Найти тему

Дом, где нашли самый большой клад в истории России: особняк князей Трубецких и некнязей Нарышкиных.

История этого дома началась ещё в 18 веке, но и сейчас здесь можно, как какой-нибудь граф(иня) подняться по беломраморной лестнице, пройти через потайную дверь ротонды в парадный зал и сделать селфи в оригинальном зеркале 19 века!

Особняк Трубецких-Нарышкиных
Особняк Трубецких-Нарышкиных

В 18 веке эта часть города, её называли литейной, была очень престижна по природным причинам: во время наводнений она не затапливалась. Поэтому участки для постройки дворцов и особняков здесь были востребованы членами императорской семьи и, конечно, приближенными и знатью.

Первый дом на месте дворца Трубецких-Нарышкиных по ул. Чайковского 29, тогда Сергиевской улицы, был построен для прадеда А. С. Пушкина, «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала. Несмотря на более поздние реконструкции и расширения, здание сохранило следы архитектурного проекта тех времен.

В 1855 году дворец был приобретен князем Петром Трубецким и по его заказу частично перестроен именитым архитектором Гаральдом Боссе. Известный как архитектор удобных интерьеров, при создании своих проектов он всегда выбирал, как сейчас сказали бы, эргономику, чтобы дом максимально отвечал нуждам хозяев, а не общепринятые нормы внешнего вида и застройки. Так дворец стал асимметричным в плане и получил сад.

Вестибюль дворца напоминает итальянский двор.
Вестибюль дворца напоминает итальянский двор.

Свои презентационные функции дворец выполнял на все 100%. Супруга хозяина - Елизавета Эсперовна Трубецкая (урождённая княжна Белосельская-Белозерская) была известной светской дамой и мечтала организовать в своём доме политический салон. Такой, где обсуждали или даже принимали главные решения страны. Для этого каждый четверг дом изобильно украшался и открывался для важных посетителей. К сожалению, современники в последствии назовут эти приемы "салон политических сплетен".

Ниже застройки вокруг, двухэтажный, без особых изысков на фасаде, особняк, вызывает диссонанс сразу при входе: в вестибюле беломраморная лестница, балюстрада балкона и роспись на стенах создают ощущение итальянского людного двора.

Гости поднимались по лестнице и через ротонду проходили в парадные залы. Ротонда - дань моде середины 19 века на исторические интерьеры. Ходили легенды, что в этой ротонде пропадали люди...просто позже, при следующем хозяине Василии Нарышкине, в ротонде были организованы потайные двери. Не только дань моде, но и удобству: пройдя в дверь, гость мог сразу попасть на аудиенцию, а хозяин мог незаметно удалиться в свои покои.

Ротонда
Ротонда

Но времена Трубецких все проходило по классическому сценарию, без пропадания в потайных дверях, и гости всегда оказывались в золотой гостиной. Где их через время встречала хозяйка дома - княжна Елизавета Эсперовна, которая всегда оставляла гостям время познакомиться и осмотреться (не пунктуальная была дама то есть). Зал богато украшен в любимом княгиней стиле рококо: на стенах золотой штоф, на потолке - живописный плафон, в падугах - барельефы на тему "Отдых Геракла" и "Рождение Афродиты". Последний был явным признаком самолюбования - именно с Афродитой современники сравнивали красивую и утонченную хозяйку дома.

В идеально скроенных под проемы дверей платьях, Елизавета Эсперовна приглашала гостей пройти вместе с ней в зеркальную гостиную - самый большой зал дворца. Во истину торжественный зал украшен расписным плафоном руки итальянского мастера, зеркалами в резных золотых рамах, утонченным рисунком паркета, а почти белый оттенок стен был подобран архитектором Гаральдом Боссе специально, чтобы подчеркнуть тон кожи хозяйки.

Следующим владельцем дворца в 1874 году стал Василий Львович Нарышкин. Новый хозяин - это всегда перемены, поэтому дом постигла реконструкция. Провел её архитектор Роберт Гедике – ученик Гаральда Боссе, а к этому времени уже зрелый профессионал. Ученик очень уважал своего учителя, поэтому многое, включая парадные залы, осталось нетронутым. Гедике внёс изменения в жилые покои хозяев, создал музей и домашний театр Нарышкиных. Для этого пришлось пожертвовать садом, в напоминание о нём остались 3 дерева на Друксеникском переулке.

Домашние театры вошли в моду в аристократических кругах во второй половине 19 века. Все знают про домашний театр в Юсуповском дворце, но до наших дней такие театры сохранились также музее-усадьбе Державина, во дворце Белосельских-Белозерских, в Шереметевском дворце (Фонтанный дом) и в особняке Трубецких-Нарышкиных.

Музей последнего хозяина дворца, Василия Львовича Нарышкина, был организован в бильярдной: по периметру стояли стеллажи с предметами искусства. Кроме того, Василий Львович коллекционировал французскую живопись 17 века, которую он презентовал Александру III. Сейчас предметы из этой коллекции мы можем наблюдать в ведущих музеях страны.

Кабинет Василия Нарышкина открыт для посещения, украшен камином из редкого, вишневого, мрамора. Но самое интересное в нем - это вид из окна. Оттуда видны окна дворового флигеля, где был найден самый большой в отечественной истории клад!

Кабинет Василия Нарышкина
Кабинет Василия Нарышкина

27 марта 2012 года в ходе реставрации в бывшей коммунальной квартире рабочие обнаружили потайное помещение между этажами. Его высота составляла около 2 метров, а площадь – порядка 6 квадратных метров. А внутри скрывалась обширная коллекция ценностей, оставленная семьей Нарышкиных. Покидая страну после революции, Нарышкины оставили в тайнике столовое серебро, ювелирные изделия, медали, часы.

Всего было найдено более 2000 предметов. Среди них — работы Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Фализ и других лучших ювелиров России и Европы. Многие вещи отмечены семейным гербом хозяев. Завернутые в газеты 1917 года, они пролежали в целости и сохранности почти сто лет.

Эксперты оценили стоимость клада Нарышкиных в 4 млн евро – это самая ценная находка такого рода, которая случалась в Петербурге. Самыми дорогими вещами клада оказалась пара канделябров. Сейчас они стоят 2,2 млн руб. Это штучные изделия, вес которых около 15 кг. Самой дешевой вещью стала расческа без нескольких зубьев, ее оценили в 500 руб.

Сегодня часть предметов находится на реставрации, другие переданы в экспозицию государственного музея ГМЗ "Царское Село".

Расписной потолок в музее Василия Нарышкина
Расписной потолок в музее Василия Нарышкина

Для меня история этого дома - пример того, как стоит обращаться с памятниками архитектуры, на которые у государства не хватило ресурсов. Частный инвестор выкупил все площади особняка, в котором до 2000х годов были коммунальные квартиры, восстановил великолепные парадные интерьеры и открыл особняк для интерьерных экскурсий и аренды. Такое коммерческое использование архитектурного наследия Санкт-Петербурга, на мой взгляд, способствует его сохранению и популяризации.

Популяризации способствуют и люди, которые ей непосредственно занимаются. Например, попасть в этот дворец удалось благодаря Ольге, которая проводит экскурсии по закрытым дворцам и помимо описания интерьеров дает очень много исторической информации о локации и хозяевах.

Это был пятый дворец в рамках изучения дворцов Петербурга #незиминийдворец На следующей неделе посетим еще один неочевидный брильянт и тоже, с проводником по закрытым дворцам Ольгой.

В первый день зимы, как и всегда, призываю вас наслаждаться Петербургом!

Ваш гид по Петербургу,
Анастасия Боброва

Ваш гид в Санкт-Петербурге - Анастасия Боброва

#особняк #дворец #санкт-петербург #петербург #гидпоспб #экскурсия #нарышкины #аристократы #трубецкие #историяроссии