К любому важному событию в нашей жизни мы начинаем готовиться заранее, чтобы все успеть и ничего не упустить. Если это праздник, то продумываем, где и с кем будем его отмечать. Тщательно разрабатываем меню и развлекательную программу. Если празднуем дома, заблаговременно закупаем продукты и делаем уборку. Если на работе предстоит сдача годового отчета, мы задерживаемся, несколько раз все сверяем и проверяем.
И все эти усилия мы затрачиваем на осуществление дел, которые важны лишь на непродолжительное время нашей земной жизни, иногда даже не на годы, а всего лишь на несколько дней или даже один вечер.
Но есть дело, о котором нам надо заботиться в первую очередь. Это дело спасения нашей души. И есть средства, которые нам в этом помогают. Одно из этих средств — Пост. В Церкви установлены четыре многодневных Поста. Один из них — Великий Пост — ведет нас к празднику праздников Пасхе, Светлому Христову Воскресению.
И вот с этого воскресенья Церковь начала готовить нас к Великому Посту. За богослужением зазвучали покаянные тропари. Для чего же нужна такая подготовка? Согласитесь, что если ты, к примеру, сегодня весь день праздновал, танцевал и веселился, то завтра тебе будет трудно сосредоточиться на учебе или работе.
Так же, если ты пребываешь в духовной расслабленности, не заботишься об очищении своей души в Таинствах, не вспоминаешь о Страшном Суде, не идешь тесным путем к Царствию Небесному, то как в один день переменишь свою жизнь, хотя бы на время Поста? Поэтому нам необходимо время, чтобы настроиться, задуматься и прийти в себя.
И готовиться мы будем три седмицы, т. е. три недели. Первое воскресенье, с которого начинается эта подготовка, называется Неделя о мытаре и фарисее, по названию притчи, которая читается в этот день на Литургии. «Неделя» — так называется в церковном календаре воскресенье. И вся седмица получает это название. Тот, кто читает Священное Писание, хорошо знаком с евангельской притчей «О мытаре и фарисее».
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Лк.18:10-14)
Даже тем, кто впервые прочитал этот отрывок из Евангелия от Луки, становится понятно, что здесь говорится о гордости и превозношении фарисея и смирении мытаря. Грешный мытарь оказался ближе Богу. Ведь смирение -добродетель и качество Самого Господа Иисуса Христа «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11: 29).
Кто же такие эти мытарь и фарисей.
Фарисеи были представителями наиболее влиятельного религиозного течения того времени. Они вели строгую жизнь, выполняли все предписания закона и старались жить праведно. Однако в какой то момент внешнее благочестие стало для них главным. Скрупулезно выполняя все мельчайшие постановления закона, они забыли о милости и жертвенной любви, стали превозноситься над другими людьми, считая себя праведниками. Гордость привела их к духовной слепоте. Фарисеи заменили Божественное откровение человеческим учением.
Мытари были сборщиками налогов в Римскую казну. Они были всеми презираемы. Кроме необходимых налогов, мытари выбивали из своих сограждан деньги, для личного обогащения, лишали последних средств существования бедняков и вдов. Несмотря на то, что некоторые из них были очень богаты, с ними никто не садился за общий стол и не приглашал к себе в гости. Мытарь это был синоним последнего грешника.
Почему же мытарь вышел из храма более оправданный. В седмицу мытаря и фарисея Церковь учит нас, что никакое формальное выполнение церковных постановлений-пост, долгие молитвы и службы (хотя они являются необходимыми средствами для достижения цели), не делают нас ближе к Богу, не очищают нашу душу, если человек не признает себя грешником, не приносит плоды покаяния и не взывает смиренным сердцем "Боже, милостив буди мне грешному" (Лк. 18:13). И даже добрые дела, если их совершает человек гордый, не приведут его ко Христу, потому что такому человеку Бог не нужен, ему и так хорошо в своей ложной праведности.
Одним из внешних проявлений этого научения является отмена постных дней (кроме многодневных постов, в Православной церкви в течении года установлен пост в среду и пятницу) в седмицу мытаря и фарисея . Такая седмица называется сплошной. Во все дни недели разрешена скоромная пища.
Поэтому сегодня православные христиане смело отваривают сосиски и едят их с макаронами или картошкой, кто как больше любит. Можно еще полить майонезом 😋. Если, конечно Вы не собираетесь завтра причащаться, в таком случае меру поста надо согласовать с духовником, священником у которого Вы исповедуетесь.
Если Вам было интересно или просто в поддержку, не забудьте поставить👍, а если не понравилось то не забудьте поставить 👎
Подписывайтесь, приглашаю на канал, всегда рада. Зоя и Пушкин
Ваши комментарии приветствуются!