Найти в Дзене
Benza

Грузоперевозки в 2024 году: крах или новые перспективы?

Оглавление

Грузоперевозки в прошлом году испытали шоковое состояние, пережили немало вызовов, отголоски которых слышны до сих пор. В 2023 году объемы автоперевозок в России активно росли, особенно внутри страны. Ситуация за ее пределами была очень неоднозначной: увеличившийся в 2022 году товарооборот с Грузией и Арменией замедлился, усложнился с Казахстаном, но вырос с другими странами Центральной Азии. Первенство в перевозках заняли Беларусь и Китай.

На внутреннем рынке наблюдалось сокращение числа транспортных средств, одновременно с этим количество рейсов увеличилось. Повышенным спросом пользовались перевозки на большие расстояния. На этом фоне розничные компании начали активно развивать свои собственные автопарки. Увеличилось количество грузоперевозок в Краснодарский и Ставропольский край, а также в республики Северного Кавказа.

Российский рынок автоперевозок попал с состояние турбулентности. Он подвергался воздействию как традиционных факторов, таких как сезонность и увеличение цен на топливо, так и, в целом, ощутил на себе последствия шатаний мировой экономики.

По цепочке цены выросли на всё

В условиях дефицита транспорта перевозчики оказались в выгодном положении, поскольку спрос на их услуги остается стабильным. На другой стороне остаются компании, которые вынуждены постоянно пользоваться логистическими услугами. Бюджеты на логистику для них выросли с середины прошлого года. Если ранее изменения на рынке перевозок оставались практически незаметными для конечных потребителей, то в 2023 году ситуация вышла из-под контроля. Космические цены на перевозки ударили по стоимости продуктов и других товаров, где логистика занимает значительную долю издержек. Рынок, неизбежно, придет к равновесию, но ключевой вопрос, кто останется на нем.

Днём с огнём не сыщешь…

Эта фраза приходит на ум, когда речь о кадрах в отрасли. Дефицит водителей на рынке грузовых автоперевозок был и остается крайне острым. Эксперты не исключают, что с увеличением заработной платы появится интерес иностранных специалистов из стран СНГ. Ситуация с зарплатами уже начала меняться на фоне попыток компаний переманить сотрудников. Сегодня водитель-дальнобойщик может зарабатывать 180-200 тысяч рублей в месяц.

Транспортная компания «Делко» провела исследование, согласно которому дефицит водителей составляет около 10-15%. Также растет нехватка других рабочих кадров, таких как слесари, механики, сварщики.

Хлопотный ремонт

Импортозамещение также остается актуальной темой. Компании как могут решают вопрос с комплектующими для европейской техники. Используют параллельный импорт, ищут аналоги других производителей. Некоторые решают проблему радикально, полностью меняя технику.

Длинные ожидания поставки запчастей – это малая проблема, с которой компании сталкиваются при обновлении автопарка. Основной проблемой остаётся значительное увеличение стоимости самого транспорта, при этом растет кредитная ставка. Платежи по лизингу выросли и создают огромное давление на владельцев транспортных средств и перевозчиков.

Цифровые помощники

В 2024 году, помимо финансовых изменений, на рынке ожидаются структурные преобразования, включая дальнейшую цифровизацию перевозок. Транспортные компании развивают это направление не только для оптимизации логистики через онлайн-площадки грузовладельцев, но и для упрощения процесса выбора подрядчиков. Возрастает количество компаний, переходящих полностью на электронный документооборот. Государство также активно включается в процесс: в 2023 году начались тестовые перевозки с использованием электронных транспортных накладных, в 2024 году планируется переход на полное использование электронных транспортных накладных при перевозке алкогольной продукции.

Что касается топлива, компании также вынуждены экономить и учитывать каждый литр дорогостоящего горючего. На этом фоне всё больше перевозчиков уделяют внимание цифровому учету топлива. 2024 год станет годом обновлений софта, который перевозчики смогут использовать для этих целей.

Производитель топливораздаточного оборудования Benza запустил в тестовую эксплуатацию web-сервис benzamat PRO 2.0. Вся информация теперь будет храниться в веб-облаке. Сотрудники компании смогут получить доступ к единой базе данных через несколько учетных записей.

В целом, 2023-й год запустил ряд активных изменений в правилах, по которым работают грузоперевозки. Они же будут во многом управлять рынком и в наступившем году.