Модернизм в России - это общее название разных литературных движений, которые появились с 1890-х годов как новое искусство. Этот термин был введен в 1913 году С.А. Венгеровым.
Семён Венгеров (1855-1920) был известным русским критиком, историком литературы, библиографом и редактором. С начала 1890-х годов он полностью посвятил себя историческим и литературным исследованиям. С 1917 года он возглавлял Российскую книжную палату, а с 1919 года преподавал в Петроградском университете.
Модернизм в России не был конкретным объединением писателей или поэтов, а скорее - состоял из разных литературных объединений, связанных с радикальным обновлением литературы и новыми отношениями к реальности.
Модернизм стремился создать искусство, независимое от реальности. Это было выражено в статье Валерия Брюсова "Ключи тайн", где говорилось о необходимости видеть в искусстве не только отражение жизни:
«Нельзя в угоду знанию и науке видеть в искусстве только отражение жизни... Искусство никогда не воспроизводило, а всегда преображало действительность: даже на картинах да-Винчи, даже у самых ярых реалистов-писателей, вроде Бальзака, нашего Гоголя, Золя. Нет искусства, которое повторяло бы действительность»
Модернизм ставил перед собой задачу радикального обновления литературных форм и создания нового стиля.
В начале XX века в России появлялись и исчезали литературные группировки модернистов, их манифесты играли важную роль, определяя эстетические задачи творчества. Иногда манифесты появлялись раньше произведений искусства или даже заменяли их.
Модернизм сформировал новый тип художника, который некоторые называли дегенеративным или декадентским. Однако И. Анненский связывал особенности модернистского искусства возрастанием субъективизма:
«С каждым днем в искусстве слова все тоньше и все беспощадно-правдивее раскрывается индивидуальность с ее капризными контурами, болезненными возвратами, с её тайной и трагическим сознанием нашего безнадежного одиночества и эфемерности. Строгая богиня красоты уже не боится наклонять свой розовый факел над уродствами и разложением».
Однако другие видели в модернизме увеличение субъективизма и раскрытие индивидуальности. Первым манифестом модернизма в России стала лекция Д. Мережковского "О причинах упадка и новых течениях русской литературы" (1892), где были обозначены ключевые элементы нового искусства. Внутри русского модернизма символизм стал ведущим направлением, а затем появились акмеизм и футуризм.
Среди выдающихся русских модернистов можно выделить Алексея Ремизова и его знаменитую повесть «Крестовые сестры» (1910), Андрея Белого с романом «Петербург» (1914-1915) и Федора Сологуба с романом «Мелкий бес» (1892—1902).
В России Модернизм оказал огромное влияние не только на литературу, но и на живопись, музыку и театр. Он изменил культурные предпочтения, художественное восприятие и вкусы нескольких поколений, став новым этапом в развитии русского искусства. Особенно важен Модернизм для русской литературы начала XX века, он помог повысить уровень художественной и поэтической культуры, а также привлечь новых читателей.
Однако развитие Модернизма в России было прервано Октябрьской революцией, которая привела к государственному контролю над литературой. Молодое поколение модернистов продолжило свое творчество в эмиграции, в лице таких авторов, как В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович и другие.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.