Найти тему
Открытая Книга

Властелин Колец: что стоит за культовым эпосом Толкиена

Оглавление

Та самая ламповая обложка, с которой для меня началось открытие мира Средиземья
Та самая ламповая обложка, с которой для меня началось открытие мира Средиземья

С «Властелином Колец» очень многие познакомились только после выхода одноименного блокбастера, но даже те, кто читал саму книгу до экранизации вряд ли догадываются, какой мощный бэкграунд стоял за культовой британской «роман-сказкой».

Ничего не могу сказать, Джексон снял шедевр, но магия сказки («романом-сказкой» ВК назвали советские издатели) ушла, на первое место встала политика и история. Именно тогда я впервые задумался над тем, что же стоит за эпосом Профессора – знатока древней англосаксонской литературы, которого между прочим цитирует первый том оксфордской истории Англии за 1936 год.

Мордор – ключ к разгадке

На то, что под мифологическим слоем скрываются отзвуки исторических реалий, указывает само название континента – «Средиземье», перекликаясь с реальным географическим термином «Средиземноморье». А когда внимательно сравнишь карту этого самого Средиземья с картой Европы, то сразу бросается в глаза сходство. Как мы видим на карте Мордор - вотчина Властелина Колец опоясана с трех сторон горами.

Очертания границ Мордора очень похожи на схематическое изображение Малой Азии...
Очертания границ Мордора очень похожи на схематическое изображение Малой Азии...

Если эти самые горы заменить на морское побережье, получатся очертания знакомого нам полуострова Малая Азия.

...где веками жили враждебные европейским средневековым государствам народы
...где веками жили враждебные европейским средневековым государствам народы

Учитывая, что именно из Малой Азии на Европу нападали самые опасные для нее враги (персы, арабы, сельджуки и османы), совершенно не случайно, что стране темного деспота-завоевателя Толкиен придал именно ее географические черты. 

Гондор, Арнор и Нуменор

Идем дальше. Если Мордор – это Малая Азия, то кто стоит за вековым стражем Средиземья – Гондором? 

На стенах Минас-Тирита. В ожидании очередной волны тьмы с Востока
На стенах Минас-Тирита. В ожидании очередной волны тьмы с Востока

Давайте вспоминать историю Толкиена. Гондор – это осколок некогда единого государства нуменорцев – самой развитой человеческой цивилизации Средиземья. Второй осколок – Арнор – сначала распался на три независимых государства, а потом все они были уничтожены армией темного королевства Ангмар (его король потом стал главным из Девяти Кольценосцев). Нуменорцы пришли в Средиземье из-за моря и принесли диким народам континента цивилизацию, позаимствованную ими у эльфов.

Здесь достаточно школьного знания истории, чтобы существенно продвинуться вперед в расшифровке. Гондор напротив Мордора – это Византия или Восточная Римская империя, Арнор – это Западная Римская империя, которая распалась на отдельные нежизнеспособные государства и была завоевана варварами.

Геополитическая судьба Гондора и Арнора очень напоминает судьбу Восточной и Западной Римской империи
Геополитическая судьба Гондора и Арнора очень напоминает судьбу Восточной и Западной Римской империи

Нуменорцы – это римляне, которые позаимствовали сокровища цивилизации у античных греков и приобщили к ней более отсталые народы Европы.

Хронология Третьей Эпохи

Эпичную оборону Минас-Тирита Константинополя можно относить к двум разным событиям: арабской осаде «Царьграда» в VIII веке или к османской осаде XV века. Но что-то мне подсказывает, что речь идет именно о Темных веках, т.е. о VIII веке. Судите сами:

  • Минас-Тирит в итоге был спасен, а не взят;
  • в истории Средиземья Толкиен упоминает, что, хотя Арнор погиб, но само войско ангмарцев было разгромлено специально посланной армией одного из последних истинных королей Гондора, после чего ангмарцы пропали – явный намек на разгром Остготского королевства в Италии византийцами Юстиниана, из чего можем попутно сделать вывод, что фэнтезийные ангмарцы – это исторические готы, а скорее всего собирательный образ германских варваров, включая вандалов;
  • Средиземье пустынно, городов, кроме как у эльфов Ривенделла и гондорцев, нет, члены Братства Кольца идут по пустошам с редкими анклавами поселений – все это очень напоминает реалии Европы Темных Веков;
  • На Минас-Тирит нападает коалиция из мордорцев и пиратов Умбара – вероятно под последними выведены арабские пираты из Северной Африки (Магриба), ну а чудесное истребление пиратского флота – возможно аллюзия на уничтожение арабского флота «греческим огнем», ставшим переломным событием в осаде.
Чудесное истребление арабского флота очень напоминает феноменальную победу Арагорна над пиратами Умбара
Чудесное истребление арабского флота очень напоминает феноменальную победу Арагорна над пиратами Умбара

Таким образом, выходит, что конец Третьей Эпохи – это конец поздней античности. Ее начало – это основание двух нуменорских королевств в европейской истории совпадает с разделом Римской империи, т.е. с началом V века. Вторая эпоха – это классический Рим, политическое единство средиземноморской цивилизации, успешно громившей орды с востока – парфян (Последний Союз и пленение Саурона). Первая эпоха – борьба эльфийских городов-государств против орд Мелькора очень напоминает греко-персидские войны V в. до н.э., в общем, это эпоха классической Греции. 

Кто такие роханцы и причем тут Саруман?

С роханцами отдельная история. Насколько я припоминаю, помощь осажденному в VIII веке Константинополю оказали болгары – кочевники. Натравливание одних кочевников на других - один из шедевров византийской дипломатии.

Атака болгар... простите роханцев спасает Минас-Тирит
Атака болгар... простите роханцев спасает Минас-Тирит

Но причем тут Саруман? Тут надо припомнить интересную деталь. Саруман был одним из пяти майар, явившихся в образах старцев-магов, посланных высшими силами блюсти порядок в Средиземье. Саруман возгордился и променял служение добру на жажду власти, образовал собственное государство, обзавелся войском и напал на роханцев. Думаю, всякий, знакомый с европейским Средневековьем легко узнает римских пап с их тягой к собственной государственности, стремлением поработить ум и совесть европейских королей. 

Отсюда легко догадаться, что 5 майар – это пять патриархов древней церкви. Двое пропали (Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархаты, завоеванные арабами), один отошел от дел (Радагаст Карий) – видимо, имеется в виду пассивные в политическом отношении константинопольские патриархи. Но почему римских пап два – Гэндальф и Саруман? Тут опять вспоминаем историю: вечная средневековая антитеза между папами и анти-папами, истинными папами и ставленниками сторонних сил (императоров, феодальных клик и просто сумасбродов, вроде Борджа). Мне кажется, что католик Толкиен, противопоставляя Гэндальфа и Сарумана, воспроизводил европейское мышление той эпохи: папа, свернувший с истинного пути, «анти-папа», и «настоящий» папа, истинный пастырь овец Христовых.

Саруман и Гэндальф - воплощение светлой и темной сторон духовного лидерства, которые в свою очередь символизируют средневековые папы и антипапы
Саруман и Гэндальф - воплощение светлой и темной сторон духовного лидерства, которые в свою очередь символизируют средневековые папы и антипапы

Гэндальф и хоббиты

Отсюда получаем ключ к тому, кто такие хоббиты и почему Гэндальф к ним так привязан. Вспоминаем любимую британскую легенду: святой папа Григорий I (Великий, в нашей традиции – Двоеслов) сжалился над не знающими истинной веры рабами из англосаксов и возжелал послать на Туманный Альбион миссию для просвещения варваров-язычников. Гэндальф – это идеальный, истинный римский папа: бессребреник, святой, с одним посохом спасающий сирых и убогих, как его прообраз святой Григорий. А хоббиты – это не кто иной как сами англосаксы.

Итак, вспоминаем. Хоббитания по-английски «Шир». Это англосаксонский термин, обозначавший область, страну, район. Отсюда Великобритания и позаимствовала свое деления на «графства» (так переводят у нас, в оригинале – «ширы»: Стратфордшир, Бэкингемшир, Глостершир и т.д.). Хоббиты произошли от трех племен – это и есть хрестоматийные англы, саксы и юты. Хоббитов любит Гэндальф – римские папы считали себя крестными отцами англичан вплоть до Реформации, это был первый плод миссионерской политики папского Рима. Хоббиты формально подчинялись, но без каких-либо серьезных обязательств, Арнору, но в конце концов вступают в ополчение Арнора и участвуют в последней битве с ангмарцами, но никто из них не возвращается домой обратно. Тут прямая аналогия на британские легионы, ушедшие за узурпатором Константином III спасать в начале V века гибнущий Рим и так и не вернувшиеся обратно. 

Наместники и короли, Арагорн и Денэтор

Да, забыл рассмотреть и эту тему. Почему в Гондоре не короли, а наместники? Толкиен отвечает: истинные короли перевелись, династия пресеклась. Это намек на то, как европейцы воспринимали византийских императоров. После узурпации в конце VIII века престола царицей Ириной на Западе посчитали, что византийские императоры больше не являются истинными преемниками римских императоров. Права на престол заявил Карл Великий, которого венчал в Риме римский папа Сильвестр II. Вспоминаем историю северного бродяги Арагорна, непризнанного короля. 

Да, Арагорна короновал в Минас-Тирите Гэндальф, а Карл Великий до Константинополя не добрался, но здесь мы можем увидеть либо совмещение желаемого и действительного (мечта увидеть своего, западного императора в Царьграде на короткое время осуществилась после Четвертого Крестового похода в лице Балдуина Трирского), либо убеждение в том, что Рим – это и есть истинная столица, где и следует короноваться истинному императору. В это кстати и верил сам Великий Карл.

Коронация Арагорна - фэнтезийная аллюзия на коронацию Карла Великого папой Сильвестром, первого истинного с точки зрения латинян средневекового императора
Коронация Арагорна - фэнтезийная аллюзия на коронацию Карла Великого папой Сильвестром, первого истинного с точки зрения латинян средневекового императора

Здесь уместно вспомнить, что Минас-Тирит не был истинной столицей Гондора, а стал таковой после ее падения.

Попытка Реконструкции

Попутно можно расшифровать и остальные реалии. Мглистые горы – это Альпы, Ривенделл, хранивший остатки древней цивилизации – это Париж, хранивший остатки античного наследия, Бри – это Кале. Да, кстати, Андуин – это Дунай, тут даже по буквам все сходится, Толкиен просто переставил их местами, а если посмотреть на карту и чуть изменить вектор течения – все становится очевидным. Остальное можете домыслить сами.

В общем, если собрать все паззлы головоломки, получается, при дешифровке с мифологического языка на образы реальной истории европейского средневековья, такая картинка.

Три англосаксонских джентльмена и слуга одного из них отправляются в далекий путь. Они пересекают Ла-Манш, с риском для жизни спасаясь от нападений разбойников (которых была пропасть все Средние века), посещают Париж, где в составе отряда из представителей ряда древних и новых народов раннесредневековой Европы, идут в Константинополь по благословению римского папы (своего рода мини крестовый поход). Маршрут: Альпы, сплав на лодках по Дунаю. Здесь они принимают участие в защите города от арабского нашествия. Император-узурпатор погибает, а на престол восходит истинный император, которого папа отрядил вместе с ними. 

Последнее, кстати, реальное воспроизведение канвы Четвертого Крестового похода: только крестоносцев позвал византийский принц-изгнанник Алексей, а Братство пошло на зов посланца Денэтора Боромира, но как в том случае, так и в другом посланец следовал вместе с теми, кого он позвал. 

Английские джентльмены возвращаются домой, избавляют свой народ от ставленников ложного анти-папы и рассказывают фантастические истории о своем незабываемом путешествии на край света. 

Английские джентльмены... простите сказочные хоббиты отправляются в паломничество в святой город
Английские джентльмены... простите сказочные хоббиты отправляются в паломничество в святой город

Бред? На первый взгляд да. А если призадуматься – вполне себе канва средневекового рыцарского романа о «хождении за три моря». Насколько мне известно, как раз из англосаксонской эпохи до нас дошли несколько исторических приключенческих романов – путешествий, связанных с паломничеством в Рим и Иерусалим.