Найти тему
ПИЛИГРИМ

Святой Шарль - миссионер среди воинов пустыни

Отшельник и мистик Шарль Эжен де Фуко, который жил в пустыне среди туарегов

Для меня это имя сначала напоминало только философа Мишеля Фуко и книгу Умберто Эко «Маятник Фуко». Но поскольку на юге Алжира ты постоянно натыкаешься на это имя, то стало любопытно узнать о нем больше. Как блестящий офицер из аристократической семьи превратился в отшельника и мученика? А после того, как я побывала в хижине отшельника на вершине горы среди островерхих пиков нагорья Аххагар, пришло ещё и изумление - как можно было добраться в эти дикие места, как можно было выжить здесь, что двигало этим худеньким человеком с невероятно доброй застенчивой улыбкой? Сначала расскажу его биографию, а затем поделюсь тем, что в его размышлениях отозвалось во мне и почему у него так много последователей.

Фотографии из хижины, где жил Шарль в горах и где сейчас его музей
Фотографии из хижины, где жил Шарль в горах и где сейчас его музей

Осенью 1858 года в Страссбурге родился малыш Шарль. Семья де Фуко была родом из являлась частью старого французского дворянства и некоторые из его предков принимали участие в крестовых походах. Спустя шесть лет его жизнь изменилась, когда умерли родители и его забрал к себе дед, полковник Боде де Морле, аристократ и добрый старик. Жизнь Шарля шла по заведённому порядку, положенному юному виконту, - обучение в престижном военном училище Сен-Сир, поступление на службу в армию. военный колледж в Сен-Сире и выучился на офицера кавалерии. Всё это время он жил как бонвиван, потому что был аристократом (виконтом), богатым и толстым. Он едва избежал отчисления. Именно благодаря армии он впервые оказался в Африке.

-3

Муштра и дисциплина отвратила его от службы и он подал в отставку. После этого начался период авантюр и приключений - путешествие в одиночку по Марокко, странствие по Алжирской Сахаре. Именно там, под звёздами пустыни и зародились его первые мысли о предназначении и смысле жизни. Он погрузился в религию, побывал в нескольких монастырях и после многих метаний и размышлений вступил в орден траппистов, а в 1901 году был рукоположен в священники. Он получил разрешение проповедовать в Сахаре среди туарегов нагорья Аххагар. Он поселился в небольшом городке, недалеко от границы с Марокко, где вёл жизнь отшельника.

-4

Шарлю понравилось жить в пустыне. По его словам, здесь особенно чувствуешь благодать Божию и "освобождаешь себя от всего, что не принадлежит Богу".
 Итак, он создает не монастырь, а братство – его дом открыт для всех: для христиан, мусульман, евреев. Он хочет для всех быть братом и другом, протянуть руку бедным. Он находит возможность выкупать рабов, принимает у себя солдат из военного гарнизона, даёт приют путникам. Каждый, кто в чём-то нуждался, мог постучаться в двери братства. Он жил среди мусульман, чтобы "проповедовать Евангелие не словами, а примером, не возвещая его, но проживая своей жизнью". Он хотел быть "всеобщим братом", подобно Иисусу, который был и Братом, и Спасителем всех.

Шарль видел вокруг страдания и несправедливость. Рабство, которое давно было упразднено во Франции, продолжало существовать в её колониях. Он возмущённо писал правителям Франции: "Лицемерие писать на марках "свобода, равенство, братство", когда вы порабощаете людей, разрешаете красть детей у родителей и публично их продавать". Сам он выкупил из рабства несколько человек.

В 1904 году его бывший армейский товарищ генерал Лаперрин позвал его с собой - ему предстояло выстроить форт на юге Алжира в районе гор Ахаггар. Он согласился и построил себе маленький дом в форте. Его жизнь была сложной - он был единственным европейцем-католиком в этой местности, после смерти друга он остался совсем один.

-6

Письма, которые были очень важны для него, доходили крайне редко. Никогда он не чувствовал себя таким одиноким. Особенно трудным был 1908 год, когда в стране из-за засухи начался голод. Шарль отдавал людям последнее, ел так мало, что довёл себя до истощения и тяжело заболел. Но болезнь помогла ему найти друзей среди местных жителей – туарегов. Они отказывали себе в козьем молоке, чтобы напоить больного, и он был бесконечно благодарен тем, кто увидел в нём друга.

-7

Шарль де Фуко не обращал туарегов в христианство, считая что проповедью должна быть вся его повседневная жизнь в доброте и смирении. Иногда он беседовал о религии с теми кто изъявлял желание поговорить об этом, но стремился прежде всего помогать.

«Мое апостольство должно стать служением доброты, чтобы посмотрев на меня, можно было сказать себе: "Раз этот человек такой добрый, то и его религия должна быть доброй". Мне хотелось бы стать таким добрым, чтобы говорили: "Если таков слуга, то каков же господин?"

Более 16 лет он там жил как местный житель и занимался изучением обычаев и нравов туарегов, составил большой словарь туарегского языка, опубликованный уже после его смерти. Фуко записал поэмы туарегов, у которых не было письменности и все знания и легенды они передавали через речитативные поэмы.

Туареги
Туареги

Он изучал плато Ахаггар и когда добрался до горы Ассекрем, то решил, что это самое лучшее место на Земле для общения с Богом. Он отправился со своим помощником на гору Ассекрем с запасами провианта на 16 месяцев, но пробыл там всего 5 месяцев. Затем он возвращался в хижину ещё два раза. Со временем постройка разрушилась и ее восстановили спустя десятилетия. Он считал, что его долг - быть ближе к кочевникам, ведь они редко приходили в форт.

После начала Первой Мировой войны обстановка в Алжире стала напряженной. Фуко предложили перебраться в укреплённый форт, но он отказался и построил небольшую крепость рядом с деревней для защиты местных жителей в случае нападения разбойников. И он не был наивным мечтателем в розовых очках, как бывший военный, он понимал, что молитва не спасёт женщин и детей от вооруженных бандитов и, если придётся защищать, то придёт время взять в руки оружие. Но молился, чтобы это не пришлось делать. Ему не пришлось это делать, ибо молитва его дошла, хотя и своеобразным образом.

-10

Шарль Фуко погиб на пороге своего дома 1 декабря 1916 года. Группа бандитов пыталась его похитить, как вдруг появились два полицейских, и один из бандитов, подросток 15 лет, от неожиданности выстрелил и попал в священника. Шарля похоронили в его любимой пустыне, в оазисе Эль-Голеа. Там, где он ощущал себя близким к Богу, которого он называл Возлюбленным (это обращение также в традициях суфиев).

Он верил и знал, что он лишь предвестник. Он обречён быть один, но за ним придут многие. Его роль в том, чтобы осветить путь, по которому пойдут другие. И это сбылось.

Сегодня 19 общин считают себя духовными наследниками Шарля де Фуко. Число их членов превышает 15 тыс. человек. Они продолжают идти по пути, проложенному братом Шарлем, живут и трудятся по всему миру в смирении, бедности, простоте, послушании – незаметная и безвестная жизнь, которой жил Иисус в Назарете.
Духовный путь Шарля ещё раз напоминает о том, что свидетельство христиан в мире должно быть прежде всего свидетельством любви. Он хотел, чтобы все, кого он встречал в своей жизни, и те, среди которых жил: арабы, французские военные, туареги, рабы, случайные путники, – чтобы все они говорили, глядя на него: "Смотрите, как он любит!"

Молитвенный дом в Таманрассет
Молитвенный дом в Таманрассет

Шарль де Фуко верил, что только диалог ведёт к взаимопониманию и единению людей. Сохраняя свою веру, оставаясь самим собой – христианином, он с уважением относился к убеждениям другого, потому что считал, что Бог любит всех.

В конце своей жизни, за полгода до гибели, он запишет: "Любить ближнего, то есть, всех людей, как самого себя, значит трудиться для спасения других, как и нас самих, и этот труд есть смысл нашей жизни".

Очень многие мысли и идеи мне близки. Я тоже за диалог. Человека с человеком. Но что делать, если с другой стороны «не-человек»? Где граница, за которой я не могу и не хочу любить «не-человека»?

-12

Серия необычных историй жизни