Вчера я ходила в кино. Смотрела новую экранизацию романа «Мастер и Маргарита».
Описывать свои впечатления не хочется, а вот рассказать о путешествии Маргариты из своей квартиры в квартиру №50 в доме 302-бис на Садовой улице — хочется. Особое внимание уделю ее остановке в совершенно сказочном лесу.
Увы, в фильме 2024 года этот эпизод отсутствует. А вот в сериале В. Бортко почти 20-летней давности он есть — и показан, на мой взгляд, потрясающе. Впрочем, как и все остальное.
Но не будем отвлекаться.
Зачем такой длинный путь на бал?
Еще в 11 классе, читая роман впервые, я понимала, что процесс превращения москвички Маргариты в королеву бала Сатаны что-то смутно мне напоминает. Много позже, получив образование культуролога, а потом и сказкотерапевта, я поняла: за один день влюбленная в Мастера проходит типичный путь сказочного героя.
Вспомните: в большинстве известных волшебных сказок, перед тем как попасть в Тридевятое царство, освободить Василису Премудрую, дождаться царевича и пробудиться от сна, отведать пряничного домика и уничтожить ведьму, получить дары от Морозко или госпожи Метелицы и т.д., герой попадает в лес. Без этого, как бы намекает автор или сказитель, ему не повзрослеть, не перейти на качественно новый этап своей жизни. Другими словами, посещение волшебного леса и встреча с невиданными существами — обязательный элемент процесса инициации.
Инициация (от лат. initiatio — посвящение, совершение таинства), обряд посвящения, одна из разновидностей переходных обрядов, в результате которых индивид или социальная группа обретают иной, как правило более высокий социальный статус.
(Большая российская энциклопедия)
Исследователь феномена сказки В. Пропп утверждает, что большинство мировых сказочных сюжетов объединяют в себе обряд инициации героя и его путешествие в загробный мир. Спорить с ученым трудно.
Сказочная инициация Маргариты
Тот же Пропп в своей работе «Морфология волшебной сказки» делит сказку как цельный организм на 31 составляющую, или функцию. По его словам, в разных сказках многие функции могут выпадать, но их последовательность при этом не меняется.
Разумеется, «Мастер и Маргарита» — это роман, а не сказка. Но в линии Маргариты сказочные элементы просматриваются уж слишком очевидно и прямо-таки по-пропповски.
Вот, скажем, как проявлены функции 11 — 14.
- 11. Герой покидает дом = Маргарита приезжает в центр Москвы наблюдать за прощанием с Берлиозом сами знаете с какой целью.
- 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению = К Маргарите подсаживается Азазелло (в сказках его аналог, например, старичок-лесовичок) и задает неудобные вопросы.
- 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя = Думаю, вы помните, что Маргарита поначалу не очень-то обрадовалась знакомству.
- 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство = В нашем случае речь о волшебном креме, который действует почти как молодильные яблоки.
Встретившись с дарителем и получив от него гостинец, герой направляется куда глаза глядят и попадает в лес — сакральное место, где наши предки много сотен лет назад, проходя через строгие обряды, символически погибали и воскресали. Повзрослевшими, готовыми ко взрослой, зрелой жизни.
Наша Маргарита готовится вернуть возлюбленного, но перед этим — получить статус королевы. И для этого ей нужно «переродиться» в лесу.
В сказках сам лес не описывается подробно, но мы всегда понимаем, что он особый, волшебный. Вот и в булгаковском романе антураж соответствующий: и яркий костер, и река с густым туманом, и полная луна.
А окунувшись в воду и преобразившись, Маргарита встречается с козлоногим сатиром, игривыми ведьмочками, играющими на дудочках лягушками, а потом и вовсе с черным грачом — перевозчиком в мир иной. Причем это не фигуральное выражение: по книге, грач привозит героиню не куда-то, а на Дорогомиловское кладбище.
Там ее снова встречает Азазелло, и вскоре они долетают до нехорошей квартиры (или избушки на курьих ножках, где встретят, накормят-напоят [чистым спиртом], да еще и снарядят в путь-дорогу? :)), а затем... Но это же совсем другая история.
Я же надеюсь, что убедила вас: путь Маргариты без лесного приключения был бы не полон. Да, наверно, он мог бы состояться, но совершенно точно лишился бы той волшебной, мистической составляющей, знакомой с раннего детства и бессознательно понятной каждому из нас.
В завершение — пара слов о костюме Маргариты-королевы
Достойно пройдя обряд посвящения, Маргарита по сказочному канону отправилась в загробный мир, или на бал Воланда. Кстати, его она снова прошла «как по методичке». Вот функции 15 —18 Проппа:
- 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков = Маргарита прибывает на бал.
- 16. Герой и вредитель вступают в непосредственную борьбу = встреча с предателем Майгелем.
- 17. Героя метят, клеймят = королева бала пьет кровь из черепа.
Но всему этому предшествовал еще один эпизод.
Помните, как Маргариту наряжали?
Потом Маргариту бросили на хрустальное ложе и до блеска стали растирать какими-то большими зелеными листьями.
<...>
Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться.
Хрустальное ложе — вероятнее всего, отсылка к сказке о Мертвой царевне и семи богатырях, где В той норе, во тьме печальной / Гроб качается хрустальный / На цепях между столбов.
А вот металлическая обувь и украшения уж очень похожи на то, о чем сказано, например, в сказке про Финиста Ясна Сокола. Помните, что он велел, улетая в небытие, своей невесте?
«Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в Тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня».
Железная обувь (у Маргариты с золотыми пряжками) фигурирует в целом ряде сказок, мифов и преданий и символизирует отправление героя в долгий путь в мир иной. А если учесть, что после бала у Маргариты особенно болела нога (колено, распухшее от поцелуев нечисти), то новая параллель со сказочным сюжетом вырисовывается прямая.
— А вот чего я не понимаю… Что же, это все полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?
— Праздничную полночь приятно немного и задержать, — ответил Воланд.
Сколько действительно длилось «путешествие» Маргариты, неизвестно. Точно так же, как неизмеримо время в волшебных сказках.
Долго ли, коротко ли... Было или не было...
------------
Друзья, статья родилась совсем спонтанно, но надеюсь, вам было интересно. Если да, поставьте, пожалуйста, лайк. Это замотивирует меня писать в Дзен больше. Последнее время, как вы, наверно, заметили, мотивация эта сошла к нулю.
А вот Телеграм стал для меня открытием, и если вам нравится эта площадка, милости прошу:
Ну и не могу не спросить: смотрели новый фильм?
Подписаться на канал о сказкотерапии и арт-терапии >>>
Возможно, вас заинтересует: