выдержать бодро заданные тон и темп авторам не удалось, так что в итоге фильм Райана Джонсона скатывается в откровенное шапито. Впрочем, может так и было задумано?
«Паразиты», 2019
Классовая война — явление привычное для Южной Кореи, но относительно новое для Калифорнии, тем не менее члены американской киноакадемии остались столь впечатлены фильмом Пон Чжун Хо, что выписали ему в 2020 году сразу четыре «Оскара». Впечатлиться и правда было чем: противостояние живущей на помойке семьи Ки с обитателями роскошного особняка семьей Пак показано с виртуозным остроумием и абсолютной безжалостностью. Никакой сентиментальности — и никаких нравоучений. Только горькая правда жизни. Южнокорейской и всеобщей.
«Дворец», 2023
Изгнанный из роскошной голливудской жизни Роман Полански снял язвительное кино о том, как группа совершенно ошалевших от вседозволенности богачей встречает наступление 2000 года в шикарном швейцарском отеле, где персонал готов удовлетворить любые, даже самые шокирующие, запросы. Пустился во все тяжкие и сам 90-летний режиссер, которому уже, в общем, давно нечего терять. Во «Дворце» Полански, кажется, излил всю накопившуюся в нем желчь и злобу, показав высшее общество таким, каким его показывать не принято, — свихнувшимся, яростным и готовым на все, лишь бы их персональный апокалипсис распространился на всю Вселенную.
«Жадность», 2019
Лента британца Майкла Уинтерботтома, начинающаяся как ненавязчивая сатира о циничном миллиардере, отмечающем юбилей на персональном острове, на деле оказалась без пяти минут ликбезом на тему «Как, будучи жестоким идиотом, сколотить состояние, используя рабский труд». Вышло поучительно. Зрителю буквально на пальцах объясняют, как так вышло, что львиная доля всех денег мира принадлежит трем десяткам уставших от жизни дельцов, черпающих свои представления о бытии из «Википедии» и фильма «Гладиатор».
«Великая красота», 2013
Даже название этой картины Паоло Соррентино — уже само по себе сатирично, потому что, по мнению режиссера, никакой красоты, тем более великой, в мире не осталось. А что же осталось? Пустота. Тоже, правда, великая. Главный герой этой 140-минутной отсылки к «Сладкой жизни» Феллини томно перемещается по Риму, задумчиво глядит вдаль и вспоминает молодость, параллельно со страхом и смятением заглядывая в будущее. И окружают его абсолютно такие же люди — ностальгирующие по временам, когда хоть что-то имело смысл. Ничего не поделать, такова она — современная аристократия.