Нумерация домов в переулке начинается от Спасопесковской площади и заканчивается у Садового кольца.
Первым в переулке стоит дом № 2/1. Дом стоит на углу переулка Каменная Слобода и Трубниковского переулка, поэтому имеет другой адрес № 1/2 по Трубниковскому переулку.
Дом № 2/1.
Под этим номером числятся сразу три отдельных строения. Два больших каменных здания и между ними маленький, когда-то бывший деревянным, домик.
На сегодняшний день дома различаются номером строения: 2/1 строение 2 – здание, выходящие углом на Трубниковский переулок, 2/1 строение 3 –маленький средний домик и 2/1 строение 1 – 5-этажное жилое здание рядом с педагогическим колледжем «Арбат».
Участки земли под этими домами с давних пор принадлежали приходу Храма Спаса на Песках. Самое старое здание – одноэтажный маленький домик. На сайте «Узнай Москву» (https://um.mos.ru) имеет название «Дом причта» и датируется 1837 годом. Причт – это сотрудники храма . «Гражданские»: староста, певчие, звонари, сторожа и т.д. и церковнослужители, т.е. священники, помогающие настоятелю при богослужении. Настоятель (Клирик) в состав причта не входит.
В 1848 году жильцами дома числятся пономарь Иван Прокофьевич Молчанов 25 лет с женой и тёщей, просфорница Анна Андреевна Сахарова 64 лет с сёстрами. В 1878 году – дьякон Николай Кондратьевич Ширяев 44 лет с женой, просфорница Александра Ивановна Соколова 64 лет с дочерью. В 1910 году – просфорница Лукия Никифоровна Сальковская 6 лет с сестрой, заштатный священник Пётр Васильевич Сперанский 70 лет с женой.
Служители Храма проживали в этом доме вплоть до конца 1930-х годов. После ареста настоятеля в 1936 г и закрытия Храма в доме были устроены 2 коммунальные квартиры, просуществовавшие вплоть до начала 1990-х годов, когда приход Храма вновь вернул себе это здание.
До капитального ремонта 2017 года на этом домике висела табличка «Культурного кода Москвы», повествующая о том, что здесь жил В.Д.Поленов, когда писал свой знаменитый «Московский дворик».
Это - очередная сказка, придуманная невежественными чиновниками и малограмотными диванными блогерами. У этой версии есть множество сторонников. На интернет-просторах они пылко доказывают (в основном друг другу), что: « Да, да! Это тот самый дом!». Совмещают старые и новые карты местности, вычерчивают «перспективы» на самой картине, совмещают силуэтов крыш, публикуют свои фотографии с непонятных ракурсов и т.д., и т.п…. Можно сколь угодно долго ломать копья в этой «жестокой битве», но давайте обратимся к первоисточнику, к самому Василию Дмитриевичу Поленову. В письме к своему другу промышленнику и издателю Фёдору Васильевичу Чижову, от 23 июня 1877 года, Поленов сообщает свой адрес: «Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен». Позднее, уже в начале XX века, в «интервью» сотрудникам общества «Старая Москва» (Комиссия Московского археологического общества по изучению старой Москвы, год создания 1909) Василий Дмитриевич рассказывал: «Этого дома уже больше нет. Он находился на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». На мой взгляд, довольно точные координаты .
Так, что давайте поставим точку в этом споре и запомним: В ДОМЕ № 2/1 СТРОЕНИЕ 3 «ДОМЕ ПРИЧТА» Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ НИКОГДА НЕ ЖИЛ! И «Московский дворик» НЕ ПИСАЛ! И да ещё! Дорогие гости нашего города, дворик, изображённый на картине,- это НЕ СПАСОПЕСКОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ(!), как вам рассказывают экскурсоводы! Это внутренний двор дома №2/1 по переулку Каменная Слобода! Двор этот существует и поныне, но… совершенно в другом виде.
После капитального ремонта табличка «Культурного кода» «переехала» на соседнее каменное здание Строение 1, не имеющее никакого отношения к «Московскому дворику» и построенного спустя почти 40 лет после написания картины. К сожалению, даже если вернуть табличку на место, то всё равно она будет бесполезна. Так как, несмотря на то, что Строение 3 числилось как объект культурного наследия, во время «капитального ремонта» 2017 года деревянный дом был тайно полностью снесён и на его месте построен новый бетонный двухэтажный эрзац. Это прекрасно видно, если зайти во двор дома.
Строение 2 было построено в начале 1900-х годов. В 1910-х было перестроено под церковно-приходскую школу и гостиницу для паломников. Иногда можно встретить информацию, что в этом доме располагалась богадельня. Это неверно. Богадельня Храм была основана в 1888 году на пожертвования прихожанина Храма крупного домовладельца штабс-капитана Михаила Михайловича Исакова. На деньги Исакова старостой прихода Сергеем Петровичем Тургеневым у псаломщика храма Михаила Ивановича Холмогорова был выкуплен участок земли с домом на углу Спасопесковского переулка и улицы Арбат. Старый дом был разобран, а на его месте был возведен 2-х этажный каменный дом, в котором на первом этаже помещались торговые лавки, а на втором – богадельня. Дом сохранился до наших дней. Сегодня это дом № 36/2 по улице Арбат.
После революции школа и гостиница в Строении 2 были закрыты. В советские годы там располагались коммунальные квартиры. Вначале 2000-х годов Храм попытался предъявить на дом свои права с целью устроить в здании образовательный центр. Но власти города не поддержали «желания» Храма. Доброго Жертвователя, который бы за свой счёт расселил дом с коммунальными квартирами в центре Москвы, не получив при этом никакой прибыли, не нашлось. И дом был выкуплен частным инвестором, расселён, полностью перестроен (остались только внешние стены) и выставлен на продажу. Сегодня в нём можно купить элитную квартиру.
Строение 1- третий от начала переулка дом - было построено как доходный дом прихода. Квартиры сдавались внаём, Храм получал доход. После революции «буржуи» были выселены и квартиры превращены в коммунальные. Точный год постройки назвать сложно, в разных источниках указываются разные даты. Где-то 1890, где-то 1917. Но и та, и другая дата ошибочны. Если внимательно изучить старые фотографии, то с уверенностью можно сказать, что дом был построен не ранее 1903 года и не позднее 1910.
Изначально дом был построен 3-этажным. Два последних этажа 4 и 5 были надстроены в 1944 году и заселены советскими военноначальниками, чиновниками и деятелями культуры. По рассказам старых жильцов дома строили эти квартиры пленные немцы.
В 1944 году в одной из новых квартир поселилась известная советская балерина Софья Николаевна Головкина, директор Московского Хореографического училища, вместе с мужем генерал-лейтенантом Львом Михайловичем Гайдуковым - создателем ракетной и космической техники.
Софья Николаевна Головкина – великая советская балерина, народная артистка СССР, выдающийся балетный педагог.
Софья Николаевна родилась в Москве в 1915 году в рабочей семье. В 1933 году окончила Московское хореографическое училище и стала ведущей солисткой Большого театра. В её репертуаре почти все партии классического балета: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице», Китри в «Дон Кихоте», Светлана в одноименном балете Д. Клебанова, Диана Мирель в «Пламени Парижа», Тао Хоа в «Красном цветке», Параша и Царица бала в «Медном всаднике», Раймонда и многие другие.
В первые дни войны большая часть труппы Большого театра была эвакуирована. Оставшиеся в Москве артисты организовали 16 фронтовых концертных бригад. Софья Николаевна была среди этих артистов. Только за осень 1941- зиму 1942 года агитбригады Большого театра дали на передовой около 2000 концертов.
Ученики Головкиной нередко вспоминают, как Софья Николаевна любила рассказывать об одном из своих выступлений. Сценой стал небольшой с открытыми бортами кузов грузовика «Студебеккер». Не сходя с места, балерина исполнила 100 фуэте. Головкину называли «Королевой фуэте».
В свободное от спектаклей и репетиций время хрупкая, маленькая девушка, танцовщица сменяла балетную пачку на грубый ватник. Как все москвички, Софья Николаевна работала на оборонных рубежах Москвы – рыла окопы и противотанковые рвы, дежурила в госпиталях, отдавала свою кровь раненым, гасила на крышах домов зажигательные бомбы.
В конце ноября 1943 года С.Н.Головкина по личному приглашению И.В.Сталина выступила в Иране на Тегеранской конференции, где исполнила свою любимую партию Раймонды.
Вместе с коллегами Головкина выступала перед солдатами, освобождавшими страны восточной Европы, перед ранеными в госпиталях.
5 мая 1945 года Софья Николаевна вместе с ведущие артистами оперы и балета Большого театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного Рейхстага.
Не только трудности и невзгоды принесли военные годы. На одном из шефских концертов Софья Николаевна познакомилась со своим будущем мужем генерал-лейтенантом ракетных войск Львом Михайловичем Гайдуковым. Вместе они прожили более 50 лет.
С 1960 года С.Н.Головкина стала директором Московского хореографического училища. На этом посту она проработала более 40 лет. Можно смело сказать, что Софья Николаевна совершила революцию в преподавании балетного искусства. Руководимая её балетная школа из училища превратилась в Московскую Академию хореографии.
Среди учеников С.Н.Головкиной мировые звёзды балета: Николай Цискаридзе, Сергей Филин, Михаил Лавровский, Михаил Мессерер, Илзе и Андрис Лиепа, Наталья Бессмертнова и многие другие.
Скончалась Софья Николаевна Головкина в 2004 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Это была маленькая хрупкая женщина с царственной осанкой. Всегда с великолепной укладкой и макияжем в классическом костюме пастельных тонов.
Супруг Софьи Николаевны - Гайдуков Лев Михайлович родился 14 января 1911 года в Тульской области.
В 1935 году после окончания Тульского механического института направлен на работу на Московский завод № 67 Наркомата тяжёлой промышленности СССР по производству авиабомб.
С первых дней войны на фронте в управлении гвардейских миномётных частей.
С июля 1945 года - председатель комиссии по изучению трофейного немецкого ракетного оружия (ракет ФАУ).
Получив эту должность, Лев Михайлович внимательно изучил все предвоенные работы советских учёных в области ракетостроения. Пришёл к выводу, что они верны и важны для развития вооружения страны. И стал ходатайствовать лично перед Сталиным и Берией об освобождении репрессированных перед войной учёных-ракетостроителей. При его личном участии были освобождены Сергей Павлович Королёв, Валентин Николаевич Глушко (основатель советского жидкостного ракетного двигателестроения), Севрук Доминик Доминикович (главный конструктор тактического ракетного комплекса 2К5 Коршун), академик Пилюгин Николай Алексеевич. Со всеми этими учёными Лев Николаевич тесно работал все послевоенные годы.
Можно смело сказать, что своей ракетной мощью наша страна не в последнюю очередь обязана Льву Михайловичу Гайдукову.
Лев Михайлович скончался в 1999 год, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Остаётся лишь сожалеть, что такие великие люди как Софья Николаевна и Лев Михайлович до сих пор не удостоились получить мемориальную доску на своём доме ни от властей, ни от последователей и учеников.
В 1930-х годах в доме жил основатель кафедры микробиологии Московского университета Евгений Евгеньевич Успенский.
Одно из направлений его работ было связано с изучением циклов развития и физиологии питания водорослей, используемых в процессах очистки воды. 24 февраля 1938 года Успенский был арестован по сфабрикованному делу и 4 октября 1938 года расстрелян. Реабилитирован в 1956 году. В декабре 2018 года по инициативе общественного фонда «Последний адрес», сотрудников кафедры микробиологии МГУ и потомков учёного на доме была установлена мемориальная табличка в память об Е.Е.Успенском.
В 1988 года в доме снимал свой фильм «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергей Соловьёв.
Но дом «играл» не только в этом фильме. «Эпизодические роли» в фильмах «Фокусник» (режиссёр Петр Тодоровский, 1967 год, в главной роли Зиновий Гердт),
«Мишка, Серёга и я» (режиссёр Юрий Победоносцев, 1961 год),
«Москва в нотах» (Телевидение ФРГ, 1969 год, песня «Вдоль по Питерской» в исполнении Муслима Магомаева).
В советское время нумерация этих 3 домов была немного другая. Дом считался одним целым. Строения считались подъездами, и нумерация квартир была сквозная во всех 3 подъездах. Первым подъездом считалось Строение 2.Там располагались квартиры №№ 1- 6. Вторым подъездом было Строение 1, квартиры №№ 7-12. После выселения служителей Храма и организации коммунальных квартир маленький домик стал Подъездом № 3 с квартирами №№13-14. А после надстройки в 1944 году четвёртого и пятого этажей во втором подъезде появились квартиры №№ 15-20. Даже в советские времена такая затейливая нумерация квартир приводила в замешательство участковых врачей, почтальонов, работников ЖЭКа и членов избирательных комиссий. А в настоящее время, после «исчезновения» первого и третьего подъездов, вообще приводит в ужас всех непосвящённых.
Навесной лифт в здании построили лишь в середине 1960- х годов. До лифта на этом месте на лестничных пролётах стояли огромные окна.
За счет этих окон в дневное время освещение в подъезде до 1960-х было естественным. Несмотря на то, что за свою долгую жизнь дом пережил не один капитальный ремонт, на лестничных пролетах сохранились первоначальные ступени и напольная плитка. Как и многие дома в центре Москвы, в лихие 90-е и начале 2000-х дом сотрясали незаконные перепланировки, расселение коммуналок, захваты помещений, бассейны над головой соседей, судебные тяжбы… На сегодняшний день всё это уже позади (будем надеяться). Теперь – это просто уютный жилой дом.
Стоит еще упомянуть о легенде, передаваемой из уст в уста старыми жильцами дома. Поговаривают, что в квартирах на первых этажах домом не все комнаты и не все жильцы были обычны. Якобы некоторые жители первых этажей «носили» на плечах погоны одной очень загадочной организации, а в их комнатах была установлена специальная аппаратура для наблюдения за резиденцией американского посла. Кто знает?... Может быть.… Но когда в 1988 году 40-й американский президент Рональд Рейган приезжал в Москву и жил в резиденции посла «СпасоХаус», во всех квартирах дома, чьи окна выходили на улицу, около этих окон на стульчике сидел молодой человек в штатском с хорошей военной выправкой. Это факт. Записано со слов сторожил.
И еще… С крыши дома открывается великолепный вид на Спасопесковскую площадь и Храм.
На сегодня всё.
Байки травил Арбатский Фенёк.