Найти тему
Сильные в HR

Кейс - оценка вовлеченности персонала с помощью нейротехнологии In-Eo

Вовлеченность персонала играет важную роль в эффективности любой компании. В период экономической нестабильности это стало еще более актуально, ведь основным фундаментом любой организации являются люди.
Опыт сотрудников имеет непосредственное отношение к степени удовлетворенности клиентов: когда сотрудники счастливы, они разрабатывают более качественные продукты, активнее участвуют в инновационной деятельности и уделяют больше внимания клиентам.

Однако часто сотрудники не спешат делиться своим "employee experience" - опытом работы в компании и даже во время exit inteview - выходного интервью дают социально ожидаемые размытые ответы из серии "ухожу по семейным обстоятельствам"... Именно поэтому точное и достоверное
исследование реальной вовлеченности, лояльности и удовлетворенности персонала может значительно сэкономить компании деньги на текучке и ее последствиях.

Руководитель компании In-Eo Новикова И.В. https://in-eo.com
Руководитель компании In-Eo Новикова И.В. https://in-eo.com

В данной статье расскажем кейс грамотного использования результатов исследования вовлеченности - ведь провести исследование и не предпринять никаких мер по его результатам - большая ошибка.

Основным методом сбора информации являлся метод опроса респондентов в мобильном приложении In-Eo, созданном на основе метода регистрации микродвижений рук при ответе сотрудников на вопросы исследования.

Данный метод реализуется с использованием сенсоров, входящих в состав современных мобильных устройств и используется для качественного анализа процесса принятия решения при ответе. Респондент выбирает привычное окружение и удобное время для прохождения исследования, которое обычно не занимает более 15 минут. Перед его началом респонденту предлагается откалибровать устройство с целью обеспечения системного контроля за качеством прохождения исследования респондентом. Посмотреть инструкцию того как выглядит исследование для респондентов можно по ссылке.

В качестве стимульных материалов для анализа использовались текстовые материалы, предъявляемые респонденту по специально разработанному сценарию, в ходе которого регистрируются показатели его моторной (двигательной) активности. Вся методология исследования направлена на регистрацию объективных составляющих реакций на информацию, где вместо вопросов респондентам предлагается выразить согласие или несогласие с утверждением (наклоном телефона в соответствующую сторону - согласен - не согласен).

Показатели шкалы лежат в интервале от 0 до 100, она демонстрирует степень уверенности респондента в ответе (степень согласия с положительными утверждениями). Поскольку при психофизиологическом методе уверенность представляет собой совокупность сознательных и подсознательных мозговых механизмов, для трактовки шкал используются различные значения степени уверенности.

Исследование общей вовлеченности сотрудников компании «Ладушки»

Всего в исследовании приняли участие 58 респондентов (сотрудники административного корпуса и филиалов компании).

В рамках исследования вовлеченности сотрудников компании «Ладушки» анализировалась реакция респондентов на утверждения по поводу их взаимоотношений с работодателем и с другими сотрудниками, например, знает ли сотрудник, чего ожидает от него работодатель, учитывается ли его точка зрения; а также утверждения, связанные с наличием факторов, обеспечивающих качественную работу и способствующих дальнейшему развитию сотрудника, например, имеет ли сотрудник все необходимые ему инструменты и материалы для качественной работы, хвалят ли сотрудника на работе, чувствует ли он важность своего дела и есть ли у него возможность учиться и развивать свои навыки.

Полученные данные представлены в следующей таблице.

Таблица 1
Таблица 1

По результатам исследования можно рассчитать долю вовлечённых и не вовлечённых, поскольку эти категории влияют на общую динамику компании. Анализ утверждений, связанных с наличием взаимоотношений с работодателем и с другими сотрудниками, показал достаточно высокую степень уверенности респондента в ответе (согласия с положительными утверждениями). Сотрудники в целом знают, чего ожидает от них работодатель (общий показатель шкалы – 72 из 100), что они воспринимаются работодателем как личность, их точка зрения учитывается (общий показатель находиться в интервале от 55 до 59), однако полученные данные по каждой группе респондентов немного отличаются. Мы видим, что большее согласие с тем, что руководитель компании заботится о сотрудниках как о личности, выразила группа воспитателей (показатель равен 60), в отличие от группы младших воспитателей (показатель находиться ниже среднего – 46 из 100).

Анализ утверждений, связанных с наличием факторов, обеспечивающих качественную работу и способствующих дальнейшему развитию сотрудника, показал среднюю общую степень уверенности респондентов, однако достаточно неоднозначные результаты по каждой группе респондентов.

Сотрудники в целом выражают неполное согласие с тем, что у них есть все материалы и инструменты, необходимые для качественной работы (показатель равен 50 из 100), что у них есть возможности учиться и расти на работе (показатель ниже среднего – 41), что миссия и цель компании заставляет чувствовать, что их работа важна (показатель равен 57), что они получали признание или похвалу за хорошую работу (показатель равен 53) и т.д. Данные же, полученные по каждой группе респондентов, отличаются. Мы видим, что достаточно высокая степень согласия с тем, что есть все материалы и инструменты, необходимые для качественной работы, у группы младших воспитателей, чем у обычных воспитателей (показатели – 77 и 41 соответственно), они ощущают, что их работа важна (показатели – 69 и 49 соответственно).

Анализ полученных данных дает нам основание полагать, что группа воспитателей, имеющих больший опыт работы, в отличие от младших воспитателей, находится на стадии профессионального выгорания: миссия компании не заставляет их чувствовать важность работы, они не видят возможности учиться и расти на работе, для них отсутствуют те инструменты, которые позволили бы качественно выполнять свою работу. Однако руководство компании, видя в них ценных и опытных сотрудников, старается заботиться о них как о личности, говорить с ними об их успехах, хвалить за хорошую работу и т.д.

В свою очередь, группа младших воспитателей, как правило, имеющих меньший опыт работы, воодушевленных миссией и важностью своего дела на начальном этапе своего профессионального развития, не отмечают недостаток факторов, обеспечивающих качественную работу и способствующих дальнейшему их развитию: они выражают согласие относительно наличия всех материалов, необходимых для качественной работы, возможностей для учебы и профессионального роста. Однако со стороны работодателя наблюдается менее выраженная мотивация, открытость и проявление заботы, в отличие от группы воспитателей: по их мнению, руководство менее заботится о них как о личности, они реже получают признание или похвалу за хорошую работу, с ними нечасто говорят об их успехах и т.д.

На базе данных исследования компания предприняла ряд действий: были проведены стратегические сессии с сотрудниками, разработан корпоративный кодекс, внедрена система рабочих групп по развитию - куда с удовольствием включились сотрудники разных категорий. Компания изменила материальную систему мотивации. Были проведены встречи с рядовыми сотрудниками - где их вовлекали в работу над улучшением процессов компании. Было разработано видение, стратегические цели, изменился сам подход воспитателей к детям, к своей миссии, к процессам работы над программой. Бsk обновлен методический материал, куплены новые игрушки и еще много всего, вплоть до строительства бассейна в одном их филиалов. Целый год компания активно работала над увеличением вовлеченности и это дало свои измеримые результаты. Рост вовлеченности составил 11%, что положительно отразилось на репутации компании (отзывы родителей) и на заполняемости садов, а следовательно и выручке компании.

Миссия сети детских садов Ладушки, разработанная сотрудниками
Миссия сети детских садов Ладушки, разработанная сотрудниками

С мая по декабрь были произведены следующие действия:

+ Разработан и доведен до сотрудников корпоративный кодекс с миссией, ценностями и стратегическими целями

+ Изменена стимулирующая часть заработной платы персонала

+ Внедрена система наставничества

+ Проводилась работа над внутренней культурой коммуникаций между сотрудниками, внедрено правило зеленых чернил, конструктивной обратной связи, благодарности

+ Пополнена материальная база для работы, в том числе форма для сотрудников

+ Частично доработана система найма

+ Разработан план обучения сотрудников на базе опроса их потребностей, найден внешний тренер для регулярной работы по повышению квалификации сотрудников

+ Запущены новые конкурсы для сотрудников (лучший сотрудник, лучший филиал)

+ Запущена единая площадка коммуникации (чат в телеграм)
+ Проведены индивидуальные коуч-сессии с управляющими нескольких филиалов

+ В ряде филиалов проведены внутренние неформальные мероприятия для командообразования

+ Проведен ряд опросов и мозговых штурмов с сотрудниками, вовлекающий их в процесс принятия решений

+ Воспитатели обучены правилам конструктивной обратной связи

+ Проведены развивающие мероприятия, в том числе среди младших воспитателей

+ Внедрена культура позитивной обратной связи среди сотрудников

+ Проведен дополнительный опрос - нехватку каких материалов и инструментов имели ввиду сотрудники. Восполнены недостающие материалы.

+ Проведена активная работа по созданию бренда работодателя как на внешнем рынке, так и для внутренней аудитории, доведены до сотрудников преимущества работы.

+ Разработано внешнее позиционирование и разработан новый сайт, запущено изменение соц.сетей и рекламы в интернете, увеличен средний чек

+ Запущено ежедневное информирование родителей (+ доп.система контроля сотрудников)

+ Разработана концепция родительских клубов

+ Произведены технические работы по просьбам родителей в отдельных филиалах

+ Создаются условия для внедрения дополнительных услуг

Повторный опрос сотрудников после предпринятых действий
Повторный опрос сотрудников после предпринятых действий

Подводя итог, можно сказать, что проведенное исследование является не просто инструментом управления вовлеченностью или обратной связью сотрудников, но и новой системой управления, которая поможет руководителям всех уровней контролировать ситуацию и повышать эффективность деятельности всей компании. Благополучие работников сегодня является главным приоритетом, в основном из-за широко распространенного убеждения в том, что оно поддерживает организационные показатели. Так, если группа вовлечённых больше, они будут «вытягивать наверх» сомневающихся, а если больше не вовлечённых, то велик риск, что неопределившиеся группы примкнут к ним. Действительно, сегодня искусственный интеллект достиг такого уровня, что уже смог превзойти человека при выполнении различных задач: различные облачные решения трансформировали бизнес-модели, предоставляя организациям более низкую стоимость входа на новые рынки, более высокую скорость решения задач и большую адаптивность. Однако одни только технологии не решают проблемы на рабочем месте.

Таким образом, от HR-менеджеров будет требоваться вдумчивое и этичное использование знаний для повышения производительности, анализа эффективности сотрудников, психологического и эмоционального контакта с ними, улучшения корпоративной культуры. HR-сфера продолжит диджитализироваться, а сэкономленное на рутинных задачах время специалисты по персоналу будут тратить на удержание талантов и составление новых HR-стратегий, которые будут учитывать все особенности новых трендов.

Руководитель компании In-Eo Новикова Ирина Витальевна

https://in-eo.com