Найти в Дзене
ПИЛИГРИМ

Епископ Юкатана: доброе дело злодея

Монахи бывают разными. Миссионеры бывают разными. Их понимание, что есть добро тоже неоднородно и неоднозначно. Они оправлялись в далекие страны, чтобы нести слово Божье темным, заблудшим душам и привести их к Свету. Но их не волновало нужно ли это слово тем, кто за сотни лет выстроил свой мир, научился в нем выживать, а подчас и процветать, выстроил свою систему ценностей и традиций. Есть много тех, кто действительно принес много пользы коренным жителям, и они с благодарностью помнят этих людей (я писала о таком монахе брате Фуко в Алжире). Но были и другие. Именно о таком человеке пойдет речь. Эта история привлекла мое внимание тем, что в этом случае получилось «два в одном» - человек, который принес много зла в итоге, сам не зная об этом, сохранил почти единственное свидетельство о традициях и культуре загадочного народа. Его звали брат Диего де Ланда Кальдерон, епископ Юкатана.

Начало пути

-2

Диего де Ланда Кальдерон родился в дворянской семье 17 марта 1524 года в испанском городе Сифуэнтес. Его религиозный пыл проявился рано и уже в 17 лет он присоединился к францисканцам, получил образование монастыре, а в 1547 году постригся в монахи. Около года он прожил в Мадриде, а затем принял предложение отправиться миссионером на мексиканский полуостров Юкатан, незадолго до этого покорённый испанскими конкистадорами.

ДОБРО

-3

Юкатан на протяжении столетий был центром цивилизации индейцев майя. В 1526 году генерал-капитаном и губернатором Юкатана был назначен конкистадор Франсиско де Монтехо. Однако покорение полуострова шло медленно. Только в 1540 году после нескольких неудачных попыток Монтехо смог его захватить. При этом контроль над землями индейцев был достаточно условным. Колонизаторы, в большинстве случаев нищие искатели приключений и уголовные преступники, стремились возможно скорее скопить себе состояние. Конкистадоры захватывали земли, убивали и притесняли местное население, а в ответ восставали и нападали на испанцев. Жестокости завоевателей не было предела, они словно соревновались в изобретательности истязаний и издевательств. Описывать не буду, но поверьте, даже описание пыток на бумаге приводит в ужас.

-4

Монахи поначалу пытались сдерживать насилие, поскольку верили, что туземцев можно перевоспитать – они неутомимо крестили индейцев, создавали для них школы, а также рассказывали им о счастье, которое подарил им испанский король, направив на их земли спасителей. Монахи научились читать и писать на языке индейцев. Поначалу де Ланда тоже протестовал против жестоких мер и проявлял невероятное рвение в служении. Он был скромен и неприхотлив, быстро выучил язык майя. Он уходил глубоко в джунгли, чтобы проповедовать. Он искренне верил, что несет добро и свет. По общему мнению, де Ланда был одним из самых целеустремлённых и энергичных францисканцев, который посвятил более десяти лет своей жизни на создание юкатекской церкви в форме сети из монастырей, деревенских церквей, и обращению в новую веру прихожан. Его рвение довольно скоро оценили и назначили первым провинциалом (то есть, главой францисканцев в провинции).

ЗЛОДЕЯНИЯ

-5

Но майя не сдавались, они сотни лет жили без благодетелей на основании своего мировоззрения и понимания мироустройства. Чужаки, мечом и огнем насаждающие свои законы и правила, вызывали протест и разрушали привычный и понятный мир. Им не нужен был чужой Бог, у них были свои. Конечно же, этот мир тоже был непрост – купля и продажа рабов, жертвоприношение, жестокость ритуалов. И надо сказать, читать описание ритуалов майя тоже сложно. Но это был их мир, в котором они знали, как жить. Так что, даже пройдя обряд крещения, они продолжали исповедовать старый культ и проводить значимые для них ритуалы.

-6

Постоянно появлялась информация о таких церемониях, что приводило к более агрессивным действиям францисканцев. Они постепенно теряли терпение и веру в то, что туземцем можно привести к своему Богу. Больше всего был разочарован сам де Ланда, они видел, что весь его подвижнический труд, все страстные усилия терпели крах. Он становился все более нетерпимым и фанатичным. Разозлённый свидетельствами «идолопоклоннической» активности в регионе Мани, де Ланда начал жесткую кампанию по искоренению идолопоклонства. В течение нескольких месяцев под пытками было допрошено порядка 4 000 женщин и мужчин майя, сотни умерло под следствием, несколько десятков совершили самоубийство.

-7

В 1562 году в селении Мани была найдена тайная пещера, в которой хранились человеческие останки и статуэтки богов. Местное духовенство провело расследование, в результате которого были арестованы несколько сотен индейцев. Де Ланда отдал распоряжение о проведении следственных действий в отношении вождей и жрецов. Подозреваемые, которых допрашивали на дыбе, признали свою вину, выдали места хранения ритуальных предметов и рассказали о человеческих жертвоприношениях. Индейцев приговорили к аутодафе. На костре были сожжены отступники от христовой веры, не покаявшиеся в своих грехах, а также те, кто к этому времени погиб, не выдержав пыток.

Роспись Диего Риверы в Национальном дворце Мехико: сожжение книг майя католическими священниками
Роспись Диего Риверы в Национальном дворце Мехико: сожжение книг майя католическими священниками

Но де Ланде этого было мало – он решил уничтожить все, что было связано с богоотступниками и прислужниками дьявола. Он сжёг около 5000 статуй богов и сосуды. Вместе с идолами в костёр были брошены и 40 кодексов (или книг) майя, «написанных на бумаге из коры деревьев и оленьей коже». В одном единственном костре навсегда было сожжено сотни лет культуры и религии майя. Сам де Ланда об этом позже напишет следующее: «Мы нашли у них большое количество книг этими буквами и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли». Это ауто-да-фе и последующее уничтожение религиозной утвари майя сделало де Ланду бесславно известным, закрепив за ним спорное место в истории. Он уничтожил культуру и историю целого народа, все источники, которые могли бы раскрыть тайны культуры майя.

Фрагмент фрески Фернандо Кастро Пачеко, на которой изображен испанский епископ Диего де Ланда, сжигающий фигуры божеств майя.
Фрагмент фрески Фернандо Кастро Пачеко, на которой изображен испанский епископ Диего де Ланда, сжигающий фигуры божеств майя.

Хотя некоторые монахи, которые были в ужасе от произошедшего, сообщили в Мадрид о превышении полномочий, и де Ланду вызвали в Королевский совет по делам Индий, но Орден добрых францисканцев полностью его оправдал. Сначала его направили в монастырь Гвадалахары, но спустя время назначили епископом Юкатана. Де Ланда в качестве епископа будет преследовать в судебном порядке ещё больше майя за идолопоклонничество, чем во время своего печально известного аутодафе 1562 года. Единственная разница заключается в том, что теперь он, будучи в сане епископа, вернулся с узаконенными полномочиями, позволяющими ему наказывать майя. Кроме того, он привез с собой 30 францисканцев, которых он лично отобрал из различных монастырей Испании. Эти монахи, обязанные своей карьерой епископу, стали его активными солдатами в его продолжающейся войне против идолопоклонства майя, которую он называл своим «служением Богу». К концу 1577 года уполномоченные судьи де Ланды заключили в тюрьму или наказали несколько тысяч майя, которых обвинили в совершении идолопоклонства.

Но при этом де Ланда строил школы и разрабатывал для индейцев алфавит на основе латиницы. Уничтожив их собственную письменность, он считал, что делает добро, обучая той грамотности, который он считал единственно правильной. Миссионеры они такие. Они лучше знают, что нужно другим.

Он скончался 29 апреля 1579 года в Мериде на Юкатане, «окруженный ореолом святости», как говорит Когольюдо, его первый биограф.

НЕОЖИДАННОЕ БЛАГО

-10

Пока де Ланда был в Испании, он работал над книгой о конкисте и майя «Сообщение о делах в Юкатане» (Relacion de las cosas de Yucatan). Надо сказать, что это был серьезный труд, ведь Ланда работал над ним не менее 10 лет. В свой труд де Ланда включил расшифровку знаков письменности майя с испанской транскрипцией. Увы, подлинная рукопись книги бесследно исчезла, в 1820 году, когда монахи были изгнаны из монастыря Сан-Франсиско в Мериде. Около 1616 г. неизвестно кем была сделана сокращенная копия работы Ланда, именно она сохранилась и эти записи позволили историку Юрию Кнорозову дешифровать письмена древнего народа. Впрочем, есть также мнение, что на самом деле францисканский монах никогда не писал книгу под названием «Relacion de las cosas de Yucatan»; говоря по-другому, Relacion, как мы его знаем и используем сегодня, не был написан де Ландой.

Историк и географ Артур Лиелайс «Конкистадоры»; Кнорозов Ю. В. “Сообщение о делах в Юкатане” как историко-этнографический источник, 1955 г.; Джон Ф. Чучайек. In Servitio Dei: Фрай Диего де Ланда, орден францисканцев и искоренение идолопоклонства в колониальной епархии Юкатана, 1573-1579 гг.; Переоценка подлинности «Relacion de las cosas de Yucatan» фрая Диего де Ланды. Мэтью Рестол, Джон Ф. Чучайек

Я иногда пишу истории жизни необычных людей, необязательно великих или известных. Если вам интересна эта тема, то можно почитать: