Найти в Дзене
Субъективные эмоции

Правила игры

"Снова стою одна,
Снова курю, мама, снова,
А вокруг тишина,
Взятая за основу"...

Ирина еле смогла приоткрыть глаза, вчера пришлось допоздна сидеть за компьютером доделывая очередной срочный заказ.

Телефон продолжал распевать сильным голосом Елены Ваенги. На своей половине кровати недовольно заворочался муж и прошипел что-то о дуре, которая не может поставить нормальный рингтон, и об идиотах, которые этой дуре звонят в субботу утром.

Ирина наконец нащупала под кроватью тапочки, схватила телефон, продолжавший надрываться, и в одной короткой ночной рубашке выскочила на кухню.

- Алло!

На ночь она забыла закрыть форточку, поэтому кухня встретила Ирину диким холодом. Осень пришла неожиданно...впрочем, как всегда, В конце октября было еще лето, а потом сразу бац - и осень.

Она стояла, дрожа от холода, обняв себя одной рукой, а второй прижимала к уху телефон.

- Ирина Александровна, Доброе утро! Простите за ранний звонок, надеюсь, мы вас не потревожили?

- Вовсе нет! - жизнерадостным голосом из разряда "для клиентов" ответила Ирина. - Доброе утро, слушаю вас!

- Вы оставляли свое резюме для участия в тестировании новой виртуальной соцсети, — отбарабанил ей в ухо бодрый женский голосок. - Так вот, могу вас поздравить - вы оказались среди победителей конкурсного отбора. Вам нужно будет пройти собеседование и оно будет проходить по скайпу.

- Да, конечно, я не имею ничего против скайпа, - она обрадовалась. За участие в тестировании соцсети обещали хорошо заплатить. Работать можно было дома, да и сама работа была не очень сложная - играть в мини-игры, вести переписку, это гораздо легче, чем писать заказные статьи о том, чего ты не понимаешь и, вероятно, не поймешь никогда, например - о будущем картофелеводства.

- Но, понимаете Ирина Александровна..., - женщина на той стороне трубки на мгновение замолчала, как будто слушала какие-то инструкции от невидимого собеседника. - Понимаете, для нашего проекта в последний момент изменили условия и локацию. Зато оплата участникам будет вдвое выше. А победитель получит три миллиона! - последние слова она произнесла с придыханием, видимо уже представляя себя на месте победителя.

- Я не понимаю. Изменили условия?.. А можно подробнее об этом? - Ирине ужасно хотелось закурить, но она поборола в себе это желание. Бросила вредную привычку год назад, и, казалось, совсем отвыкла от сигарет, но вот сейчас, когда разволновалась, организм выдавал привычную реакцию.

- Ничего особенного, - женщина заговорила скороговоркой. - К сожалению, с соцсетью ничего не вышло, это слишком масштабный и дорогостоящий проект, его пока заморозили. Возможно, со временем, когда кризис пройдет ... но мы приглашаем вас принять участие в съемках реалити-шоу, которое продюсирует наш телеканал.

Ирина молчала. У нее замерзли ноги и зубы уже начали предательски выбивать азбуку Морзе. Не отнимая телефона от уха, второй рукой взяла зажигалку и включила все конфорки на газовой плите, а потом еще и духовку. О, так было значительно лучше.

— ...в прекрасном живописном месте. Комфортные домики со всем необходимым для жизни, бывшая база отдыха..., - принялась расписывать преимущества участия в новом шоу ее собеседница. - Будут участвовать люди всех возрастов и социального статуса. Может, помните, когда-то в начале двухтысячных было очень популярное т шоу - "Последний герой"? Ну вот, мы создаем что-то вроде него. Только все будет происходить у нас, в России. Старт проекта через две недели.

- Извините, но это будет середина ноября. У вас участники по снегу будут бегать? В "Последнем герое" их хотя бы на тропический остров вывозили…

- Нет у нас бюджета на тропический остров, — голос телевизионщицы стал несколько недовольным. - Да и с выездом за границу сейчас сложно, карантин, сами понимаете. А шоу нам надо запустить на новогодние праздники, когда идет широчайший охват аудитории, люди сидят перед телевизорами и едят оливье ... им всем нужен позитив, развлечения…

"Ага, то еще развлечение - смотреть на ненормальных людей, которых, пообещав большие деньги, вывезут на природу в такую холодрыгу и заставят выполнять идиотские задания типа бега в мешках или лазания по деревьям", — подумала Ирина.

Но вслух сказала совсем другое:

- Простите, но я вынуждена отказаться. У меня больной сын, я не могу его оставить. Это же надо ехать куда-то и жить там длительное время?

- Ну, да, - согласилась невидимая собеседница. - Но вам хорошо заплатят даже просто за участие, поэтому можно попробовать на это время нанять няню…

"Ага, и для мужа тоже", — скривились Ирина.

- Простите, я точно не смогу, — проговорила она. - Не стоит тратить на меня ваше время, если бы это была виртуальная игра, о которой шла речь в объявлении — я бы с дорогой душой. Но в реалити-шоу я участвовать не смогу.

- Почему? Вы нам идеально подходите, - телевизионщица прицепилась к ней, как репей к собаке. - Все тесты, анкета - просто безупречны. Если дело только в ребенке, то мы можем бесплатно найти человека, который бы за ним присмотрел…

- Извините, но нет. У меня реально не получится. Спасибо за предложение.

- Ну что ж, я бы советовала вам еще немного подумать. Если измените свое решение, то позвоните. Сохраните мой номер, меня зовут Светлана.

- Хорошо. До свидания!

Она бросила телефон на стол. Взъерошила волосы, недовольно взглянула на свое отражение в зеркале, висевшем над кухонным диванчиком. Какой ужас! Ну куда такое безобразие в телевизор!

Черт, она так надеялась на этот заработок…

Рука сама потянулась к пачке сигарет, которая валялась в самом дальнем ящике серванта. Вспыхнул огонек зажигалки, и она жадно затянулась дымом, наслаждаясь, казалось бы, давно забытым ощущением.

Опять распахнула форточку, и оперлась лбом на холодное оконное стекло.

Так ее и застал муж, который, оказывается, уже проснулся и причапал на кухню попить воды.

- Блин, Ирка, что за фигня! Ты знаешь, что газ подорожал! Улицу отапливаешь? Выключи немедленно! И почему ты куришь в квартире?

Он аж покраснел от раздражения, волосы смешно стояли дыбом, пижамные штаны сползли. Бросился выключать газ с таким видом, как будто спасал свою жизнь. А потом выхватил у нее из рук сигарету, выбросил, и с силой хлопнул форточкой, закрывая ее. Стекло не выдержало и треснуло.

- И тебе доброе утро, - сквозь зубы проговорила Ирина.

День, не задавшийся с самого утра, продолжился так же нескладно.

Ирина наскоро приготовила завтрак - омлет с ветчиной и помидорами, поджарила тосты, заварила кофе. Муж сидел за компьютером, нацепив наушники и слушал очередной ролик о политике.

Она поставила перед ним тарелку и молча вернулась на кухню. Достала телефон. Автоматически читала какие-то сообщения, через мгновение уже забывая, о чем в них шла речь. Мысли крутились вокруг денег, которых постоянно не хватало.

У них был раздельный бюджет. Сразу после свадьбы, муж сказал ей, что это правильно и по-европейски. Когда они оба работали, то определенную часть зарплаты откладывали в коробочку, и из нее брали деньги на питание и оплату коммунальных услуг, различные хозяйственные нужды. Оставшиеся деньги каждый тратил как заблагорассудится, не отчитываясь перед своей половиной. Она тогда неплохо зарабатывала. Собственных доходов хватало на все - красивую одежду, косметику, книги, украшения, еще и оставалось на "черный день".

Но все изменилось, когда она узнала, что ждет ребенка. Беременность проходила с осложнениями, приходилось длительное время лежать в больнице на сохранении. Она покупала лекарства за собственные средства, отложенные на тот самый "черный день". А когда они кончились, впервые попросила денег у мужа. Казалось бы, что тут такого? Ее подруги без зазрения совести заявляли своим мужьям, что им крайне необходимы новые сапожки или золотые серьги и те охотно финансировали расходы любимых. А у нее была более важная потребность — сохранить жизнь их общему ребенку. Муж деньги дал, но она впервые увидела на его лице недовольство. Он выглядел так, как будто приобрел дорогую иномарку, а потом ему выставили космическую сумму за ее ремонт. И Ирина поклялась себе, что как только родит и опять сможет зарабатывать, то больше не возьмет у мужа ни копейки.

Но после родов она на работу так и не вернулась. В тот день, когда родился их сын, Ирина получила приговор... И с тех пор пошел уже двенадцатый год.

***

Она вздрогнула и подняла голову. Сын стоял на пороге кухни и смотрел на нее. Впрочем, как только она улыбнулась ему, он тут же отвел взгляд и уставился в стену.

- Доброе утро, Славик, - сказала она. - Садись за стол, будем завтракать. Только пойди, умойся сначала.

Он послушно побрел в ванную комнату, там зашумела вода. Ирина услышала шаги в прихожей, это муж собирался на работу. Он ушел и даже не попрощался с ними. Казалось, ему хотелось поскорее выскользнуть из опостылевшего дома и хоть на восемь часов окунуться в другую жизнь. Она хорошо его понимала.

Сын вернулся, сел за стол, рассеянно смотрел в окно, пока она накладывала ему на тарелку омлет.

- Как спалось? - бодрым голосом спросила Ирина, просто чтобы нарушить тишину, которая давила на голову. - Что у нас сегодня по расписанию? Математика и окружающий мир?

Сын не ответил. Впрочем, она и не ждала ответа.

Мирослав родился слабеньким, часто плакал, из-за чего она почти не спала по ночам. Когда все дети весело болтали на своем птичьем языке, её сын молчал. Ирина пошла к врачу. Потом послушно выполняла все указания, покупала витамины, лекарства для стимуляции деятельности мозга, занятия с логопедом... Но все это не давало никакого результата. Мальчик рос замкнутым в себе, нервным, часто устраивал истерики по самым неожиданным причинам, плохо ел и спал. В конце концов, ему поставили диагноз — ранний детский аутизм.

— Это не лечится, - сказал врач-психиатр, перекладывая стопку медицинских карт с одного угла стола на другой. - Но вы не расстраивайтесь. Многие люди в мире живут с таким диагнозом. Они приспосабливаются к существованию в чужой для них среде. Вам важно научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, обслуживать себя…

Врач говорил еще много красивых фраз, гладеньких, как камешки на пляже, отшлифованные прибоем. А у нее в голове билась только одна мысль : "Это не на самом деле. Все пройдет. Они ошибаются."

Были опробованы различные методики лечения, от официальных до откровенно шарлатанских. Экстрасенсы, дельфинотерапия, лечение слабыми импульсами электрического тока, который якобы должен был воздействовать на определенные точки мозга и заставить ребенка заговорить. Но сын так и не захотел, или не смог этого сделать.

Он не ходил в школу, находился на домашнем обучении. Ирина учила его сама, она окончила педагогический университет, а потом прошла специальные курсы, перечитала множество книг по логопедии и дефектологии. В школе Мирослав только выполнял контрольные работы, чтобы педагоги могли оценить его знания. Знания были относительно хорошими для его возраста и состояния здоровья. но как бы Ирина ни старалась по рекомендации врачей ввести ребенка в общество, дать возможность подружиться с другими детьми, она видела, что ему это не нужно. Лучше всего сыну было наедине с собой. Даже их с отцом компанию, казалось, он просто терпел. К коту, которого завели специально для него, парень проявлял больше теплых чувств, чем к родной матери.

И это убивало ее больше всего. Ни сочувственные взгляды и любопытные вопросы, когда они с Мирославом выходили в люди, ни бодрые замечания родственников, что мальчик, мол, ведет себя уже гораздо лучше ... ни равнодушие мужа, который все глубже прятался в своей раковине, разочарованный тем, что его семья не такая, как у людей...не волновали Ирину. Нет, ее больше всего угнетала мысль, что сын никогда не вернется из школы весело рассказывая о каких-то мальчишеских новостях, не обнимет и не поцелует перед сном. Иногда он смотрел на нее и улыбался какое-то мгновение, а потом снова переключался на свои размышления и занятия. Это было самое большое, что он мог ей дать, то единственное проявление симпатии, на которое могла расщедриться его душа. Когда мать обнимала его или гладила по голове, он терпел, но старался побыстрее высвободиться и убежать.

Ирина уже смирилась с этим, говоря себе, что в мире есть много родителей, у которых дети болеют гораздо тяжелее, так что случай Мирослава — это лишь вариант нормы.

А что такое вообще "норма"? Есть ли на свете полностью здоровые люди? Разве что недообследованные, как в "бородатой" шутке…

Иногда она ловила себя на мысли, что и сама становится своего рода аутистом. Ей все меньше хотелось выходить из квартиры, все больше напрягали незнакомые люди на улице, да и родные, и подруги, которые звонили или приходили в гости и вели долгие разговоры "ни о чем" с целью развлечь ее, вызывали желание уйти. Точь-в-точь как делал ее сын - уйти в спальню, свернуться калачиком и с головой накрыться одеялом.

Ирина понимала, что еще несколько лет такой однообразной и беспросветной жизни и вполне возможно она отправится в психушку.

Но ее психологические проблемы никого особо не волновали. Жизнь была нелегкой у всех, особенно в нынешнем году.

И ждать от жизни просвета не приходилось...

Читать дальшеhttps://dzen.ru/a/Zd4hF0hk6AUnOTBh

‌С любовью и уважением к моим читателям. С нетерпением жду ваши бесценные комментарии, и благодарю за корректность по отношению ко мне и друг к другу. Если вы нашли ошибку или описку, напишите, я исправлю. Главы будут выходить ежедневно в 7 утра по московскому времени‌​​‌‌‌​​‌​‌‌​‌​​​‌​‌‌‌​‌‌​​​‌‌​​‌‌​‌​‌​​​‌​‌‌‍

‍​‌‌​​‌‌‌​​‌​‌‌​‌​​​‌​‌‌‌​‌‌​​​‌‌​​‌‌​‌​‌​​​‌​‌‌‍