В Советском Союзе при производстве грузовых автомобилей приоритет отдавался машинам большой и средней грузоподъемности, в результате чего в стране сложился определенный дефицит малотоннажных фургонов и микроавтобусов. Решением стал импорт подобной автотехники из дружественных стран СЭВ. В частности из Польши были налажены поставки знаменитых «лобастых» грузовичков Nysa (Ныса).
Автомобилестроительное предприятие FSD Nysa было образовано в 1957 году в небольшом городке Ныса, что на юго-западе Польше. В том же году ворота фабрики покинул первый товарный автомобиль Nysa N57 грузоподъемность 800 кг. Это был небольшой цельнометаллический фургон вагонной компоновки, собранный на компонентах польского лицензионного варианта Победы ГАЗ-М-20, выпускаемого под названием Warszawa M-20. В 1959 году на производство поступила серия N59 состоящая из закрытого фургона, 10-местного микроавтобуса и автомобиля скорой помощи.
Дальнейшим развитием модели N59, стала Nysa 501 оборудованная новым кузовом с обновленным передним фасадом и модернизированным 70-сильным мотором. Именно 501-я Ныса первая попала в СССР. В 1967 году начались поставки двух модификаций: изотермического фургона 501С и микроавтобуса 501М. В нашей стране автомобили созданные на хорошо знакомой агрегатной базе ожидаемо прижились, однако массовых поставок завод FSD обеспечить в то время еще не мог.
Все изменилось в 1968 году когда на заводе FSD произошла реорганизация производства. Одновременно с этим поляки запустили в производство обновленную модель Nysa 521. Внешне от предыдущей она отличалась значительно. Ныса получила новый более просторный кузов с характерным выступом «полукапота» и огромным панорамным лобовым стеклом. Внутри появились более удобные передние сиденья и улучшенная обивка салона.
В техническом отношении автомобиль практически не изменился. В его основе находилось рамное шасси с рычажно-пружинной передней подвеской и задним мостом на листовых рессорах. Все эти агрегаты, а также 70-сильный 4-цилиндровый мотор и 3-ступенчатая коробка передач, по-прежнему поставлялись с завода по производству автомобилей Варшава.
В 1972 году в СССР был зарегистрирован 30-тысячный автомобиль марки Ныса. К тому времени эти машины приобрели репутацию довольно простых, но вполне надежных автомобилей. Впрочем, имелись и недостатки. Из самых серьезных - неважная управляемость и малоэффективная тормозная система. В 1976 году их частично удалось исправить, внедрив двухконтурный гидравлический привод тормозов. В 1978 году в Советский Союз был экспортирован 100-тысячный автомобиль Nysa, и это стало вершиной деятельности польской марки в нашей стране.
С тех пор экспортные возможности польских грузовичков начали серьезно падать. Во-первых, сказывалась общая архаичность конструкции автомобилей. Во-вторых, в СССР к тому времени развернулся масштабный выпуск собственных микроавтобусов РАФ. С распадом СЭВ и приходом рыночной экономики устаревшие Нысы оказали не нужны ни и в самой Польше, ни за ее рубежом. В 1994 году производство автомобилей было полностью остановлено, а через два года все имущество обанкротившегося завода выкупила корейская фирма Daewoo.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: