Найти в Дзене

Маленький, но гордый. Переулок Каменная Слобода.Часть VI-последняя.

Часть I,Часть II,Часть III,Часть IV,Часть V

Переулок заканчивается двумя домами постройки начала XIX века: дом № 12/8/1 –именуемый «Домом с лавками купчихи Золотарёвой» и дом № 13/6/15 – называемый «Торговыми рядами купца Евдокимова».

Оба дома в разное время принадлежали разным людям, но оба имели «торговое назначение». Объясняется это историей улицы, на которую дома выходят фасадами - современной Смоленской площади, на которой до 1920-х годов располагался Смоленский рынок. Поэтому немного отойдём от темы повествования (от Малого Толстовского переулка) и углубимся в древность, поищем истоки Смоленского рынка.

Известная цитата: «Сухаревка – дитя войны (1812 г.), а Смоленский рынок – чумы (1771 г.)» - Владимир Александрович Гиляровский «Москва и москвичи». Однако известный советский москвовед Пётр Васильевич Сытин (не путать с издателем Иваном Дмитриевичем Сытиным!)

в своей книге «Из истории московских улиц» убедительно доказывает, что Смоленский рынок существовал задолго до 1771 года.

Как известно, современное Садовое кольцо образовалось в 1820-х годах на месте «Скородома», возведённого в 1591-1593 гг. по приказу царя Федора Иоанновича для защиты города от татарских набегов. «Скородом» представлял собой земляной вал, укреплённый деревянным частоколом. На всех улицах, выходящих из города, имелись проездные ворота, охраняемые стрельцами – ворОтниками. Такие же ворота имелись и на Арбате, который за пределами Скородома превращался в Смоленскую дорогу. Сегодня –это Смоленская улица. Стрелецкие полки жили слободами вблизи «своих» охраняемых ворот. К XVII веку около Арбатских ворот с внутренней стороны земляного вала, для «обслуживания» стрелецких слобод уже стояло множество торговых лавок и кузниц. С исчезновением стрелецких слобод на их месте у Арбата стали появляться дворы «разных чинов людей»*, в том числе и торговых.

3 июля 1736 года один из московских пожаров уничтожил все строения от Москвы - реки до Спасопесковской площади. Сгорело 817 дворов, в том числе около 70 торговых лавок и 13 кузниц. В 1790 году Земляной вал от Арбатских ворот был частично срыт, на его месте образовалась пустошь, которая очень быстро стала застраиваться различными лавками. «Скородом» очень сильно пострадал во время Великого Московского пожара 1812 года. Земляные стены во многих местах обрушились, а недогоревшие строения представляли собой угрозу для горожан. Окончательно земляной вал был снесён в 1820- х годах. На его месте появилось современное Садовое кольцо. А территорию от Арбата до Новинского бульвара «захватил» Смоленский рынок – «Толкучий рынок»*.

Прилегающие к рынку земельные участки стали застраиваться зданиями для нужд торгующих. В 1820-х годах на участке от Большого Толстовского (Карманицкого) переулка до Дурновского переулка (Композиторская улица) возводит целый квартал зданий купец Игнатий Никитич Золотарёв. Именно частью этого квартала и являются дома № 12/8/1 и № 13/6/15. Квартал Золотарева с течением времени надстраивался, перестраивался, но суть зданий оставалась прежней - торговые ряды: на первом этаже помещения под лавки и кабаки, на верхних этажах – гостиницы, постоялые дворы, ночлежки.

Часто можно встретить утверждение, что Большой Каковинский переулок некоторое время назывался «Золотарёвским» по фамилии купцов. Однако документального подтверждения этому факту мне найти не удалось. Даже в те годы, когда Золотарёвым принадлежал весь квартал от Большого Толстовского до Дурновского переулков, в официальных документах переулок именуется Каковинским, правда Малым. Возможно, название «Золотарёвский» было так сказать народным названием улицы.

Игнатий Никитич Золотарёв скончался в 1835 году, его дело по наследству перешло к его сыну Николаю Игнатьевичу. Видимо молодой купец был не столь успешным бизнесменом, как его отец, и постепенно стал распродавать отцовскую недвижимость. В 1852 году Николаю Игнатьевичу принадлежало лишь два дома в Большом Каковинском переулке, а торговые ряды от Большого Толстовского переулка до Малого Толстовского (современный дом № 13/6/15) находились уже в собственности купца 1-ой гильдии почётного гражданина Дмитрия Григорьевича Евдокимова.

переулок Каменная Слобода, дом 13/6/15 -«Торговые  ряды купца Евдокимова». Вид со Смоленской площади. Из личного архива автора, осень 2019 года.
переулок Каменная Слобода, дом 13/6/15 -«Торговые ряды купца Евдокимова». Вид со Смоленской площади. Из личного архива автора, осень 2019 года.

Купцы братья Григорий и Иван Евдокимовы обосновались в районе Арбата в 1790-х годах. Фамильным бизнесом были каретное дело и домовладение. Григорий Евдокимович почти 10 лет с 1808 по 1819 гг был был старостой прихода Храма Спаса на Песках, Иван Евдокимович - старостой несохранившегося до наших дней Храма Живоначальной Троицы на Арбате( Храм находился на месте здания МИД). Братья Евдокимовы сумели заслужить звание Почётного гражданина, а к концу жизни перейти в 1-ую гильдию. Дело братьев продолжили сыновья старшего брата Григория - Дмитрий и Иван Григорьевичи Евдокимовы. По фамилии семьи купцов Евдокимовых современный дом № 13/6/15 называется «Торговыми рядами купца Евдокимова». Хотя Евдокимовы были далеко не последними владельцем этого здания.

С середины 1880-х по 1911 год торговые ряды принадлежали отставному штабс-капитану Дмитрию Степановичу Селезнёву и его жене Анне Андреевне. В 1912 году у наследников Селезнёвых здания выкупают князья Гагарины Николай Викторович и Марина Николаевна.

Марина Николаевна Гагарина, в девичестве Трубецкая, родилась в 1877 году в семье Николая Петровича Трубецкого - тайного советника, гофмейстера Императорского Двора, председателя Московского отделения Русского Музыкального Общества, создателя и учредителя Московской консерватории. Дочь пошла по стопам своего и стала известным в Москве попечителем и меценатом. Она была первым председателем «Общества Скрябина», возникшего в 1916 году после сразу после смерти композитора и умевшего целью пропаганду его творчества и сохранения творческого наследия. С 1915 года княгиня Гагарина – председатель Арбатского совета Городского попечительства о бедных, одновременно член Попечительства о недостаточных ученицах Елизаветинской женской гимназии. Елизаветинская женская гимназия была открыта в 1897 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой при Доме воспитания для сирот убитых воинов. Чуть позже было учреждено Попечительство о недостаточных ученицах. Оно брало на себя всю заботу о бедных девушках, за которых не мог никто внести плату за обучение. Финансовую помощь Попечительству оказывали Великая Княгиня и многие знатные жители Москвы.

Марина Николаевна Трубецкая в 1895 году в возрасте 17 лет вышла замуж за князя Николая Викторовича Гагарина, благотворителя, художника – любителя. В браке родилось 7 детей, двое умерли в младенчестве. В Третьяковской Галереи хранится небольшая гипсовая статуэтка «Мать с ребёнком» работы Павла Петровича Трубецкого. Скульптор изобразил свою двоюродную сестру Марину Николаевну Трубецкую – Гагарину с её старшей дочерью Мариной.

Скульптор П.П.Трубецкой "Мать с ребёнком". Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru
Скульптор П.П.Трубецкой "Мать с ребёнком". Государственная Третьяковская Галерея. Источник изображения https://my.tretyakov.ru

Марина Николаевна Трубецкая скончалась в 1924 году во Франции в возрасте 46 лет.

С конца 1870-х гг. в части дома № 13, выходящей углом на Садовое кольцо, разместилась одна из булочных Филиппова.

Выходцы из крепостных крестьян Калужской губернии Филипповы открыли свою первую булочную в Москве задолго до 1812 г. Основателем династии считается Максим Филиппов. Продолжил и развил дело его сын Иван Максимович Филиппов. Гениальная бизнес-идея Филипповых, которая позволила оставить конкурентов далеко позади, заключалась в соединение в одном здании пекарни и магазина. При каждой булочной, кроме магазина, располагалась еще и кофейня.

Купцы Филипповы имели большую сеть пекарен и булочных в Москве, Петербурге и даже в Сибири. В 1855 году Иван Максимович удостаивается почётного звания «Поставщик двора Его Императорского Величества» Пекари Филипповы известны, прежде всего, как создатели булочек с изюмом. Вот как описывает историю создания этого десерта Владимир Алексеевич Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» в главе «Булочники и парикмахеры»:

«…Калачи на отрубях, сайки на соломе... И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей, — это сайки с изюмом...

— Как вы додумались?

— И очень просто! — отвечал старик (И.М.Филиппов). Вышло это, действительно, даже очень просто.

В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал-губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.

— Э-тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! — заорал как-то властитель за утренним чаем.

Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

— Э-тто что? Таракан?! — и сует сайку с запеченным тараканом. — Э-тто что?! А?

— И очень даже просто, ваше превосходительство, — поворачивает перед собой сайку старик.

— Что-о?.. Что-о?.. Просто?!

— Это изюминка-с!

И съел кусок с тараканом.

— Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.

Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.

— И очень просто! Все само выходит, поймать сумей,— говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом…»

Однако современные историки - москвоведы сомневаются в истинности этой истории. Основным аргументом в пользу «сказочности» истории является значительная разница в возрасте И.М.Филиппова и В.А.Гиляровского. Иван Максимович скончался в 1878 году в возрасте 54 лет в Москве, а 23-летний Владимир Алексеевич в эти годы только начинал свою карьеру на берегах Волги. Так что, скорее всего эти люди никогда даже не встречались, а история – более поздняя выдумка талантливого журналиста… Но всё же, а вдруг это история всё-таки имела место быть, и случилась именно в «нашей» булочной на углу Малого Толстовского переулка?

Несмотря на все потрясения XX века булочная с пекарней и кофейней просуществовала в этом здании до начала 2010-х годов. Среди местных жителей она так и называлась Филипповской. И хлеб в ней был самым вкусным и свежим в районе.

Ещё одна, пикантная история уже из новейшего времени связана с домом № 13. В конце 1990-х - начале 2000-х задний двор здания облюбовали для себя «ночные бабочки». В любое время года с наступлением тёмного времени суток стайки красавиц толпились на тротуаре возле дома. И выстраивались в ряд в свете фар подъезжающих автомобилей с «покупателями».

Сохранившийся Дом № 12/8/1 часто называют «лавкой купчихи Золотарёвой». Возможно, что после смерти в 1835 году Игнатия Никитича Золотарёва его вдова и владела некоторое время лавками мужа, но видимо это было недолго, так как уже с начала 1840-х гг. здания числятся за её сыном Николаем Игнатьевичем Золотарёвым.

С 1852 года домом владеет дочь коллежского асессора Софья Васильевна Карцева, а с конца 1880-х по 1911 гг. здание принадлежит купцу Кириллу Дмитриевичу Дмитриеву и его жене Евдокии Егоровне. На верхних этажах дома они живут сами, и сдают квартиры внаём, а на первом этаже содержат лавку и трактир.

дом 12/8/1-«Домом с лавками купчихи Золотарёвой», 1960е годы. Источник изображения https://pastvu.com
дом 12/8/1-«Домом с лавками купчихи Золотарёвой», 1960е годы. Источник изображения https://pastvu.com

В 1911 году у наследников Дмитриевых здание приобретает купец 2-ой гильдии Иван Петрович Суворов. И открывает здесь очередной магазин своего торгового дома «Суворов с Сыновьями». Суворовы имели большую сеть шорных лавок по всему городу, то есть торговали сёдлами и прочей конской упряжью. Вероятно, торговля шла успешно, так как место у рынка было бойкое.

На Смоленском рынке торговали всякой всячиной: мужской и женской одеждой, мехами, тканевыми лоскутами, инструментами, домашним скарбом, украшениями.

Смоленский рынок.  Источник изображения https://pastvu.com
Смоленский рынок. Источник изображения https://pastvu.com

Чаще всего вещи были подержанными, негодными к употреблению, да к тому же еще и крадеными. Особенно «расцвела» торговля старыми вещами после Октябрьской революции. На рынке образовался целый «французский ряд»*, где продавали за гроши свои вещи бывшие дворянки и болтали между собой на французском языке.

"Французский ряд" на Смоленском рынке.Источник изображения https://pastvu.com
"Французский ряд" на Смоленском рынке.Источник изображения https://pastvu.com

Своей криминальностью рынок нисколько не уступал знаменитой Хитровке. Городские власти неоднократно пытались навести порядок на рынке, но эти попытки не увенчались успехом. Особой головной болью городского начальства была торговля на рынке съестными припасами, в частности мясом. В 1875 году для борьбы с антисанитарией на средства Городской Думы посередине Смоленской площади был выстроен каменный павильон для торговли мясом и прочими продуктами.

Также, чтобы исключить торговлю с рук, предписывалось вести « съестную» торговлю только в помещениях либо построенного павильона, либо прилегающих к рынку лавок. Но постановления и запреты не возымели должного действия, и продуктовая торговля очень скоро вышла опять на улицу.

Справиться с этой городской язвой удалось только новым советским властям, закрывшим рынок в 1920-х годах.

Несколько раз за свою историю Смоленский рынок и прилегающие к нему переулки становились ареной революционных событий.

В 1905 году 9 декабря Арбат и Смоленский рынок были полностью перекрыты баррикадами, которые возвели восставшие. С 11 декабря после орудийного обстрела бунтовщиков правительственными войсками со стороны современного Смоленского сквера, на площади рынка начались упорные бои, которые закончились только 15 декабря поражением революционеров. Артиллерийские орудия были перемещены на Смоленский рынок, откуда начался обстрел восставшей Пресни.

1905 год.Баррикады на Арбате. Источник изображения https://pastvu.com
1905 год.Баррикады на Арбате. Источник изображения https://pastvu.com

В 1917 году на площади Смоленского рынка оборону наоборот держали правительственные войска. Сюда выдвинулись на автомобилях и броневиках курсанты 5-ой Смоленской школы прапорщиков, располагавшейся в доме № 4 по 1-му Смоленскому переулку. Со Смоленского рынка белые отстреливались от наступающих со стороны Кудринской площади красных. Отсюда ушли в сторону Хамовников, на помощь Александровским юнкерам и Лефортовским кадетам, оборонявшим Провиантские склады на Зубовском бульваре (ныне Музей Москвы).

Снова баррикады возникли на Малом Толстовском, тогда уже Рещиковом переулке, в октябре 1941 года. Когда согласно с постановлением Правительства от 20 октября 1941 года Садовое кольцо было превращено во 2-ую линию обороны города. Все переулки, выходящие на Садовое кольцо, были перекрыты баррикадами из всевозможных материалов, в том числе и из противотанковых ежей.

1941 год. Баррикады и противотанковые ежи в Карманицком переулке. Источник изображения https://goskatalog.ru
1941 год. Баррикады и противотанковые ежи в Карманицком переулке. Источник изображения https://goskatalog.ru

В августе 1991 года во время Путча защитники Белого Дома возвели на Смоленской площади баррикады из троллейбусов. 20 августа, пытаясь остановить движение танков по Садовому кольцу, в Новинском тоннеле погибли трое защитников зарождающейся демократии: Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов.

В октябре 1993 года уже другие защитники Белого Дома вновь перегородили Смоленскую площадь баррикадами и вступили в противоборство с силами ОМОНа.

Смоленская площадь, Октябрь 1993 года. Источник изображения https://pastvu.com
Смоленская площадь, Октябрь 1993 года. Источник изображения https://pastvu.com

За более чем 500 лет своей жизни Переулок пережил многое и видел многих. Менял имена и облик. Но остался всё тем же маленьким и гордым переулком Каменная Слобода.

На этом цикл статей о переулке Каменная Слобода окончен.

Байки травил Арбатский Фенёк.

-15

* П.С. Сытин «Из истории московских улиц», издательство «Московский рабочий», 1952 г.