Найти тему
Строительный мир

После 100 лет разговоров: многострадальный дорожный проект Поволжья сдвинули с мертвой точки

Впервые вопрос о строительстве этой дороги был поднят еще в 1920-х. В следующем десятилетии объект включили в Генплан областной столицы, но на бумаге окончательные очертания он приобрел только в середине 1960-х. Тогда магистраль непрерывного движения предлагалось протянуть через весь город, от Ракитовского шоссе до площади Урицкого (Крымская пл.). Позднее (еще при СССР) рассматривался вариант ее продления в юго-западном направлении через реку Самара.

Несмотря на значимость проекта, известного под названием «Магистраль Центральная», его реализацию постоянно откладывали по различным причинам. В 2005-м приступили к строительству трассы от Петра Дубравы в направлении Дубков. В дальнейшем ее предполагалось соединить с планируемой городской магистралью, но через четыре года из-за нехватки средств власти отказались от продолжения работ.

К тому моменту в асфальт закатали около 11 км двухполосной трассы, которую в итоге так и не соединили с городом. По факту этот участок оказался практически бесполезным, так как не выходил даже на Ракитовское шоссе, от которого и намеревались тянуть дорогу далее до проспекта Кирова.

О возобновлении работ говорили с 2011-го — со временем были подготовлены необходимые документы, которые к тому же прошли проверку в профильном учреждении. Но с мертвой точки проект сдвинули лишь в начале текущего десятилетия, хотя завершить задуманное надеялись до Чемпионата мира по футболу 2018 года. Строительство возобновили после долгого перерыва в 2023-м. В ходе кампании трассу планируют построить на участке от Кирова до Обводной дороги. Проект разделили на два этапа.

© Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Перекресток просп. Карла Маркса и ул. Кирова — визуализация)
© Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (Перекресток просп. Карла Маркса и ул. Кирова — визуализация)

До 2026 года предполагается завершить работы в пределах Самары (реконструировать просп. Карла Маркса и построить трассу с нуля от Ракитского шоссе до пгт. Петра Дубрава) и открыть движение от просп. Кирова до границы города (7,7 км). На эти цели потратят свыше 8,5 млрд руб.

Соответствующий контракт был заключен с компанией «СамараТрансСтрой», приступившей к подготовительным мероприятиям в январе 2023-го. На данном шестиполосном отрезке предусмотрены выделенные полосы для общественного транспорта (оборудуют 22 автобусные остановки), велодорожки шириной 3 м и пешеходные зоны.

© youtube.com/Александр Карягин (Строительство дороги, лето 2023 г.)
© youtube.com/Александр Карягин (Строительство дороги, лето 2023 г.)

Затем трассу продлят до Р-229 «Самара – Пугачев – Энгельс», благодаря чему появится новый удобный выход на федеральную М-5 «Урал». От границы города до Обводной дороги (11,3 км) магистраль с тремя транспортными развязками будет иметь от четырех до шести полос движения. Машины смогут разгоняться на данном направлении до 120 км/ч. По сути на этом участке предстоит реконструировать действующую дорогу, построенную в 2000-х гг.

В перспективе, как сообщают власти, магистраль дотянут и до Куйбышевского района, как это и планировалось десятки лет назад. Соответственно, должна появиться и новая широкая трасса от Кирова до Крымской площади. Правда, как скоро данный проект будет полностью реализован — неизвестно. Все упирается в финансы, и без частных инвестиций и/или поддержки Москвы реализовать столь масштабную инициативу крайне сложно.

© youtube.com/Александр Карягин (Строительство дороги, лето 2023 г.)
© youtube.com/Александр Карягин (Строительство дороги, лето 2023 г.)

Не исключено, что параметры перспективной магистрали (что касается ее городских участков) еще пересмотрят. Отдельные эксперты полагают, что трассу можно сделать несколько скромнее в отношении количества полос и развязок. В любом случае, подобное шоссе непрерывного движения крайне необходимо городу-миллионнику для улучшения транспортной ситуации.

© youtube.com/Александр Карягин (Строящаяся дорога, февраль 2024 г.)
© youtube.com/Александр Карягин (Строящаяся дорога, февраль 2024 г.)

В 2022-м глава местного Минтранса Иван Пивкин напомнил, что впервые в Генплане города дорога появилась еще в 1937-м, и с тех пор в том или ином варианте объект регулярно появлялся в проектном документе, но его реализация постоянно откладывалась. Поэтому старт работ, без преувеличения, можно назвать историческим событием для Самары.

Изображения в статье — youtube.com/Александр Карягин