Вторая часть интервью с социологом, автором книг по созданию фамилии Виталием Трофимовым-Трофимовым.
Дмитрий Борисов: Виталий, есть понятие фамилия, есть понятие род, и среди обывателей это, в принципе, считают одним и тем же. Расскажите, в чём отличие: род и фамилия?
Виталий Трофимов-Трофимов: Мы путаем эти три вещи, династия, род и фамилия. Во многом потому, что нам кажется, что это какие-то очень похожие вещи. Специфическая ситуация сложилась, при которой мы, например, можем сказать там, род Романовых, хотя они родом никогда не были. Они были фамилией. Или сказать, династия Рюриковичей. Хотя, собственно, Рюриковичи, балтославяне или скандинавы, как историки спорят, и никакого отношения не имели к грекам, где, собственно, концепция династии и появилась. И тем не менее, в каком-то бытовом языке мы эти вещи путаем довольно легко. Уж династию от фамилии точно не можем отличить как не специалисты, хотя есть отличия очень серьёзные, и даже видно по последствиям, что римская фамилия позволила построить империю, а греческой династии нет. Во всяком случае, до Александра Македонского, но и он не смог детям ничего передать. Его военачальники тут же эту империю и растерзали. То есть прямо видно по последствиям, что эти структуры семейной организации работают как-то по-разному. И углубляться в это не будем. Но общий смысл примерно в том заключается, что фамилия ориентирована в будущее, а род нет. Род ориентирован в прошлое. Род ничему не может научить. Сейчас очень много на рынке услуг, которые предлагают изучить род, психогенетику какую-то предлагают. Надо понимать, что это всё хороший рынок, но он мало чему может научить, потому что род, в принципе, не приспособлен ни для какого накопления. Это технология выживания. И когда Пётр Первый привозил концепцию фамилии из Европы, из своего великого посольства, только после этого и стало возможным построить империю. А до этого нет. До этого не было империи, потому что не было этой социальной арматуры, которую фамилия, собственно, и создаёт. Как только Пётр говорит «теперь будем жить на голландский манер» и начинают строить фамилии, после этого мы видим сразу резкое разделение. Род остаётся в крестьянской купеческой среде. Фамилии становятся правящими. Даже если они начинают с каких-то низовых позиций, как Меншиковы, как все сподвижники Петра. Они все рано или поздно становятся фамилиями, они передают по наследству все свои идейные активы, они передают власть, капиталы и все остальное. Род на это не заточен вообще. Человек хочет возродить род, собственно, ему единственное надо понять, что род всё сделал для того, чтобы всё, что было ценное в роду, у него было, уже все передал. Поэтому, когда он начинает изучать свой род, очень много всякого разочарования, потому что всё, что могло выжить, оно в нём и выжило. Род ему предоставил честно всё, что только можно.
Дмитрий Борисов: Если так посмотреть в 4-5 колене, 90% - это крестьяне. Я изучал свой род до 12 колена, у меня все были крестьяне. Только единственное отличались, кто-то был председателем колхоза, кто-то был механизатором, например, то есть по социальной лестнице различия были.
Виталий Трофимов-Трофимов: Выжили, значит, всё правильно делали. Род примерно так и мыслит. Если предки обеспечили выживание потомкам, это хорошо. Это раз. И второе, род прекрасен с точки зрения мобилизации. Подсезонные работы, всегда можно собрать большую толпу народа, связанную родственными узами. Фамилия не на это рассчитана. У нее совершенно другая задача. Не надо собирать толпу. Во-первых, ей надо обеспечить определенное качество. Во-вторых, это качество должно обслуживать накопление. Если есть накопление чего-то, значит это фамилия. Если ничего не накапливается, значит это род. А что можно накапливать? Джеймс Хьюз-младший в книге «Богатство семьи» выделяет четыре типа капитала. Финансовый, интеллектуальный и так далее. Я выделяю 18. То есть я смотрю на это более широко, потому что там есть отличия, например, между человеческим и социальным капиталом. Социальный капитал — это связи, социальные институты, которые фамилия создает. Ну, например, помещик создает свое собственное местное правосудие. Это социальный институт. Это не имеет отношения к человеческому капиталу, но это собственная внутренняя практика, третейское судейство. Человеческий капитал — это именно качество человека, то есть как норматив ГТО у него должен быть как у члена фамилии. Поэтому это разные вещи, и смотря на то, как что накапливается, я выделяю 18 типов капитала, они все по разной схеме накапливаются, они не все обязательны, потому что у фамилии могут быть разные задачи, но есть какие-то несущие. То есть какие-то капиталы очень важны. Кто-то финансовый капитал накапливает, как деньги в обороте. Кто-то накапливает экономический капитал, первоначальное значение этого слова: экономос - порядок в доме, то есть работающее хозяйство. Неважно, в какой валюте она производит прибыль. Главное, что утки несутся, коровы дают молоко, рыба водится в пруде, из пшеницы получается водка. То есть всё работает. И весь мир может рухнуть, а это всё будет производиться. Кому-то важен эстетический капитал, кому-то важен интеллектуальный, капитал суверенности, экзистенциальный капитал. Фамилия должна отвечать на вопрос о смысле жизни. Если она этого не предоставляет своим членам, что это за фамилия тогда? Что человек должен 20 лет искать смысл жизни, который ему не был предоставлен фамилией, которая не объяснила ему, что добро, что зло, что достойно того, чтобы этим заниматься, что недостойно. Внутреннюю фамильную философию не передал, а как вообще на мир смотреть? Это все разные типы капиталов, которые фамилия накапливает. Род не накапливает ничего, кроме ошибок полезных, которые позволяют человеку выжить. Все мы, в общем-то, результат многочисленных ошибок эволюции, и браков при копировании ДНК. Да, они полезны, да, мы эволюционировали благодаря этим ошибкам. Но это решение, которое генетика, ген принимает на тысячелетних отрезках времени в лучшем случае. Допустим, появится ли у вас там какой-нибудь ген, который вас к творчеству мотивирует. Может, в двухсотом поколении, может, в двухмиллионном, может, в 130-миллионном поколении. Ген очень долгими отрезками времени думает. Фамилия себе этого позволить не может. Ей надо создать систему, по которой будут социализироваться ее члены. Поэтому тут надо все быстро. И вот поэтому империи строятся, пока эволюционирует крестьянин.
Конец второй части
Первая часть доступна по ссылке
#генеалогия
#узнать_свой_род_по_фамилии
#фамилия
#род
#происхождение_фамилии
#суть_фамилии
#значение_фамилии
#откуда_фамилия
#что_означает_фамилия