Прежде чем продолжить дальше повествование, хочу оговориться, современная нумерация домов не совсем совпадает с нумерацией начала века.
Дом № 6
На месте современного дома № 6 до 1910-х располагалась типичная московская усадьба с несколькими деревянными домами и садом.
Мне удалось найти информацию, что в одном из этих домов в 1824-1825 году снимал квартиру учёный - филолог, литератор П.Ф.Калайдович.
Пётр Федорович Калайдович родился в 1791 году в Киеве в семье врача. Как и его братья, Пётр Федорович выбрал родом своих занятий филологию. Окончил Московский университет. Преподавал словесность в различных учебных заведениях. Один из первых исследователей «Слова о полку Игореве». Выпустил несколько научных работ о синонимах в русском языке. Основным вкладом П.Ф. Калайдовича в филологическую науку считается его словарь синонимов русского языка «Опыт словаря русских синонимов».
Мне не удалось найти документов, подтверждающих, что Пётр Федорович с семьёй квартировали на Малом Толстовском. Точно могу лишь утверждать, что в конце 1830-х годов Калайдовичи действительно проживали близ Арбата на съёмной квартире в доме некого титульного советника Павла Петровича Цвиленева и были прихожанами Храма Благовещения Пресвятой Богородицы что на Бережках (храм разрушен в 1950 году, ныне – жилой дом № 5 по Ростовской набережной).
Возможно, что усадьба Цвиленева как раз и располагалась в Малом Толстовском переулке. А записи о семье Калайдович в метрических книгах Благовещенской церкви на Бережках также объясняются просто: в 1812 году Храм Спаса на Песках, в приход которого входили жители Малого Толстовского переулка, сильно пострадал во время Московского Пожара и практически перестал существовать. Полностью Храм был восстановлен только к 1830-м годам. Все эти годы прихожане Спаса на Песках были приписаны к приходам близлежащих церквей: Николы Чудотворца на Песках (Большой Николопесковский переулок, дом 6), Живоначальной Троицы на Арбате (Арбат, д. 57, МИД), Иоанна Предтечи в Кречетниках (ныне улица Новый Арбат, дом 28) и других.
К концу ХIХ века старинные деревянные московские усадьбы стали постепенно уступать место многоэтажным каменным доходным домам.
«Строительная горячка начала века меняла облик приарбатья. Гибли одна за другой без разбору старые и старинные усадьбы, усадьбы с облупленными домишками и с импозантными ампирными особняками, а на их месте выросли многоэтажные доходные дома с разномастными и разностильными фасадами» - В.В. Домогацкий «Руины старого дома. Кладовка», Москва, Издательство «Русский мир», 2009 г.
Не обошла «модернизация» и усадьбу № 6. На участке появилось два многоэтажных доходных дома. Сегодня они имеют номера 6/2 и 6/2 строение 1.
Дом 6/2 строение 1, примыкающий к скверу педагогического колледжа,- типичный доходный дом начала XX века. В современном паспорте строения, датой постройки значится 1917 год. Но, я позволю себе усомниться, и предположу, что, судя по архитектурному решению дома, дату его постройки можно обозначить не ранее 1909 и не позднее 1911 года.
Мне не удалось найти сведения о каких – либо интересных личностях, проживавших в этом доходном доме. Сегодня, как и 100 лет назад, это обычный жилой дом. Любопытной частью дома, пожалуй, является только навесной лифт, который был пристроен в середине 1960-х годов. Так же как в доме № 2/1 , лифт был встроен в лестничный пролёт прямо на фасаде здания. Расстояние от нижней площадки лифтовой шахты до тротуара не более 180 см. А так как лифт нависает прямо над дверью подъезда, то жильцам дома, имеющим рост чуть выше среднего, приходиться сильно нагибаться, чтобы выйти из подъезда или попасть к себе домой. Не раз приходилось видеть, как случайные прохожие, первый раз попавшие в переулок, предпочитают обойти «жуткий» лифт, перейдя на другую сторону улицы. Особенно, зимой, когда перед подъездом образуется наледь, и расстояние до нависающей шахты становится еще меньше.
Здание № 6/2 располагается непосредственно на углу с Малым Каковинским переулком, и «прикрепляется» к строению 1 небольшой каменной аркой, ведущей во внутренний двор.
Об этом угловом доме на интернет - просторах присутствует совершенно противоречивая информация. То он именуется домом купца Василия Баскакова, автор архитектор О.Г.Пиотрович, то домом И.И. Егорова, автор архитектором О. О. Шишковским.
Попробуем разобраться.
Начнём с купца Баскакова. Скажу сразу - это грубая ошибка. Дом 6/2 по Малому Толстовскому переулку или 2/6 по Малому Каковинскому переулку никогда не принадлежал купцу Баскакову. Ему принадлежал следующие два дома по Малому Каковинскому переулку, дом № 4 и № 6. Дома были построены в 1910-х годах, и были одними из многочисленных доходных домов фабриканта, крупного московского домовладельца Василия Степановича Баскакова. Сам В.С. Баскаков с семьёй проживал в своем доме на Большом Козихинском переулке, а дома в Малом Каковинском были лишь его недвижимым имуществом. Таких доходных домов у Баскакова было множество по всей Москве. Большую часть зданий по заказу купца в 1908-1910 гг построил архитектор Ольгерд Густавович Пиотрович. Дома № 4 и № 6 в Малом Каковинском по оформлению фасада очень похожи на дом В.С.Баскакова в Дегтяром переулке. Можно предположить, что автором «Каковинских» домов также был О.Г.Пиотрович. Но сегодня, к сожалению, говорить об этом не имеет смысла, так как нынешние здания практически являются новостроем. С конца 1990-х дома долгое время находились в аварийном состоянии, со двора несущие стены были укреплены металлическими распорками. В середине 2000-х началась реконструкция, после нескольких обрушений с человеческими жертвами, дома были практически полностью снесены и построены заново. От купеческих домов остались лишь заново облицованные внешние стены.
Итак, мы выяснили, что дом № 6/2 по Малому Толстовскому переулку не принадлежал купцу В.С.Баскакову, и поэтому более правильное «название» дома – дом И.И.Егорова.
Действительно, с 1905 г по 1910 г земельный участок на углу Малого Каковинского и Малого Толстовского переулков принадлежал потомственному почётному гражданину Федору Семёновичу Рахманову. А с 1910 года владельцем участка значится некто Иван Иванович Егоров. Точных сведений о Егорове мне найти не удалось, в справочнике «Вся Москва» за 1910 он значится как «домовладелец». Рискну предположить, что это был какой-то родственник владельцев обувной фабрики купцов Егоровых, которые имели большое земельное владение в соседнем Большом Толстовском переулке. Возможно, постройка этого доходного дома была просто вложением капитала, и видимо не очень удачным, так как уже с 1913 года владелицей здания становится графиня Софья Сергеевна Игнатьева, Дом принадлежал ей вплоть до 1917 года. Поэтому, мне кажется, что правильнее было бы называть этот дом – домом Игнатьевой.
Теперь поговорим об авторе проекта – архитекторе О.О.Шишковском.
Осип Осипович Шишковский родился в 1870 году в Харьковской губернии. В 1889 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И почти сразу стал одним из самых востребованных архитекторов города. С 1900 по 1917 гг он построил в Москве более 20 доходных домов, многие из которых сохранились до сегодняшнего дня.
Шишковский считается представителем стиля модерн, его имя стоит в одном ряду с именами Ф.О. Шехтеля и Л.Н.Кекушева.
Отличительной чертой стиля Шишковского является строгость и простота отделки фасада, отсутствие тяжёлых декоративных украшений. Фасад дома № 6/2 строго симметричен и выдержан в мягком пастельном цвете. Облицован дом модной и «инновационной» по тем временам узкой керамической плиткой, иногда называемой «кабанчиком» из-за двух круглых технологических отверстий похожих на свиной пятачок. «Кабанчик» цвета «кофе с молоком» много использовался в те годы для фасадных облицовок, часто в сочетании с плиткой тёмно-зелёного болотного цвета. Единственным украшением фасада дома является сине-зелёный кант из крупных плиток майолики под самой крышей. Сочетание на фасаде бежевого и сине-зелёных цветов, а также использование двух видов плиток «кабанчика» и майолики, делает дом № 6/2 отдалённо похожим на знаменитую гостиницу «Метрополь» на Театральной площади в Москве.
Так как дом № 6/2 стоит на углу с Малым Каковинским переулком, позволю себе немного отступить от темы, и поговорить о Малом Каковинском переулке. Как говорилось ранее, КакОвинским переулок (именно КакОвинский, и никак иначе) назван именем стрелецкого полковника Степана КакОвинского, командовавшего полком, охранявшим Арбатские въездные ворота Земляного города в конце ХVI века. Слобода, где жили стрельцы полка Каковинского, располагалась как раз на месте современных Малого и Большого (ныне несуществующего) Каковинских переулков. Более того, до 1920-х годов существовала Каковинская Площадь. Так называлась часть современного Садового кольца от Малого Толстовского переулка (ныне переулок Каменная Слобода) до Дурновского переулка (ныне Композиторская улица).
На различных ресурсах можно найти информацию о том, что «раньше Малый Каковинский переулок назывался Ознобишиным по фамилии крупного землевладельца». Документального подтверждения этому факту мне найти не удалось. Да, действительно, представители старинного дворянского рода Ознобишиных, в основном военные в высоких чинах, жили в 1780-1850 гг в районе Арбата. Были прихожанами Храмов Спаса на Песках и Николы Явленного на Арбате, но…ни в одном документе мне не удалось найти указание, что Ознобишины владели большими участками земли в этом районе. Напротив,… все они жили на съемных квартирах!
Так же ни на одной старой карте Москвы мне не удалось найти название «Ознобишинский» переулок. Правда, в «Атласе столичного города» топографа Алексея Хотева за 1852 год Каковинские переулки « поменялись» названиями - Малый назван Большим, и наоборот, Большой Малым.
В алфавитном указателе «Атласа..» можно найти сведения и о полковнике Николае Матвеевиче Ознобишине. Он владеет большой усадьбой … на Большой Никитской улице.
Поэтому, позволю себе предположить, что факт «Малый Каковинский = Ознобишинский» - это очередной ляп, переписанный друг у друга невдумчивыми «писателями».
Дом № 8
Вернёмся на Малый Толстовский переулок
Следующий, также угловой, дом имеет современный номер № 8/1 строение 2 (№ 1 строение 2 по Малому Каковинскому переулку).
До 1910 года участок под современным домом № 8 принадлежал жене коллежского секретаря Екатерине Дмитриевне Орловой. В 1910 году владельцем земли и нового дома на левом углу Малого Каковинского переулка становится архитектор Георгий Константинович Олтаржевский.
В середине 1900-х гг Олтаржевский был одним из самых востребованных московских архитекторов, специализировавшимся на постройке доходных домов. До 1914 года он построил в Москве более 10 домов. После революции Георгий Константинович сумел найти своё место в новом мире и стал автором нескольких многоэтажных жилых домов. В архитектурном мире более известны родственники Георгия Константиновича: его младший брат Виктор Константинович Олтаржевский – главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1935—1938), и сын, Дмитрий Георгиевич Олтаржевский - автор Южного входа ВСХВ.
Георгий Константинович проживал с семьёй в Кривоколенном переулке, а в Малом Толстовском, вероятно, построил дом исключительно для сдачи в аренду. Но видимо, бизнес по каким-то причинам не пошёл. И уже в 1912 году хозяйкой дома № 8 по Малому Толстовскому переулку становится потомственная дворянка Вальгард Юлия Сергеевна.
В 1911 году в одной из сдаваемых квартир после длительного пребывания за границей поселился композитор Александр Николаевич Скрябин с семьей.
Здесь в доме на Малом Толстовском переулке в январе 1911 года родилась младшая дочь композитора Марина.
Скрябины прожили в доме № 8 недолго. Причиной смены квартиры явилось довольно забавное обстоятельство. Злую шутку с великим композитором сыграли «новые» технологии строительства – повышенная звукопроводимость стен. Спустя какое-то время после новоселья Скрябиных, одну из соседних квартир (то ли этажом выше, то ли этажом ниже) снял музыкант. То ли учитель музыки, то ли начинающий пианист. В разных источниках эта история рассказывается по - разному. Постоянное дилетантское музицирование просто сводило с ума великого композитора, мешало сосредоточиться и лишало творческого настроя. Александр Николаевич боролся с возникшей проблемой как мог. Перемещал из комнаты в комнату свой рояль. Пытался договориться с соседом о графике занятий. Но всё было безуспешно. Промучившись так около 2-х лет, Скрябины переехали на новую квартиру, в отдельный особняк на Большом Николопесковском переулке, дом 11 . Сегодня в этом доме находится мемориальный музей А.Н.Скрябина.
В лихие 90-е дом, как и многие его соседи, пережил пожары, незаконные перепланировки и надстройки. Но сегодня жильцам удалось практически полностью вернуть зданию его первоначальный вид. Осталось лишь сделать аккуратный исторический ремонт фасада.
Рассказав о доме, позволю себе небольшое отступление о жильцах дома. Интересный факт из биографии семьи Скрябиных. Старшие дети композитора от его второго брака с Татьяной Фёдоровной Шлёцер родились за границей.
Дочь Ариадна – 18 октября 1905 года, сын Юлиан – 1 февраля 1908 года. Но крещены они были только по возвращении композитора в Россию 29 мая 1910 года в Москве в Храме Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот.
Так как второй брак Александра Николаевича был гражданским, то есть неофициальным – первая жена не дала развод композитору, то дети от второго брака считались незаконорожденными и при крещении были записаны только на мать – девицу Татьяну Фёдоровну Щлёцер. Крестными детей стали двоюродные брат и сестра композитора Владимир Александрович и Любовь Александровна Скрябины. Дети Александра Николаевича от второго брака получили его фамилию лишь после его смерти.
Такая неопределенность в семейном положении композитора создала пикантную ситуацию на его похоронах. По воспоминаниям очевидцев, во время отпевания Скрябина в Храме Николы на Песках у гроба рыдали сразу 2 вдовы, каждая со своими потомками.
Дом № 10
Часть современного переулка Каменная Слобода между домами № 8 и № 12 занимает отель «Лотте». Гостиница и примыкающий к ней бизнес-центр «Лотте Плаза» были выстроены в конце 2000-х годов (открытие состоялось в 2010 году) на месте заброшенного котлована. Котлован образовался при строительстве Нового Арбата (Калининского проспекта) в 1960-х годах. Незаконченная стройка уничтожила Большой Каковинский переулок. Вероятно, предполагалось на месте переулка возвести мощное здание, подобное высоткам на Новом Арбате. Был вырыт котлован, забиты сваи и .. .Что-то пошло не так. Здание « не выросло», конструкции заросли и стали рушиться, переулок исчез. Заброшка поглотила не только сам переулок, но полностью были снесены все дома чётной стороны Большого Каковинского, и частично чётные здания. Сегодня от нечётной стороны остался лишь угловой дом, выходящий на Смоленскую площадь. Имеющий тройной номер 12/8/1: № 12 – по переулку Каменная Слобода, № 8- по Смоленской площади, № 1 – по несуществующему Большому Каковинскому переулку.
В одном из исчезнувших домов Большого Каковинского переулка с 1838 по 1841 год жил юный Лев Николаевич Толстой. В разных источниках называется различные номера домов, в которых жила семья Толстых. Где-то говорится, что это был дом № 2, где-то, что дом № 4. Точно известно только, что дом стоял очень близко от Малого Толстовского переулка.
В январе 1837 года Толстые впервые приехали в Москву из Ясной Поляны и поселились в особняке на Плющихе. В июне того же 1837 года скоропостижно скончался отец Льва Николаевича - Николай Ильич Толстой.
Из-за необходимости сократить расходы семья Толстых должна была переехать в дом подешевле.
По воспоминаниям Льва Николаевича дети сами ходили по городу и искали новую квартиру. Он всегда «гордился тем, что именно ему удалось найти ту квартиру, которую взяли», т. е. он увидел объявление о сдачи квартиры. В Большом Каковинском переулке семья Толстых жила до июня 1841 г. Пока сестра отца - Пелагея Ильинична Юшкова, жившая в Казани, не забрала детей к себе.
Исследователи творчества Л.Н.Толстого считают, что дом на Большом Каковинском описан в повести "Отрочество".
Дом Толстых простоял до 1960-х годов, когда пал жертвой Калининского проспекта.
Малый Толстовский переулок ещё раз появляется в жизни Льва Николаевича почти через 40 лет. «…Перед обедом я ходила с Таней в Мало-Толстовский переулок, но застала одних детей…» - Софья Андреевна в письме ко Льву Николаевичу от 29 сентября 1883 года из Москвы в Ясную Поляну.
В 1883 году в Малом Толстовском поселилась сестра Толстого – Мария Николаевна Толстая с дочерьми. Бывал ли у них в гостях писатель, неизвестно, но Софья Андреевна бывала неоднократно.
На сегодня всё.