Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Польские фургоны «Жук» для СССР

Многие читатели постарше вспомнят симпатичные польские фургончики Ныса, в заметных количествах колесивших по дорогам СССР в 1970-1980-х гг. Вместе с ними в нашу страну попали более утилитарные легкие грузовички Zuk (Жук). Оба автомобиля собирались на единой агрегатной базе, но имели различное предназначение.

На базе Победы

Первый в серии Zuk A-03
Первый в серии Zuk A-03

Большим подспорьем для экономики Польской республики стала организация в 1951 году лицензионного производства ГАЗ-М-20 под маркой Warszawa. Достаточно простой, но вполне современный по тем временам автомобиль, стал хорошей основной для небольших фургонов Ныса и Жук. Производство последнего было налажено в г. Люблин на предприятии FSC (Фабрике грузовых автомобилей) в 1957 году.

В основании первого Жука (Zuk A-03) лежала оригинальная лонжеронная рама с приспособленными к ней подвесками от Варшавы М-20. От нее же были позаимствованы: четырехцилиндровый 50-сильный двигатель, 3-ступенчатая коробка передач, сцепление, мост и тормозная система. Сверху на раме находился достаточно утилитарный цельнометаллический кузов с кабиной над двигателем и грузовой площадкой с откидывающимся задним бортом. Вскоре в дополнение к пикапу на производство поступили фургон Zuk A-05 и грузовик Zuk A-09 с тремя откидывающимися бортами.

Zuk A-06
Zuk A-06

В Социалистической Польше удачно сочетавшей в себе элементы плановой и частной экономик, коммерческие грузовики Жук пришлись весьма кстати: в 1960 году завод собрал 3144 экземпляров, а в 1965-м уже 8621. В 1966 году автомобиль избавился от своего главного недостатка - маломощного мотора. Взамен устаревшего нижнеклапанного агрегата, начали устанавливать новый двигатель S-21. Он сохранил всю геометрию предыдущего мотора, но за счет верхнеклапанной ГБЦ стал выдавать 70 л.с. С ним максимальная скорость Жуков повысилась с 70 до 95 км/ч.

В 1975 году на производство поступил автомобиль с обновленным передним фасадом
В 1975 году на производство поступил автомобиль с обновленным передним фасадом

Обновленные машины стали поставляться на экспорт в Восточную Европу и в Советский Союз. В нашей стране Жуки стали отличным подспорьем для мелких предприятий и в сфере бытового обслуживания. Они зарекомендовали себя как довольно надежные и неприхотливые машины, несомненным плюсом которых являлись хорошо знакомые и отлаженные в ремонте агрегаты от Победы. В СССР Жуки поставлялись вплоть до 1991 года, но затем, с появлением огромного числа европейских и японских коммерческих автомобилей, спрос на устаревшие польские машины быстро упал до нуля. В самой же Польше грузовички марки Zuk производились до 1998 года, после чего предприятие FSC обанкротилось. Всего было выпущено 587 тыс. автомобилей.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также: