Многие читатели постарше вспомнят симпатичные польские фургончики Ныса, в заметных количествах колесивших по дорогам СССР в 1970-1980-х гг. Вместе с ними в нашу страну попали более утилитарные легкие грузовички Zuk (Жук). Оба автомобиля собирались на единой агрегатной базе, но имели различное предназначение.
На базе Победы
Большим подспорьем для экономики Польской республики стала организация в 1951 году лицензионного производства ГАЗ-М-20 под маркой Warszawa. Достаточно простой, но вполне современный по тем временам автомобиль, стал хорошей основной для небольших фургонов Ныса и Жук. Производство последнего было налажено в г. Люблин на предприятии FSC (Фабрике грузовых автомобилей) в 1957 году.
В основании первого Жука (Zuk A-03) лежала оригинальная лонжеронная рама с приспособленными к ней подвесками от Варшавы М-20. От нее же были позаимствованы: четырехцилиндровый 50-сильный двигатель, 3-ступенчатая коробка передач, сцепление, мост и тормозная система. Сверху на раме находился достаточно утилитарный цельнометаллический кузов с кабиной над двигателем и грузовой площадкой с откидывающимся задним бортом. Вскоре в дополнение к пикапу на производство поступили фургон Zuk A-05 и грузовик Zuk A-09 с тремя откидывающимися бортами.
В Социалистической Польше удачно сочетавшей в себе элементы плановой и частной экономик, коммерческие грузовики Жук пришлись весьма кстати: в 1960 году завод собрал 3144 экземпляров, а в 1965-м уже 8621. В 1966 году автомобиль избавился от своего главного недостатка - маломощного мотора. Взамен устаревшего нижнеклапанного агрегата, начали устанавливать новый двигатель S-21. Он сохранил всю геометрию предыдущего мотора, но за счет верхнеклапанной ГБЦ стал выдавать 70 л.с. С ним максимальная скорость Жуков повысилась с 70 до 95 км/ч.
Обновленные машины стали поставляться на экспорт в Восточную Европу и в Советский Союз. В нашей стране Жуки стали отличным подспорьем для мелких предприятий и в сфере бытового обслуживания. Они зарекомендовали себя как довольно надежные и неприхотливые машины, несомненным плюсом которых являлись хорошо знакомые и отлаженные в ремонте агрегаты от Победы. В СССР Жуки поставлялись вплоть до 1991 года, но затем, с появлением огромного числа европейских и японских коммерческих автомобилей, спрос на устаревшие польские машины быстро упал до нуля. В самой же Польше грузовички марки Zuk производились до 1998 года, после чего предприятие FSC обанкротилось. Всего было выпущено 587 тыс. автомобилей.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: