Отшельник и мистик Шарль Эжен де Фуко, который жил в пустыне среди туарегов
Для меня это имя сначала напоминало только философа Мишеля Фуко и книгу Умберто Эко «Маятник Фуко». Но поскольку на юге Алжира ты постоянно натыкаешься на это имя, то стало любопытно узнать о нем больше. Как блестящий офицер из аристократической семьи превратился в отшельника и мученика? А после того, как я побывала в хижине отшельника на вершине горы среди островерхих пиков нагорья Аххагар, пришло ещё и изумление - как можно было добраться в эти дикие места, как можно было выжить здесь, что двигало этим худеньким человеком с невероятно доброй застенчивой улыбкой? Сначала расскажу его биографию, а затем поделюсь тем, что в его размышлениях отозвалось во мне и почему у него так много последователей.
Осенью 1858 года в Страссбурге родился малыш Шарль. Семья де Фуко была родом из являлась частью старого французского дворянства и некоторые из его предков принимали участие в крестовых походах. Спустя шесть лет его жизнь изменилась, когда умерли родители и его забрал к себе дед, полковник Боде де Морле, аристократ и добрый старик. Жизнь Шарля шла по заведённому порядку, положенному юному виконту, - обучение в престижном военном училище Сен-Сир, поступление на службу в армию. военный колледж в Сен-Сире и выучился на офицера кавалерии. Всё это время он жил как бонвиван, потому что был аристократом (виконтом), богатым и толстым. Он едва избежал отчисления. Именно благодаря армии он впервые оказался в Африке.
Муштра и дисциплина отвратила его от службы и он подал в отставку. После этого начался период авантюр и приключений - путешествие в одиночку по Марокко, странствие по Алжирской Сахаре. Именно там, под звёздами пустыни и зародились его первые мысли о предназначении и смысле жизни. Он погрузился в религию, побывал в нескольких монастырях и после многих метаний и размышлений вступил в орден траппистов, а в 1901 году был рукоположен в священники. Он получил разрешение проповедовать в Сахаре среди туарегов нагорья Аххагар. Он поселился в небольшом городке, недалеко от границы с Марокко, где вёл жизнь отшельника.
Шарлю понравилось жить в пустыне. По его словам, здесь особенно чувствуешь благодать Божию и "освобождаешь себя от всего, что не принадлежит Богу". Итак, он создает не монастырь, а братство – его дом открыт для всех: для христиан, мусульман, евреев. Он хочет для всех быть братом и другом, протянуть руку бедным. Он находит возможность выкупать рабов, принимает у себя солдат из военного гарнизона, даёт приют путникам. Каждый, кто в чём-то нуждался, мог постучаться в двери братства. Он жил среди мусульман, чтобы "проповедовать Евангелие не словами, а примером, не возвещая его, но проживая своей жизнью". Он хотел быть "всеобщим братом", подобно Иисусу, который был и Братом, и Спасителем всех.
Шарль видел вокруг страдания и несправедливость. Рабство, которое давно было упразднено во Франции, продолжало существовать в её колониях. Он возмущённо писал правителям Франции: "Лицемерие писать на марках "свобода, равенство, братство", когда вы порабощаете людей, разрешаете красть детей у родителей и публично их продавать". Сам он выкупил из рабства несколько человек.
В 1904 году его бывший армейский товарищ генерал Лаперрин позвал его с собой - ему предстояло выстроить форт на юге Алжира в районе гор Ахаггар. Он согласился и построил себе маленький дом в форте. Его жизнь была сложной - он был единственным европейцем-католиком в этой местности, после смерти друга он остался совсем один.
Письма, которые были очень важны для него, доходили крайне редко. Никогда он не чувствовал себя таким одиноким. Особенно трудным был 1908 год, когда в стране из-за засухи начался голод. Шарль отдавал людям последнее, ел так мало, что довёл себя до истощения и тяжело заболел. Но болезнь помогла ему найти друзей среди местных жителей – туарегов. Они отказывали себе в козьем молоке, чтобы напоить больного, и он был бесконечно благодарен тем, кто увидел в нём друга.
Шарль де Фуко не обращал туарегов в христианство, считая что проповедью должна быть вся его повседневная жизнь в доброте и смирении. Иногда он беседовал о религии с теми кто изъявлял желание поговорить об этом, но стремился прежде всего помогать.
«Мое апостольство должно стать служением доброты, чтобы посмотрев на меня, можно было сказать себе: "Раз этот человек такой добрый, то и его религия должна быть доброй". Мне хотелось бы стать таким добрым, чтобы говорили: "Если таков слуга, то каков же господин?"
Более 16 лет он там жил как местный житель и занимался изучением обычаев и нравов туарегов, составил большой словарь туарегского языка, опубликованный уже после его смерти. Фуко записал поэмы туарегов, у которых не было письменности и все знания и легенды они передавали через речитативные поэмы.
Он изучал плато Ахаггар и когда добрался до горы Ассекрем, то решил, что это самое лучшее место на Земле для общения с Богом. Он отправился со своим помощником на гору Ассекрем с запасами провианта на 16 месяцев, но пробыл там всего 5 месяцев. Затем он возвращался в хижину ещё два раза. Со временем постройка разрушилась и ее восстановили спустя десятилетия. Он считал, что его долг - быть ближе к кочевникам, ведь они редко приходили в форт.
После начала Первой Мировой войны обстановка в Алжире стала напряженной. Фуко предложили перебраться в укреплённый форт, но он отказался и построил небольшую крепость рядом с деревней для защиты местных жителей в случае нападения разбойников. И он не был наивным мечтателем в розовых очках, как бывший военный, он понимал, что молитва не спасёт женщин и детей от вооруженных бандитов и, если придётся защищать, то придёт время взять в руки оружие. Но молился, чтобы это не пришлось делать. Ему не пришлось это делать, ибо молитва его дошла, хотя и своеобразным образом.
Шарль Фуко погиб на пороге своего дома 1 декабря 1916 года. Группа бандитов пыталась его похитить, как вдруг появились два полицейских, и один из бандитов, подросток 15 лет, от неожиданности выстрелил и попал в священника. Шарля похоронили в его любимой пустыне, в оазисе Эль-Голеа. Там, где он ощущал себя близким к Богу, которого он называл Возлюбленным (это обращение также в традициях суфиев).
Он верил и знал, что он лишь предвестник. Он обречён быть один, но за ним придут многие. Его роль в том, чтобы осветить путь, по которому пойдут другие. И это сбылось.
Сегодня 19 общин считают себя духовными наследниками Шарля де Фуко. Число их членов превышает 15 тыс. человек. Они продолжают идти по пути, проложенному братом Шарлем, живут и трудятся по всему миру в смирении, бедности, простоте, послушании – незаметная и безвестная жизнь, которой жил Иисус в Назарете. Духовный путь Шарля ещё раз напоминает о том, что свидетельство христиан в мире должно быть прежде всего свидетельством любви. Он хотел, чтобы все, кого он встречал в своей жизни, и те, среди которых жил: арабы, французские военные, туареги, рабы, случайные путники, – чтобы все они говорили, глядя на него: "Смотрите, как он любит!"
Шарль де Фуко верил, что только диалог ведёт к взаимопониманию и единению людей. Сохраняя свою веру, оставаясь самим собой – христианином, он с уважением относился к убеждениям другого, потому что считал, что Бог любит всех.
В конце своей жизни, за полгода до гибели, он запишет: "Любить ближнего, то есть, всех людей, как самого себя, значит трудиться для спасения других, как и нас самих, и этот труд есть смысл нашей жизни".
Очень многие мысли и идеи мне близки. Я тоже за диалог. Человека с человеком. Но что делать, если с другой стороны «не-человек»? Где граница, за которой я не могу и не хочу любить «не-человека»?
Серия необычных историй жизни