Основной компонент смазки — синтетическое или минеральное масло (полученное из нефти). Его доля может варьироваться от 70 до 90%. Характеристиками и качеством масла определяется функциональность и надёжность смазки. Второй компонент — загуститель. Его задача — дополнять физические характеристики «эффектом губки». Массовая доля загустителя — от 8 до 20%. Основная сфера применения — узлы, которые обслуживаются достаточно редко: например, тормозные суппорты или внутренние детали агрегатов. Пластичная смазка (если она произведена профессионалом) способна проявлять одновременно параметры жидкости и твёрдого тела. Если нагрузка невелика, то смазка удерживается даже на вертикальной поверхности, это свойство и позволяет обеспечивать работоспособность механизма в негерметизированных узлах трения. Если нагрузка увеличивается, то смазка проявляется свойства жидкости (с высокой вязкостью), понижая трение и предотвращая износ узлов. Когда нагрузка прекращается, она приобретает прежние свойства. Пр