Найти в Дзене
Юрист Николай Попов

Деприватизация заводов. Как юридически оформляют возврат предприятий государству

Оглавление
Прецедент уже создан и будет воплощен, в этом не может быть никаких сомнений. Так уж сложилось, что любая идея действующей власти воплощается несмотря ни на что.

АО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения», а вслед за ними пойдут и другие, если на то будет воля власти.

Начнем с ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения». Вот ссылка на дело – если кто умеет пользоваться картотекой арбитражных дел, тот всё поймет.

А это определение о принятии иска. Можете оценить масштаб и понять, какие требования заявлены прокуратурой.

Так нелюбимая практика принятия обеспечительных мер для арбитражных судов – тут по какой-то причине сработала, и требования Генеральной прокуратуры об аресте были удовлетворены.

-2

Будем обязательно следить за процессом, но все коллеги сходятся во мнении, что собственникам акций ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» ловить нечего и нужно торопиться размещать резюме о приёме на работу, так как их источник дохода, скорее всего, для них иссякнет.

ЧЭМК

Теперь о ЧЭМК и его владельце Юрии Антипове.

Суд решил передать в собственность государства три его крупнейших предприятия, расположенных в разных регионах страны, — ЧЭМК, «Кузнецкие ферросплавы» и «Серовский завод ферросплавов», выручка которых составляет 168 млрд. в год. В этот же день, 26 февраля, силовики задержали самого Юрия Антипова. В настоящий момент его выпустили под подписку о невыезде.
-3

Юрий Антипов – фигура непубличная, СМИ во всю распространяют его фото двадцатилетней давности. В Челябинске Юрия Антипова знают хорошо, мне и самому доводилось слышать от его ближнего круга о том, что человек он довольно жёсткий и решать проблемы умеет разными способами. Но тут что-то не задалось. Например, его бывший бизнес-партнер Александр Аристов сумел поймать волну, и с властью теперь держится на короткой ноге, несмотря на активную критику в 2016 году со стороны заместителя Председателя Государственной Думы.

3 февраля 2016 года попал в аварию его Rolls-Royce. После инцидента Аристов публично простил виновника ДТП, но позже потребовал через суд взыскать с него 5,2 млн рублей...
Александр Аристов и его Rolls-Royce http://ng-74.ru/novosti/obschestvo/10564-chelyabinskie-milliardery-aristov-i-antipov-razdelili-biznes.html
Александр Аристов и его Rolls-Royce http://ng-74.ru/novosti/obschestvo/10564-chelyabinskie-milliardery-aristov-i-antipov-razdelili-biznes.html

Но всё это неважно, главное, что Александр Аристов знает правила игры и соблюдает их, а вот Юрий Антипов оказался в роли аутсайдеров, что для всех стало большой неожиданностью.

Народные мстители, возможно, и порадуются, дескать, как хорошо, грабь награбленное, как говорится. Вот только мы это уже проходили в 1917 году, и спустя век всё снова вернулось на круги своя, и всё народное снова стало аристократическим, а точнее олигархическим.

При чём тут право?

Для обывателя словосочетание «правовое государство» ничего не значит, но для юриста – это мечта, своего рода идеал, к которому надо стремиться. И именно этому нас учили в ВУЗах в начале 2000-х. Теперь ситуация резко изменилась, и в ВУЗах учат любить родину по определённым и удобным действующей власти лекалам, а от правового государства сделаны семимильные шаги в сторону.

Генеральный прокурор предъявил исковое заявление о признании итогов приватизации ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» недействительными. Давайте посмотрим на это не с точки зрения справедливости «по-народному», а точки зрения права.

С момента приватизации прошло тридцать лет. Сроки давности явно прошли, и нет никаких сомнений, что если бы иск был предъявлен, скажем, каким-то Иваном Ивановичем или общественной организацией, не имеющей отношения к действующей власти, то никогда и ни при каких обстоятельствах такой иск суд не удовлетворил.

А что будет с иском Генерального прокурора? Он будет удовлетворён с вероятностью 100%.

Что же выходит? Для одних закон трактуется по-одному, а для других по-другому? Из этого вытекает следующий вопрос: а почему мы не пересмотрим итоги приватизации абсолютно всех предприятий, раз уж, согласно статье 19 Конституции РФ, все равны перед законом?

Но нет. Массовых пересмотров приватизации не будет, так как одни владельцы крупного бизнеса входят в священную группу богоугодных, а другие, помельче или вовремя не успевшие заручиться поддержкой власти, будут платить своим имуществом.

Поэтому прецедент деприватизации – это никакой не повод радоваться, а большой повод расстраивается тому, что это не признак действия права, это обычное «что хочу, то ворочу». Если переиначить Достоевского, то получится примерно так: «если права нет, значит всё можно».

Вот оно и можно. Прецедентов с тем, что право поворачивают как хотят, за последние десять лет в России хоть отбавляй.

Если кто-то из теоретиков заявит, что в России не прецедентное право, то можно смело и открыто смеяться над таким заявлением. Суд работает по принципу домино. Сверху пошла волна, все остальные эту волну будут ловить.

Судей, которые понимают, что значит независимость, осталось совсем немного. Задача судьи сводится к тому, чтобы отписать судебный акт так, дабы впоследствии он не был отменён вышестоящим судом.

А как этого добиться? Надо соответствовать трендам, которые задают сверху, а тренд нынче такой: есть предприятие, которое можно деприватизировать, значит надо деприватизировать, правда, надо получить для этого благословение с самого верха.

Попробуйте, поставьте эксперимент. Найдите родственников или поройтесь у себя и достаньте сберегательную книжку, где хранятся ваши советские рубли. И попробуйте провести индексацию с учетом инфляции, чтобы сумма получилась реальная. И заявите свое требование к Российской Федерации в суде. Право такое у вас есть, вот только итог будет предсказуемым. Несмотря на то, что государство не оспаривает своего долга в размере 43 триллионов рублей перед собственными гражданами, деньги свои вы не увидите. Вывод уж потрудитесь сделать сами.

42 924 предприятия было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.

Кстати, мы эту тему уже поднимали год назад. Кто же знал, что это пророчество сбудется так быстро...