Как известно, эффективность моторного масла зависит от его рабочей температуры, которая варьируется от 90℃ до 120℃. При превышении верхней границы допустимых температурных значений масло начинает деградировать и терять свои защитные свойства, снижается его ресурс. А при 220-250℃ оно уже горит синим пламенем.
Сегодня мы рассмотрим причины масляного перегрева и чем это грозит мотору. А также расскажем о простых, но действенных превентивных методах.
Почему перегревается масло?
Специалисты СТО сходятся во мнении, что причины перегрева масла такие же, как и у перегрева двигателя. И самые распространенные из них, это:
- неполадки с системой охлаждения двигателя (неисправный термостат, засор радиатора, выход из строя вентилятора);
- низкий уровень антифриза или его ненадлежащее качество;
- поломка водяной помпы;
- сбой в работе системы подачи топлива;
- частая езда на малых скоростях и пониженных передачах;
- перегруз авто и езда в гору;
- длительная езда на высоких скоростях (если только у вас не спорткар).
Кроме того, масло может перегреться, если пренебречь рекомендациями автопроизводителя и залить смазку с неподходящей вязкостью или нарваться на контрафакт. Такой смазочный материал будет закипать на кольцах поршней даже при нормальной работе системы охлаждения.
Хуже всегда нагрузки переносят смазки на минеральной основе I и II группы. Недалеко от них ушли и масла на смеси I, II и III групп («полусинтетика»). При перегреве такие смазки очень быстро теряют свои защитные функции. И чтобы избежать ранней смерти мотора, нужно чаще менять масло и фильтр заодно.
Синтетические масла на основе базовых масел III, IV и V групп более устойчивы к воздействию высоких температур. И кратковременный нагрев масла вреда двигателю не причинит. Но при длительной тепловой реакции без замены масла и фильтра тоже не обойтись.
Старое масло, которое давно не меняли, также подвержено перегреву сильнее свежего. В нем уже нет рабочих присадок, зато грязи хоть отбавляй. А значит температура в местах соприкосновения трущихся поверхностей растет, и развивается перегрев.
Последствия перегрева и что с этим делать
Повышение рабочей температуры масла, а значит и ДВС, может привести как к серьезным, так и не очень последствиям. Главное не затягивать работу движка на перегретом масле, иначе придется раскошелиться на капремонт.
При слабом перегреве нужно в первую очередь проверить систему охлаждения (радиатор, термостат, вентилятор) и уровень антифриза, заменить смазочную жидкость и промыть масляную систему.
При среднем перегреве, когда из-под капота виден пар (но до клубОв еще далеко), рекомендации те же.
А вот при сильном нагреве, когда и пар валит, и шумы в двигатели совет один — срочно добираться на СТО. Но предварительно остановиться, дать мотору остыть, долить масло и только потом ехать в сервис. Ну или сразу вызывать эвакуатор.
Виды последствий масляного перегрева
- масложор;
- масляное голодание;
- задиры цилиндров;
- проворачивание вкладышей;
- нарушение геометрии коленвала и поршней;
- критический износ поршневых колец и ГБЦ;
- приход в негодность уплотнительных частей двигателя;
- выход из строя каталитического нейтрализатора;
- износ мотора.
Как обезопасить мотор от перегрева масла?
- Приобретайте только масла, рекомендованные производителем вашего авто. И только в проверенных точках продаж.
- Контролируйте уровень масла в системе хотя бы раз в неделю с помощью щупа.
- Летом особенно пристально следите за состоянием масла, т.к. в жару смазка чаще подвержена закипанию (при частых стояниях в пробках, быстрой езде на дальние расстояния и т.п.).
- Можно применять метод «капельной пробы» — на пористую бумагу капнуть каплю масла из ДВС. Если капля быстро растеклась по бумаге, образовав концентрические круги, масло рабочее. А если вы видите черную масляную точку, смазку пора менять.
- Не забывайте следить за работой системы охлаждения и уровнем антифриза.
Статья подготовлена брендом Havens – премиальные моторные масла из ОАЭ.
Характерные черты масла Havens - наличие молибдена в составе и современный кальциево-магниевый пакет присадок. Стабильно низкая температура застывания позволяет не волноваться о безопасности запуска в морозы.
Ещё одно важное свойство нашей продукции – вязкость при 100 C, она значительно выше многих конкурентов, благодаря этому Havens обеспечивает дополнительную защиту двигателя при любых условиях эксплуатации, а также показывает прекрасные результаты по расходу масла в двигателях с пробегом. Всё это подкрепляется низким значением NOACK, а высокое щелочное число позволяет использовать масло на увеличенных интервалах смены.
Протоколы испытаний масел Havens в независимой лаборатории можно посмотреть тут:
https://havenslubricants.ru/protocols/
Подобрать подходящее моторное масло для вашего автомобиля:
https://havenslubricants.ru/serviceoil/
Купить масла Havens в вашем городе: