«Сибирь» неудачно провела первый сезон в новом ЛДС. Новосибирские хоккеисты откровенно сплоховали. Не помогли и постоянные аншлаги на «Сибирь-Арене». Команда капитулировала еще за четыре матча до конца регулярного чемпионата. Громкие заявления об атакующем хоккее остались только на бумаге и в интернете. Невнятная игра и отсутствие результата грозят вылиться в обильные кадровые перемены. Почему не получилось у этой «Сибири», разбираемся в сегодняшнем материале.
Завышенные ожидания
По итогам «регулярки» новосибирцы заняли в восточной конференции КХЛ лишь десятое место. Ниже только два клуба. Один из них – казахстанский «Барыс», которому «Сибирь» уступила с минимальным счетом в заключительном поединке. Прощальное невыразительное выступление в Астане – словно лакмусовая бумажка всего сезона.
Между тем, высшее руководство ждало от команды попадания во второй круг плей-офф, что, впрочем, с самого начала воспринималось как чересчур смелый и оптимистичный сценарий. Теперь, с учетом нынешнего выступления, такая постановка задачи выглядит даже несколько нелепо.
Год назад клуб вылетел в первом раунде (проиграв «Авангарду» в серии со счетом 1:4), после чего не был продлен контракт с главным тренером Андреем Мартемьяновым. Тогда новосибирцы набрали в регулярном чемпионате 83 очка, теперь – лишь 67. Да, могло быть на 4 балла больше. Однако на «Сибирь» наложили санкции за вскрывшееся нарушение лимита на легионеров в первых четырех встречах. Та ситуация уже стала в отечественном хоккее притчей во языцех.
Еще весной генеральный директор новосибирского клуба Кирилл Фастовский декларировал курс на атакующий хоккей. Именно под эту модель был приглашен из-за рубежа достаточно молодой по тренерским меркам канадец с российским паспортом Дэвид Немировски. Но, честно говоря, разницы с хоккеем Мартемьянова, которому многие предписывали оборонительный уклон (а некоторые и вовсе за это хаяли), концептуально было немного. Вот только эффективность игры при Андрее Алексеевиче была куда выше – это факт.
Более того, под началом опытного специалиста «снеговики» отличились в регулярном чемпионате 171 раз, а сейчас – 154. По числу заброшенных шайб «Сибирь» нынче заняла в лиге 20-е место из 23-х. Меньше забивали только трио безнадежных аутсайдеров, которые давно распрощались даже с математическими шансами на выход в плей-офф.
По количеству нанесенных по воротам соперника бросков новосибирцы тоже заметно сдали. При Мартемьянове были в КХЛ десятыми, теперь – пятнадцатые. И это, позвольте спросить, тот самый агрессивный хоккей?! Беда в том, что слова шли вразрез с тем, что мы видели на площадке. Особенно болезненно воспринимались частые поражения на полной «Сибирь-Арене».
В декабре в клубе указали на дверь Дэвиду Немировски. Возможно, поторопились. От 47-летнего специалиста требовали слишком многого – спортивного результата при обилии собственных воспитанников в обойме в совокупности со зрелищной игрой, и все это – за короткое время. При нем команда шла в зоне плей-офф. Не ущемлял русский канадец и доморощенных игроков. Правда, если отнять те четыре очка, которые впоследствии снимут за стартовый отрезок чемпионата, реальное турнирное положение «снеговиков» на момент увольнения Немировски окажется безрадостным. Но его вина в том конфузе если и есть, то самая минимальная. У тренера – другие задачи.
В то же время состав у «Сибири», кажется, вполне боеспособный. Тех, кто безусловно не оправдал надежд, не так много. Есть еще сыроватые исполнители – речь в первую очередь о братьях Климовичах, сыновьях спортивного директора. Но не стоит сразу требовать от них слишком многого – это молодые парни, которые пока только набираются опыта взрослого хоккея.
Есть в Новосибирске свои звезды и звездочки. Впрочем, перед самым дедлайном «Сибирь» обменяла в «Авангард» олимпийского чемпиона и обладателя Кубка Гагарина Николая Прохоркина, своего самого известного исполнителя, который успел поиграть здесь всего несколько месяцев. Его упрекали в отсутствии должной самоотдачи, но, так или иначе, шаг неоднозначный. Показательно, что центрфорвард не затерялся в могучей омской дружине с очевидными притязаниями на титул.
Судя по всему, костяк команды, несмотря на осечку, будет сохранен – это, думается, было бы правильно. Толку от бесконечных метаний из стороны в сторону не будет. Просто надо сделать корректные выводы (в том числе и организационные) из произошедшего.
С большой долей вероятности предположить, что «Сибирь» расстанется с вратарями Антоном Худобиным, Денисом Костиным и двумя нападающими Максимами: Сушко и Марушевым. Есть также ряд игроков, дальнейшее пребывание которых в клубе под вопросом – по ним нет определенности.
В поисках жесткой руки
Легионерское трио в лице Мерфи, Бека и Андреоффа выглядит достаточно солидно, и в Новосибирске его пытаются сохранить в полном составе. Хотя канадские мастера провели сезон не слишком стабильно. Мерфи несколько месяцев лечился после серьезной травмы. Лучший снайпер АХЛ Андреофф довольно долго запрягал в России, но затем вышел на классные показатели.
Энди стал лучшим снайпером в истории «Сибири» среди иностранцев: канадец «настрелял» 27 шайб. На руку ему сыграло увеличение числа матчей в регулярном чемпионате (с прошлого сезона их у каждой команды 68).
Светлым пятном стали надежные действия на последнем рубеже Антона Красоткина. 26-летний вратарь, несомненно, вырос в мастерстве и уверенности по сравнению с прошлым игровым годом. Недаром он принял участие в декабрьском Матче звезд КХЛ. На этом же статусном мероприятии отметился молодой талант Владимир Михалев – у парня, недавно появившегося в компании взрослых, огромный потенциал. Главное – правильно им воспользоваться, и в этом велика роль тренеров. Он один из самых перспективных активов клуба.
Примечательно, что последним участником плей-офф на «Востоке» стал хабаровский «Амур» Андрея Мартемьянова. Это лишний раз наталкивает на мысль о том, что расставание с ним было ошибкой. Хотя некоторые болельщики и эксперты считают, что его методы работы устарели. Но практика показывает обратное. Так стоило ли пытаться ломать себя в угоду какому-то эфемерному атакующему стилю? Как говорится, лучше синица в руках…
В воздухе сейчас витает не совсем логичный тренд. Всякий раз – по делу и не по делу – принято приводить в пример «Торпедо» и даже петь дифирамбы «рулевому» нижегородцев Игорю Ларионову. Не поспоришь: Профессор плодотворно работает с молодежью, нередко дает зрелище, но в турнирной таблице «Запада» его команда – лишь седьмая на предварительном этапе. Тот ли это ориентир, к которому стоит беспрекословно стремиться?
В конечном счете, новосибирцы отстали от восьмого места на четыре балла. Можно сколько угодно говорить о том, что было бы, если бы лига не списала с команды эти очки, но факт остается фактом: «Сибирь» нынче не впечатлила, а руководство наделало ошибок и приняло ряд неочевидных решений. История с техническими поражениями может стоить работы спортивному директору клуба Сергею Климовичу и гендиректору Кириллу Фастовскому.
Были в сезоне, справедливости ради, и яркие фрагменты. Так, новосибирцы выиграли три из четырех матчей у действующего вице-чемпиона КХЛ «Ак Барса», а также одолели в Санкт-Петербурге СКА (2:1). На двоих у этих двух грандов пять Кубков Гагарина. Увы, это были не более чем разовые вспышки.
Что можно поставить в заслугу Сергею Кривокрасову, который командовал «снеговиками» с декабря? Под его непосредственным управлением команда неплохо реализовывала большинство. Вот, пожалуй, и все. Едва ли он останется фигурой номер один в тренерском штабе. На замену ему может прийти, например, Андрей Скабелка, которому принадлежит самый громкий успех в истории новосибирского клуба – бронза 2015 года. Правда, в последнее время он в КХЛ, мягко говоря, не блистал.
В коллективе на протяжении всей «регулярки» хромала дисциплина. Было очень много неоправданных удалений. «Сибирь» никогда не была откровенно грубой командой, а нынче стала одним из «лидеров» по штрафному времени. Игра в чрезмерную демократию не принесла плодов и обернулась непростительными вольностями на площадке. По всей видимости, новосибирским хоккеистам нужна жесткая рука – тогда, глядишь, и результат придет.
Фото Константина Кутузова