Когда хозяева настолько богаты, что хотят "самое роскошное из самых дорогих материалов" и дают архитекторам полную финансовую свободу.
Улица Чайковского, бывшая Сергиевская, в 19 веке была престижной локацией. Свои особняки, больше похожие на дворцы, здесь строили аристократы и действительно богатые фамилии империи. Фасады сплошь демонстрировали уровень благосостояния хозяев, а приёмы - сплошное изобилие. Так ходили соседи друг к другу в гости: с ужина в готической столовой на бал в беломраморные залы, сразу после постановок в домашних театрах.
Гулять вдоль этих улиц и сейчас сплошное эстетическое удовольствие. Не зря я пишу о третьем особняке в этом районе. Ранее уже были особняк Трубецких-Нарышкиных с домашним театром и Дворец самой богатой женщины империи.
История этого дома прежде всего интересна своими хозяевами. "Всё самое роскошное, натуральное и передовое без ограничений в финансах" могли себе позволить действительно богатые люди. Настолько богатые, что не имея дворянского титула в конце концов добавили и его. В 1893 году дочь золопромышленника из Сибири Петра Ивановича Базанова, Варвара, вышла замуж за Николая, старшего сына обедневшего барона Фердинанда Кельха. Однако Николай через два года умер, а молодой вдове сделал предложение средний сын Кельха, Александр.
Вот тогда-то, уже во втором браке, в 1896 Варвара Петровна за 300 000 (это важно!) рублей купила участок с уже построенным особняком у греческого консула в Петербурге Ивана Егоровича Кондоянаки. С этого момента у особняка началась новая, полная роскоши, жизнь.
"Только натуральные и дорогие материалы, при полной финансовой свободе" - Александр Кельх практически не глядя подписывал колоссальные счета, которые оплачивала его жена.
Конечно, новые хозяева начали перестройку под себя и свои вкусы. Для этого пригласили двух архитекторов: Василия Шене и Владимира Чагина. В 1903 году к проекту присоединился приглашенный Варварой Кельх, Карл Шмидт. Он уже имел в своем портфолио здание фирмы «Фаберже» на Большой Морской улице и был озадачен создать дворовые корпуса и интерьеры в готическом стиле.
При Кельхах фасад здания обрел черты готического замка: первый этаж оформили рустом, на втором между арочными окнами расположили пилястры. Симметричные эркеры и световой фонарь в виде башни доделали свое дело.
Но главную ценность представляют интерьеры особняка: помещения выдержаны в стилях разных эпох, содержат множество прекрасных деталей и просто поражают богатством отделки.
Вот, например, лестница. Здесь уже видно, насколько азартны были архитекторы в этом проекте. На мраморной лестнице - грифон и дракон работы московских камнерезов (лучшие в стране), на стенах - разноцветный мрамор и арабески как в Новом Эрмитаже, над лестницей - световой фонарь с лучшими в Европе, рижскими, витражами, а арку поддерживают атланты портретного сходства с обоими мужьями Варвары.
Площадка на втором этаже как будто совсем из другого времени, страны, дома. Галерея, колонны, скульптуры, кованные перила, живописные пейзажи, бронзовые люстры, лицеприятные зеркала, позолота, витражи, световой фонарь, лепнина и роспись, роспись и лепнина.... тот случай когда глаза разбегаются.
Третий этаж - это анфилада парадных залов. Один их них - готическая столовая, которая даже после предыдущего интерьера потрясает. Во-первых это снова что-то совершенно иное, смена картинки настолько разительна, что невероятна. Во-вторых, зал изобилен декором даже сейчас, в отсутствии предметов роскоши, которые украшали его при хозяевах. А в-третьих, этот зал дополнял серебряный сервиз работы фирмы Фаберже стоимостью 125 000 рублей (еще помните, сколько стоил весь дом?).
Сервиз размещался на полках резного орехового буфета и центральном столе (утрачен) и был выполнен по индивидуальному заказу Варвары Кельх в московском отделении Фаберже. Варвара Петровна была большой поклонницей этого ювелира. Она собрала богатейшую коллекцию работ Фаберже, уступавшую только той, что принадлежала царской семье. Как и императрица, каждую пасху на протяжении семи лет Варвара получала своё уникальное пасхальное яйцо, которое дарила себе сама.
Почти сразу после завершения строительных работ в 1904-м в семье произошел разлад. Варвара Петровна сняла со счетов деньги и, прихватив также семь яиц Фаберже, уехала в Париж, оставив особняк мужу и дочери. Со следующего года добыча золота на приисках Кельхов, а, значит, и доходы семьи начали резко сокращаться. Варвара же безбедно прожила в Париже до 1959 года благодаря продаже предметов Фаберже. Два яйца из её коллекции вернулись в Россию и сейчас выставлены в музее Фаберже. Об этом музее и его истории в статье.
Все окна в этом зале заполнены витражами. Помимо того, что они изготавливались на фабрике Эрнста Тоде в Риге, тогда лучшей в Европе, интересно и их наполнение. В рисунок вплетены инициалы Кельхов, а все человеческие фигуры имеют портретное сходство с хозяевами. Один витраж встроен в буфет и имеет внутреннюю подсветку, такой лайтбокс своего времени.
В этом зале, да и в остальных тоже, нельзя просто взять и идти по полу. Там сохранились потрясающие паркеты, которые точно достойны отдельного рассказа. Я, к сожалению, могу лишь отдельно показать подборку их фото. Древесина в некоторых настолько экзотична, что напоминает шкуру животных.
В анфиладе парадных залов представлены кабинет хозяина и бильярдная, значение которых не очевидно без предметов мебели (их утратили в советское время). Залы все еще имеют признаки былой роскоши и потрясающий вид из окна на готическую беседку и хозяйственный корпус.
Все парадные залы украшены выдающимися каминами, которые тогда уже являлись элементами декора и не выполняли никаких практических функций. На дом не жалели финансов и использовали все последние достижения для создания достойного качества жизни: центральная система отопления, лифты для подачи блюд, электричество. Камин в танцевальном зале называется "Пробуждение весны" и подтверждает всё вышесказанное. Он состоит из скульптурной группы и подсветки, имитирующей огонь. Интересно, что создателем этого изящного камина была первая в истории России профессиональная скульптор - Мария Львовна Диллон.
Помимо камина в танцевальном зале множество декора, ведь выполнен он в стиле французского рококо. И снова и снова лепнина, позолота, зеркала, паркеты и маски с лицами хозяев дома.
Сегодня интерьеры особняка Кельха, признанного объектом культурного наследия федерального значения, находятся в превосходном состоянии, но побывать внутри здания и осмотреть их не так просто.
После революции здание национализировали, в нем открылась Школа экранного искусства. Во время войны дом потерял один из трех своих прекрасных эркеров, восстанавливать его не стали. Помещения особняка занимали райком КПСС Дзержинского района, затем — офис ЮНЕСКО. В 1998 году особняк был передан Санкт-Петербургскому государственному университету.
Через год в нем открылся Дом юриста, организованный Юридическим факультетом университета и Ассоциацией юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дом является представительской площадкой и закрыт для посещений, но редкие экскурсии в нем все же организуют.
А благодаря своим потрясающим интерьерам и фотогеничности особняк имеет большую фильмографию. Российские и иностранные киношники здесь часто "селят" западноевропейских вельмож, членов императорских династий или даже массонов! Встречали уже эти интерьеры в кино?