Найти тему

Особняк Кельха: шедевр или китч?

Когда хозяева настолько богаты, что хотят "самое роскошное из самых дорогих материалов" и дают архитекторам полную финансовую свободу.

Особняк Кельха, он же Дом Юриста, на улице Чайковского
Особняк Кельха, он же Дом Юриста, на улице Чайковского

Улица Чайковского, бывшая Сергиевская, в 19 веке была престижной локацией. Свои особняки, больше похожие на дворцы, здесь строили аристократы и действительно богатые фамилии империи. Фасады сплошь демонстрировали уровень благосостояния хозяев, а приёмы - сплошное изобилие. Так ходили соседи друг к другу в гости: с ужина в готической столовой на бал в беломраморные залы, сразу после постановок в домашних театрах.

Гулять вдоль этих улиц и сейчас сплошное эстетическое удовольствие. Не зря я пишу о третьем особняке в этом районе. Ранее уже были особняк Трубецких-Нарышкиных с домашним театром и Дворец самой богатой женщины империи.

История этого дома прежде всего интересна своими хозяевами. "Всё самое роскошное, натуральное и передовое без ограничений в финансах" могли себе позволить действительно богатые люди. Настолько богатые, что не имея дворянского титула в конце концов добавили и его. В 1893 году дочь золопромышленника из Сибири Петра Ивановича Базанова, Варвара, выш­ла за­муж за Ни­колая, стар­ше­го сы­на обедневшего ба­рона Фер­ди­нан­да Кель­ха. Од­на­ко Ни­колай че­рез два го­да умер, а мо­лодой вдо­ве сде­лал пред­ло­жение сред­ний сын Кель­ха, Алек­сандр.

Вот тог­да-то, уже во вто­ром бра­ке, в 1896 Вар­ва­ра Пет­ровна за 300 000 (это важно!) руб­лей ку­пила участок с уже построенным особняком у гре­чес­кого кон­сула в Пе­тер­бурге Ивана Его­ровича Кон­до­яна­ки. С этого момента у особняка началась новая, полная роскоши, жизнь.

"Толь­ко на­тураль­ные и до­рогие ма­тери­алы, при пол­ной фи­нан­со­вой сво­боде" - Алек­сандр Кельх прак­ти­чес­ки не гля­дя под­пи­сывал ко­лос­саль­ные сче­та, которые оплачивала его жена.

Конечно, новые хозяева начали перестройку под себя и свои вкусы. Для этого пригласили двух архитекторов: Ва­силия Ше­не и Вла­дими­ра Ча­гина. В 1903 го­ду к про­ек­ту при­со­еди­нил­ся приг­ла­шен­ный Вар­ва­рой Кельх, Карл Шмидт. Он уже имел в своем портфолио зда­ние фир­мы «Фа­бер­же» на Большой Морской улице и был озадачен создать дворовые корпуса и интерьеры в готическом стиле.

Дворовый корпус из окна кабинета хозяина
Дворовый корпус из окна кабинета хозяина

При Кельхах фасад здания обрел черты готического замка: пер­вый этаж офор­ми­ли рус­том, на вто­ром меж­ду ароч­ны­ми ок­на­ми рас­по­ложи­ли пи­ляс­тры. Симметричные эркеры и световой фонарь в виде башни доделали свое дело.

Но глав­ную цен­ность пред­став­ля­ют ин­терь­еры особ­ня­ка: помещения выдержаны в стилях разных эпох, со­дер­жа­т мно­жес­тво прек­расных де­талей и просто по­ражают бо­гатс­твом от­делки.

Деталь отделки лестницы - картуш с инициалами семьи.
Деталь отделки лестницы - картуш с инициалами семьи.

Вот, например, лестница. Здесь уже видно, насколько азартны были архитекторы в этом проекте. На мраморной лестнице - грифон и дракон работы московских камнерезов (лучшие в стране), на стенах - разноцветный мрамор и арабески как в Новом Эрмитаже, над лестницей - световой фонарь с лучшими в Европе, рижскими, витражами, а арку поддерживают атланты портретного сходства с обоими мужьями Варвары.

Площадка на втором этаже как будто совсем из другого времени, страны, дома. Галерея, колонны, скульптуры, кованные перила, живописные пейзажи, бронзовые люстры, лицеприятные зеркала, позолота, витражи, световой фонарь, лепнина и роспись, роспись и лепнина.... тот случай когда глаза разбегаются.

Третий этаж - это анфилада парадных залов. Один их них - готическая столовая, которая даже после предыдущего интерьера потрясает. Во-первых это снова что-то совершенно иное, смена картинки настолько разительна, что невероятна. Во-вторых, зал изобилен декором даже сейчас, в отсутствии предметов роскоши, которые украшали его при хозяевах. А в-третьих, этот зал дополнял серебряный сервиз работы фирмы Фаберже стоимостью 125 000 рублей (еще помните, сколько стоил весь дом?).

Сервиз размещался на полках резного орехового буфета и центральном столе (утрачен) и был выполнен по индивидуальному заказу Варвары Кельх в московском отделении Фаберже. Вар­ва­ра Пет­ровна бы­ла боль­шой пок­лонни­цей это­го юве­лира. Она соб­ра­ла бо­гатей­шую кол­лекцию ра­бот Фа­бер­же, ус­ту­пав­шую толь­ко той, что при­над­ле­жала цар­ской семье. Как и императрица, каждую пасху на протяжении семи лет Варвара получала своё уникальное пасхальное яйцо, которое дарила себе сама.

Почти сразу после завершения строительных работ в 1904-м в семье про­изо­шел раз­лад. Вар­ва­ра Пет­ровна сня­ла со сче­тов день­ги и, прих­ва­тив так­же семь я­иц Фа­бер­же, у­еха­ла в Па­риж, ос­та­вив особ­няк му­жу и до­чери. Со сле­ду­юще­го го­да до­быча зо­лота на при­ис­ках Кель­хов, а, зна­чит, и до­ходы семьи на­чали рез­ко сок­ра­щать­ся. Варвара же безбедно прожила в Париже до 1959 года благодаря продаже предметов Фаберже. Два яйца из её коллекции вернулись в Россию и сейчас выставлены в музее Фаберже. Об этом музее и его истории в статье.

Все окна в этом зале заполнены витражами. Помимо того, что они изготавливались на фабрике Эрнста Тоде в Риге, тогда лучшей в Европе, интересно и их наполнение. В рисунок вплетены инициалы Кельхов, а все человеческие фигуры имеют портретное сходство с хозяевами. Один витраж встроен в буфет и имеет внутреннюю подсветку, такой лайтбокс своего времени.

В этом зале, да и в остальных тоже, нельзя просто взять и идти по полу. Там сохранились потрясающие паркеты, которые точно достойны отдельного рассказа. Я, к сожалению, могу лишь отдельно показать подборку их фото. Древесина в некоторых настолько экзотична, что напоминает шкуру животных.

В анфиладе парадных залов представлены кабинет хозяина и бильярдная, значение которых не очевидно без предметов мебели (их утратили в советское время). Залы все еще имеют признаки былой роскоши и потрясающий вид из окна на готическую беседку и хозяйственный корпус.

Все парадные залы украшены выдающимися каминами, которые тогда уже являлись элементами декора и не выполняли никаких практических функций. На дом не жалели финансов и использовали все последние достижения для создания достойного качества жизни: центральная система отопления, лифты для подачи блюд, электричество. Камин в танцевальном зале называется "Пробуждение весны" и подтверждает всё вышесказанное. Он состоит из скульптурной группы и подсветки, имитирующей огонь. Интересно, что создателем этого изящного камина была первая в истории России профессиональная скульптор - Мария Львовна Диллон.

Помимо камина в танцевальном зале множество декора, ведь выполнен он в стиле французского рококо. И снова и снова лепнина, позолота, зеркала, паркеты и маски с лицами хозяев дома.

Се­год­ня ин­терь­еры особ­ня­ка Кель­ха, приз­нанно­го объ­ек­том куль­тур­но­го нас­ле­дия фе­дераль­но­го зна­чения, на­ходят­ся в пре­вос­ходном сос­то­янии, но по­бывать внут­ри зда­ния и ос­мотреть их не так прос­то.

Пос­ле ре­волю­ции зда­ние на­ци­она­лизи­рова­ли, в нем от­кры­лась Шко­ла эк­ранно­го ис­кусс­тва. Во вре­мя вой­ны дом по­терял один из трех сво­их прек­расных эр­ке­ров, вос­ста­нав­ли­вать его не ста­ли. По­меще­ния особ­ня­ка за­нима­ли рай­ком КПСС Дзер­жин­ско­го рай­она, за­тем — офис ЮНЕС­КО. В 1998 го­ду особ­няк был пе­редан Санкт-Пе­тер­бург­ско­му го­сударс­твен­но­му уни­вер­си­тету.

Че­рез год в нем от­крыл­ся Дом юрис­та, ор­га­низо­ван­ный Юри­дичес­ким фа­куль­те­том уни­вер­си­тета и Ас­со­ци­аци­ей юрис­тов Санкт-Пе­тер­бурга и Ле­нин­градской об­ласти. Дом является представительской площадкой и закрыт для посещений, но редкие экскурсии в нем все же организуют.

А благодаря своим потрясающим интерьерам и фотогеничности особняк имеет большую фильмографию. Российские и иностранные киношники здесь часто "селят" западноевропейских вельмож, членов императорских династий или даже массонов! Встречали уже эти интерьеры в кино?