Впервые вопрос о строительстве этой дороги был поднят еще в 1920-х. В следующем десятилетии объект включили в Генплан областной столицы, но на бумаге окончательные очертания он приобрел только в середине 1960-х. Тогда магистраль непрерывного движения предлагалось протянуть через весь город, от Ракитовского шоссе до площади Урицкого (Крымская пл.). Позднее (еще при СССР) рассматривался вариант ее продления в юго-западном направлении через реку Самара.
Несмотря на значимость проекта, известного под названием «Магистраль Центральная», его реализацию постоянно откладывали по различным причинам. В 2005-м приступили к строительству трассы от Петра Дубравы в направлении Дубков. В дальнейшем ее предполагалось соединить с планируемой городской магистралью, но через четыре года из-за нехватки средств власти отказались от продолжения работ.
К тому моменту в асфальт закатали около 11 км двухполосной трассы, которую в итоге так и не соединили с городом. По факту этот участок оказался практически бесполезным, так как не выходил даже на Ракитовское шоссе, от которого и намеревались тянуть дорогу далее до проспекта Кирова.
О возобновлении работ говорили с 2011-го — со временем были подготовлены необходимые документы, которые к тому же прошли проверку в профильном учреждении. Но с мертвой точки проект сдвинули лишь в начале текущего десятилетия, хотя завершить задуманное надеялись до Чемпионата мира по футболу 2018 года. Строительство возобновили после долгого перерыва в 2023-м. В ходе кампании трассу планируют построить на участке от Кирова до Обводной дороги. Проект разделили на два этапа.
До 2026 года предполагается завершить работы в пределах Самары (реконструировать просп. Карла Маркса и построить трассу с нуля от Ракитского шоссе до пгт. Петра Дубрава) и открыть движение от просп. Кирова до границы города (7,7 км). На эти цели потратят свыше 8,5 млрд руб.
Соответствующий контракт был заключен с компанией «СамараТрансСтрой», приступившей к подготовительным мероприятиям в январе 2023-го. На данном шестиполосном отрезке предусмотрены выделенные полосы для общественного транспорта (оборудуют 22 автобусные остановки), велодорожки шириной 3 м и пешеходные зоны.
Затем трассу продлят до Р-229 «Самара – Пугачев – Энгельс», благодаря чему появится новый удобный выход на федеральную М-5 «Урал». От границы города до Обводной дороги (11,3 км) магистраль с тремя транспортными развязками будет иметь от четырех до шести полос движения. Машины смогут разгоняться на данном направлении до 120 км/ч. По сути на этом участке предстоит реконструировать действующую дорогу, построенную в 2000-х гг.
В перспективе, как сообщают власти, магистраль дотянут и до Куйбышевского района, как это и планировалось десятки лет назад. Соответственно, должна появиться и новая широкая трасса от Кирова до Крымской площади. Правда, как скоро данный проект будет полностью реализован — неизвестно. Все упирается в финансы, и без частных инвестиций и/или поддержки Москвы реализовать столь масштабную инициативу крайне сложно.
Не исключено, что параметры перспективной магистрали (что касается ее городских участков) еще пересмотрят. Отдельные эксперты полагают, что трассу можно сделать несколько скромнее в отношении количества полос и развязок. В любом случае, подобное шоссе непрерывного движения крайне необходимо городу-миллионнику для улучшения транспортной ситуации.
В 2022-м глава местного Минтранса Иван Пивкин напомнил, что впервые в Генплане города дорога появилась еще в 1937-м, и с тех пор в том или ином варианте объект регулярно появлялся в проектном документе, но его реализация постоянно откладывалась. Поэтому старт работ, без преувеличения, можно назвать историческим событием для Самары.
Изображения в статье — youtube.com/Александр Карягин