Какие адреналиновые шутеры вы знаете? Может быть Call of Duty, Battlefield? Или The Finals?
Или хорроры, с необычной механикой? Evil within, Fear? Можно вспомнить ещё немало примеров, но думаю этого хватит. И да, их можно к таким отнести, здесь нет интриги. Но какие по-настоящему адреналиновые шутеры, необычные хорроры вам известны? Такие, в которых вы стреляете чаще чем, успеваете моргать? Боюсь, чтобы вспомнить примеры подобных игр, придется постараться. Их мало, но они есть. И здесь я гордо представляю вам жанр рельсовый шутер. В это мгновение где-то на фоне должен быть салют, а ликующая толпа аплодирует стоя. Но ничего такого не будет. Рельсовый шутер это поджанр shoot 'em up, но для удобства далее я буду называть его просто жанром. Итак, суть в том, что игрок очень ограничен в перемещении, как правило игра сама управляет персонажем, а игрок должен успевать водить курсором и делать определенные действия: например стрелять или выбрать куда он хочет пойти. В этом и был главный кайф, что ты концентрировался только на главном — на отстреливании врагов или уворачивался от препятствий. Концентрированный экшн.
Неофиты должно быть впервые слышат о рельсовых шутерах, а ребята постарше о нём уже просто забыли.
Вообще жанр когда-то был разнообразным и славился не только скоростью, но обо всём по порядку.
В этой статье: Становление и рассвет жанра. Вспомним времена игровых автоматов и световых пистолетов. Поговорим об играх находящихся с жанром в тесной связи, но не имеющих к нему отношения. Пройдемся по последним его представителям и заскочим на похороны с надеждой, что это ночь живых мертвецов.
Когда-то давно, так давно, что и представить страшно, до того, как ПК завоевали мир, в видеоигры играли на домашних приставках и аркадных автоматах. И в 1985 году свет увидела Space Harrier — прародитель игр в жанре рельсовый шутер, вышедшая на игровых автоматах, а в последствии и на консолях. В ней персонаж летел самостоятельно, а игроку необходимо было уворачиваться от препятствий и отстреливать врагов.
Дальше конечно больше. В 87м вышла высоко оценённая After Burner, где мы управляли истребителем, а в 93м – Star Fox со схожей основной механикой. Были и другие знаковые игры, как например Panzer Dragoon, где нужно летать, правильно, на драконе. Вполне увлекательный опыт как минимум на то время.
Игры по фильмам тоже хотели попробовать себя в этом жанре в то время, и по Звездным войнам с переменным успехом вышел целый ворох игр. Тоже можно сказать и о Крепком орешке. Все они были первыми в жанре и многие считаются классикой видеоигр. Однако жанру необходимо было развиваться и что-то менять.
В 90х начали появляться жанровые игры в том виде, в каком они просуществуют ещё несколько десятилетий.
Это преимущественно шутеры с видом от первого лица. Такие, как Time Crisis и The House of the Dead.
В Time Crisis игроки отстреливали врагов используя light gun (световой пистолет), но главной фишкой стала возможность использовать укрытия.
В The House of the Dead же игрокам предложили поотстреливать зомби, с помощью того же светового пистолета. Довольно занимательной механикой на то время был выбор и его последствия. К примеру, если в начале игры спасти заложника, откроется один маршрут прохождения — через парадный вход дома, если этого не сделать — то тут только косплеить черепашек-ниндзя и идти через канализацию.
К слову, в будущем The House of the Dead повезёт больше, но об этом мы поговорим позднее.
К концу 90х интерес к жанру рельсовый шутер сильно снизился. Его считали сильно поверхностным. К закату столетия на рынке появилось много игр с большим количеством механик. Тот же Half-Life и Tomb Raider предлагали больше возможностей. Настала эпоха в которой правили набирающие мощь технологии и казалось такому узкому и нишевому жанру здесь просто нет места
Ведь так?
НЕТ! Сказали Capcom и выпустили в 2005 году Killer7. В сущности рельсовый шутер здесь это только часть из общий массы механик, но считаю, что упомянуть игру стоит. Игру встретили неоднозначные отзывы из-за нетрадиционной схемы управления, линейного игрового процесса и сложного сюжета в стиле нуар. Но все отмечали отличный саундтрек и в конечном итоге отзывы остались не такими уж и плохими. Сейчас игроки вспоминают об игре с теплотой. Следующий заметный шаг в восстановлении жанра сделала та же Capcom, выпустившая под моушн контроллеры WII Resident Evil: Umbrella Chronicles в 2007 году. Игра раскрывала вмешательство корпорации Амбрелла во всю серию Resident Evil от лица Альберта Вескера, бывшего ученого Амбреллы.
IGN похвалили игру за «удивительно крутой» дизайн, но пожаловались на отсутствие репрезентации Resident Evil 2 и 4, а также на игровой процесс, который, по их мнению, был слишком медленным; с другой же стороны, они назвали презентацию «довольно впечатляющей» и заявили, что «невозможно отрицать то удовольствие», которое они получили от игры.
Геймерам игра тоже понравилась и современные технологии вдохнули новую жизнь. Но по настоящему прорывным год для жанра не стал .Спустя два года Сега выпускает уже небезызвестную The House of the Dead: Overkill. Серия уже возвращалась с продолжениям и спин-оффами с переменным успехом. Но сейчас удалось стать более заметными. Если раньше к кино нас отсылала в основном тематика зомби, то теперь появился новый визуальный стиль грайндхаус. Он хорошо выделял игру на фоне других проектов. В итоге игрокам стрелялка зашла.
*Стилистика Grindhouse привела к настоящему оазису идей. Марк: "Это позволило нам быть действительно креативными. Все эти старые фильмы - просто нереальное веселье" "Ну, большинство из них - полный отстой, но они великолепны в своем роде". *
ведущий художник Марк Слейтер
Стоит отметить, что на протяжении конца 90х и начала 00х кое-какие игры все-таки выходили, но былой славы «своих предшественников» сыскать не смогли. Тем приятнее, что жанр смог реинкарнировать и все таки ворваться в новое тысячелетие
После такого бэнгера в лице The House of the Dead: Overkill индустрия поверила, что жанр может быть успешным и приносить прибыль
В том же 2009 году на сцену выходит Dead Space: Extraction, спин офф одноимённой игры. И если дом мертвых едва ли мог по-настоящему напугать, Dead Space же сохранил атмосферу оригинала и нагонял на игроков жути. Управляя контроллерами игроки больше погружались в игру и главная фишка рельсвого шутера - концентрация внимания не отвлекаясь на передвижение - работала просто отлично.
*Стив: Когда мы решили сделать Extraction, мы знали, что должны соответствовать визуальному стилю Dead Space, поэтому мы уделили особое внимание работе над визуальными улучшениями в Wii. Наше направление в игровом дизайне действительно помогло нам с визуальными эффектами, поскольку мы всегда знали, куда будем направлять камеру. Это позволило нам сфокусировать пиксели на наиболее важной области экрана.*
Продюсер Dead Space: Extraction в интервью для IGN
Приквел раскрывал тайну колонии где был обнаружен загадочный артефакт и заканчивался началом первой части мертвого космоса
2009 был богат на релизы и вот Капком выпускает Resident Evil: The Darkside Chronicles. Приквел Resident Evil 4. Игру было решено развивать как рельсовый шутер. По мнению продюсера игры Масатика Кавата это было лучшим способом передать сценарий. Камера используемая в рельсовых шутерах отлично подходила для хорроров
В целом казалось, что жанр наконец см
ог оправиться от угасшего интереса конца
90х и впереди ждало светлое будущее
И хотя проекты ещё выходили, такие например как Child of Eden в 2011 году задействующий модный в то время кинект, жанр вновь начал угасать
Отдельно хочу отметить Blue Estate вышедшую в 2014.
Игра созданная мотивам комиксов увидела на очередном закате жанра. Это был смелый шаг для студии разработчика. Критики встретили её прохладно. Игрокам она понравилась, только вот игроков было не очень много. И это большая несправедливость. Считаю её одной из лучших если не лучшей в жанре. Быстрые перестрелки, приятный юмор и комиксный визуал.
В 2016 году эксклюзивно для PS4 VR выходит Until Dawn: Rush of Blood. Хоррор шутер в виртуальной реальности довольно успешно пугал геймеров.
Радует, что иногда разработчики вспоминают о жанре, находя новые технологии где он пришелся бы кстати.
По большому счету на этом история жанра и закончилась.
Пока Вы смотрели видео, наверняка задавались вопросом, Зедфорт, ты рассказал про кучу игр, но где же Duck Hunt?
А вот он. Поговорим теперь об играх, близких по духу и геймплею с рельсовым шутером, но не относящихся к нему.
Все дело в том, что жанр Duck Hunt это Тир для светового пистолета или просто тир. Отличие здесь в том, что в рельсовых шутерах перемещение (пусть и без воли игрока) происходит в любом случае, так или иначе. Здесь же камера полностью статична. Помню как в детстве не имея светового пистолета и не зная о его существовании, пытался стрелять по уткам с геймпада. Что конечно успеха не имело и было особенно обидно видеть ухмылку долбанной псины.
В 90м году выходит Mad Dog McCree, сильно выделяющаяся на фоне конкурентов благодаря видеовставкам и сеттингу. Сюжет похож на сотни других сюжетов из спагетти вестерна. Вы молчаливый герой, сражаетесь против банды «Бешеного пса». Геймплей состоял из, кто бы мог подумать, перестрелки с врагами, перезарядки оружия и недопущения огня по мирным жителям. Ваш покорный слуга однажды купил диск с этой игрой и провел там некоторое время, пока какой-то баг не прострелил мне колено и я не смог пройти дальше из-за софт лока. Спустя столько лет у меня даже сохранился диск с игрой.
А на последок вспомним Call of Juarez: Gunslinger. Считаю её отличной игрой и отличным перезапуском для забуксовавшей серии. Жаль, что после этого новых игр так и не появилось. Играя за ковбоя мы вновь наказываем плохих парней своей меткой стрельбой. Отличительной чертой игры, было то, что антагонисты осмеливавшиеся встать на пути героя, были основаны на реальных бандитах того времени — Бутч Кэссиди, Билли Кид, Джесси Джеймс и другие. Уровни в игре коридорны и это хорошо, а ходить приходится самостоятельно. Весь геймплей сводится к меткому уничтожению врагов и он в этом абсолютно прекрасен. Как часто бывает в рельсовых шутерах после убийства врагов на экарне высвечиваются очки и набираются комбо. Разработчики говорили, что при создании игры провели исследования собирая информацию о том времени. Они решили добавить в игру и реальные факты и легенды, примерно 50 на 50, чтобы было интереснее погружаться в нарратив.
Сейчас иногда что-то похожее или даже действительно являющееся рельсовым шутером может промелькнуть в инди пространстве. Но этого очень мало и особым спросом эти игры не пользуются. Эти маленькие вспышки дают надежду на то, что когда-нибудь жанр вновь появится на горизонте.
Но лучше его уже отпустить. Тем приятнее будет, если у него всё же появится третий шанс на успех.
Ого, партнер, ты дошел аж досюда. Очень этому рад. Спасибо, что прочитал, надеюсь было интересно. Не люблю говорить как было бы здорово подписаться и поставить лайк, делал это наверное раз или два, но это правда очень ценно и очень поможет каналу в продвижении. Спасибо.
Изначально это был текст для видео (вполне вероятно это не финальная версия, что есть в видео, я уже не помню), с которым рекомендую ознакомиться — https://youtu.be/Bj_8NFFQZSo?si=qNvv40I1xqePMMyQ
Там можно посмотреть на все игры, о которых я здесь рассказал. Да и на самом канале много всего интересного.
Если есть чем дополнить статью, не стесняйся, буду рад видеть в комментариях.
Надеюсь, что не заброшу эту рубрику надолго как в прошлый раз. И прощаюсь. Увидимся когда увидимся.