Обзор немецких медиа
🗞(+)Süddeutsche Zeitung в статье «Leopard: от чудо-оружия к проблеме» рассказывает, что ожидания от танка «Леопард», по мнению многих, являвшимся чудо-оружием, способным преломить ход войны, мягко говоря, не оправдались. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Когда Германия ещё не осуществляла поставки, его называли чудо-оружием, но теперь «Леопард» — это почти проблемный танк. Украина получила около 230 танков Leopard 1 и 2, 38 из них - из Германии. Однако во время неудачного контрнаступления Украины летом многие из них застряли в российской обороне, более 20 были уничтожены или оставлены, семь из них - только под Работино.
Немецкая сторона внимательно следила за потерями. Политик от партии «зелёных» Себастьян Шефер, например, теперь говорит, что в строю осталось всего несколько танков «Леопард», отчасти потому, что украинцы их, в общем-то, ремонтируют.
В лесу под Славянском земля содрогается, когда один из оставшихся танков несётся к нам. Это Leopard 2 A6, один из 18, поставленных Германией. Он принадлежит бронетанковому подразделению 21-й бригады и был развёрнут на юге в Запорожском районе, а также на Донбассе.
Об этом можно судить, взглянув на него: с правой стороны в башне есть пробоина от противотанковой ракеты, с левой - следы атаки российского беспилотника «Ланцет».
Во время ремонта также были заменены гусеницы и перебрана электроника. Теперь он должен вернуться в бой на участке фронта в нескольких километрах, где российские войска угрожают прорваться.
Командир танка «Арфа» раньше был сталеваром, уже шесть лет находится на пенсии и два года работает водителем танка. Украинские танкисты проходили пятинедельную подготовку в военном учебном центре в Мюнстере, Нижняя Саксония. Он и ещё трое солдат водят «Леопард-2» с июня.
Арфа также участвовал в боях за Авдеевку, которую российские войска захватили несколько дней назад, с Leopard 2A6 до декабря. «Мы выезжали каждый день в течение полутора месяцев. Самую большую опасность для нас, помимо других танков, представляют беспилотники», - говорит он. Разведывательные беспилотники, а затем и вооружённые беспилотники теперь в большом количестве имеются у обеих сторон. Постоянная угроза с воздуха изматывает водителей, говорит один из солдат: «Это психологическая проблема. Многие танкисты боятся».
В целом Арфа доволен «Леопардом»: «Ночное видение и тепловизионная камера очень хороши. Манёвренность огромная [у «Леопарда»? 🤔 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Снаряды заряжаются индивидуально, а не автоматически, что было для меня в новинку. И стреляет он точнее, чем другие танки», - говорит он. Однако он хотел бы указать на один опасный для жизни недостаток. Между башней и корпусом, то есть верхней и нижней частями танка, есть щель, которую срочно нужно заделать.
Это было сделано в американских танках Bradley, которые были дополнительно бронированы: «Эффект был заметен сразу. Потерь почти не было. Экипаж выжил. А танк может продолжать движение». Если «Леопард» ломается, экипаж может самостоятельно выполнить несложный ремонт. В Мюнстере он научился менять цепи, фильтры и масло, говорит Арфа: «Для всего остального у нас есть свои специалисты».
Начальник ремонтного подразделения по кличке «Гора» — «der Berg» — ему около пятидесяти лет, и он находится в удачном положении: сейчас ему почти нечем заняться. Почти все танки «Леопард» в 21-й бригаде работают исправно, а это большая редкость. Берг и его люди часто ездят днём или ночью из соседней деревни на микроавтобусах, чтобы отремонтировать повреждённые танки. Он с пониманием относится к критике Германии. «Наша работа заключается в том, чтобы танк работал и стрелял. И мы её выполняем», - говорит он.
Ремонт танков «Леопард» с самого начала был политическим вопросом. Министр обороны Борис Писториус сначала хотел убедить Польшу создать мастерскую для повреждённых танков Leopard из Украины, но польская цена оказалась слишком высокой. Поэтому ремонт был перенесён в Литву, где Писториус - и член парламента от «зеленых» Шефер - побывали в декабре, но обнаружили, что ремонт затягивается, в том числе из-за нехватки запчастей.
«Гора» на Донбассе может только подтвердить это. «Бюрократия в Германии ещё хуже, чем на Украине. Я заказал датчики в июне. Они пришли в декабре», - говорит он: «Конечно, мы разбираем танки, которые вышли из строя, и используем пригодные детали в других местах» [то есть занимаются пресловутой каннибализацией, в которой весь прошлый год «уличали» русских. Ню-ню. — прим. «М.П.»].
Он и его механики также прошли обучение в Германии, на пятинедельных курсах в Аахене [ммм… Для Azubi — немецких ПТУ-шников, обучающихся на механиков без отрыва от производства, минимальный срок по-моему составляет полгода, чтобы дали какую-то базовую квалификацию, а чтобы диплом — по-моему, три года. А тут пять недель… Хм… — прим. «М.П.»]. Теоретически он всё ещё может обращаться в Аахен за советом по поводу сложного ремонта. Он может самостоятельно устранить повреждения корпуса, но иногда обращается в Мюнхен по поводу повреждений башни или электроники, говорит «Гора»: «Но тогда снова нужно ждать, есть видеосвязь и нужен переводчик. Не всё так просто».
Отправка танков «Леопард» с Донбасса в долгий путь в Литву была бы последним вариантом для 21-й бригады, поскольку в этом случае машины были бы выведены из строя на несколько месяцев. Они считают, что смогут справиться с этим сами. «Если бойцы запорят ремонт и поедут в бой в таком виде, они погибнут», - говорит один из них: «Это отличная мотивация».
Текст: Соня Цекри. Фото: Фридрих Бунгерт. Инфографика: Сара Унтерхитценбергер. Цифровой сторителлинг: Каролин Вертманн. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: а мы говорили. А мы предупреждали…