Печально, но факт – двигатель автомобиля может закипеть в любое время года. Даже зимой. Причина обычно кроется в неисправности системы охлаждения, и чаще всего в этом виновата утечка охлаждающей жидкости. Также двигатели многих автомобилей не любят экстремальные колебания температуры, когда материалы (прокладки, уплотнения шланги) сжимаются и даже порой трескаются из-за резких перепадов.
В статье мы рассмотрим все причины закипания двигателя, разберёмся, что делать в таких ситуациях, а также подскажем, можно ли предотвратить эту проблему.
Итак, короткий ликбез: рабочая температура современных ДВС – от 86°C до 105°C, а в пробках может достигать и 115-125°C. Если выше, то антифриз в движке уже кипит. Узнать приблизительную температуру двигателя можно, взглянув на приборную панель. Там есть шкала с буквами С (Cold) и H (Hot) или контрольные лампочки: синяя (холодный двигатель), желтая (идет нагрев) или красная (горячий). Но, скажем по опыту, даже с приборными показателями температуры можно пропустить момент, когда мотору уже пора охладиться.
На что еще обратить внимание?
- загорелся индикатор температурного диапазона (бывает со звуком, но встречается не во всех моделях авто);
- существенно упала тяга и мощность;
- металлические шумы при работе ДВС;
- белый налет на свечах и видимые повреждения;
- протечка антифриза или масла (при сильном перегреве);
- вспенивание масла или изменение его цвета на рыжевато-серый;
- трещины в корпусе и деформация отдельных элементов двигателя (при сильном перегреве);
- темные хлопья в охлаждающей жидкости и потемнения на стенках расширительного бачка;
- постоянная работа вентилятора радиатора;
- белый пар из-под капота.
Кто виноват и что делать?
На самом деле причин «закипания» движка очень много — от эксплуатационных (перегруз машины, поездка в горной местности или в частых пробках на низких передачах) до конструктивных. Пройдемся по основным.
Низкий уровень антифриза или его ненадлежащее качество. Мониторить количество охлаждающей жидкости и отсутствие утечек нужно также часто, как и масла. Иначе ОЖ попросту не будет выполнять своей главной функции. И выбирать стоит только проверенный и качественный продукт, чтобы не нарваться на «разбавленную жижу».
Неисправность термостата. Это устройство обеспечивает движение антифриза по малому кругу (при непрогретом двигателе) и по большому (при разогретом моторе). При поломке термостат продолжает гонять ОЖ в малом круге, а двигатель работает без охлаждения.
Засор радиатора. Грязный радиатор ведет к плохому отводу тепла. Поэтому нужно периодически очищать его соты от насекомых, листьев и пуха.
Поломка диффузора радиатора или его отсутствие. Без этого элемента вентилятор будет запускать воздух по всему подкапотному пространству, минуя радиатор.
Выход из строя вентилятора. Он включается в работу, когда нужно «остудить» ОЖ, которая достигла 97°C. Соответственно при поломке этого не происходит, и антифриз постепенно начинает закипать.
Проблемы с головкой блока цилиндров или ее прокладкой. В таком случае в салоне будет ощущаться запах антифриза, а из выхлопной трубы может валить белый дым. Кроме того, количество ОЖ будет стремительно уменьшаться.
Поломка крышки радиатора. Из строя может выйти как сам клапан радиатора, так и прокладка крышки, что ведет к потере герметичности системы охлаждения.
Износ помпы или обрыв приводного ремня. За циркуляцию ОЖ в контуре системы охлаждения отвечает помпа. При выходе её из строя или при повреждении приводного ремня насос просто перестаёт качать антифриз.
Дополнительный нагрев. Он накапливается «под капотом» в результате частого применения кондиционеров, установке каталитических нейтрализаторов поближе к двигателю, из-за АКПП и турбонаддува.
Каковы последствия?
Если перегрева избежать не удалось, и указатель температуры машет из красной зоны, можно ожидать следующих последствий:
- Масляное голодание. Из-за перегрева масло теряет часть своих свойств, повышается его расход и как следствие возникает масляное голодание – критически низкий уровень масла, который приводит к изнашиванию мотора.
- Задиры цилиндров. При перегреве и без того небольшие зазоры между поршнем и цилиндрами пропадают, возникают задиры. А дальше больше — масложор, износ двигателя. Там и до капремонта недалеко.
- Поломка каталитического нейтрализатора. Происходит из-за столкновения устройства с газами повышенной температуры, на которую не рассчитаны конструктивные материалы нейтрализатора.
- Выход из строя пластмассовых, резиновых и металлических деталей ДВС. Из-за перегрева мотора разрушается пластик, дубеют резиновые сальники, плавятся поршни, образуются трещины на головках блока цилиндров, ломается шатун, «летит» коленвал. И это, к сожалению, далеко не полный список неприятных последствий.
Что делать, если закипел мотор?
Как ни странно, нужно включить салонную печку на максимальную температуру и обдув предварительно убрав кондиционер). Печка является частью системы охлаждения и забирает из неё тепло — это и нужно при перегреве.
А дальше проверяем:
- Если из воздуховодов пошел горячий воздух, значит антифриз работает и тепло успешно отводится из системы. Ни в коем случае не глушите мотор, дайте насосу прогнать антифриз и охладить двигатель. Для этого нужно встать на обочине с работающим двигателем, открыть капот (радиатор будет очень горячим, соблюдайте осторожность!) и ждите снаружи, пока температура не вернётся к нормальному значению. Печку при этом нужно оставить включённой. ДВС охладится и можно ехать.
- А если из печки повеяло холодом, то дела плохи — антифриз на исходе. Тут остается только глушить мотор и ждать пока он остынет (спойлер: долго). А потом доливать ОЖ, а если ее нет, то дистиллированную воду, и СРАЗУ ехать в сервис.
Чего НЕЛЬЗЯ делать при перегреве
- Не открывайте крышку радиатора. Это приведет к сбросу давления в системе, кипению антифриза и повреждению мотора. Кроме того, можно легко получить ожоги не только рук, но и лица, когда из-под крышки вырвется «гейзер».
- Не остужайте двигатель холодной водой. Это спровоцирует резкий перепад температуры и повреждение материалов.
- Не заливайте антифриз или дистиллированную воду в еще неостывший двигатель. Эффект будет плачевный — разрыв сот и повреждение металла.
Вместо заключения
Как видите, столкнуться с перегревом мотора может каждый. И чаще всего придется устранять неблагоприятные последствия в СТО. Но куда проще не доводить двигатель до состояния «пара из ушей». Вот что для этого можно и нужно делать:
- Вовремя менять охлаждающую жидкость, лучше каждые 60 000 км пробега. И регулярно следить за ее уровнем.
- Контролировать чистоту радиаторов: удалять внешние загрязнения (листья, пух, останки насекомых), мыть не реже одного раза в год.
- Следить за работой термостата. При необходимости заменить его на термостат с более низкой рабочей температурой.
- Смотреть за показаниями температурной шкалы. Для большей точности можно даже установить цифровой прибор, который коннектится с мобильным приложением.
- В сильную жару не разгоняться слишком быстро. На автомобилях с механикой применять «торможение двигателем».
Желаем вашему автомобилю здоровья!
Статья подготовлена брендом Havens
Это синтетические смазки премиум-класса, изготавливаемые в ОАЭ. Наши масла соответствуют стандартам API, JASO, ACEA и других международных организаций, а также имеет стандарты качества ISO 9001, ISO 14001 и ISO 1800. И сертифицированы для использования OEM-производителями Porsche, Volvo, Mercedes, Volkswagen, Man, Deutz.
Масла бренда Havens подходят для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, внедорожников, микроавтобусов, легкой коммерческой техники, а также для атмосферных и турбированных двигателей, и гибридов.
Приобрести продукцию бренда Havens можно приобрести на Wildberries, OZON или в точках продаж в разных городах. Спрашивайте Havens в магазинах и автосервисах вашего города!