Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Окна в вечность. Икона. 1ч

Самодержавная икона яко Орля Крылья
Самодержавная икона яко Орля Крылья

Иконопись или также иконописание, изография — вид христианской церковной живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.
Такие произведения заменяли красками письменное слово, подобно тому, как готический собор переводил на визуальный язык схоластику и тайны алхимии.

По той же схеме пока еще преимущественно безграмотный рабочий люд молодого СССР постигал азы трудовой и революционной этики посредством плаката. По тому же принципу всякий малый ребенок познает этот мир, прежде всего, через картинку с минимумом подписей – букварь, комикс или книжку-раскладушку.

-2

В самом что ни на есть бытовом смысле тот же формат наиболее действенный в восприятии рекламы или опознавательных знаков. Когда нам нужно что-то быстро увидеть, усвоить и запомнить, для этого требуется максимально понятное изображение с короткой, емкой подписью.

Да и самое первое послание – от человека миру, другому человеку или самому себе – это настенный рисунок. Одновременно изобразительное искусство, и информация. И метод самоидентификации «Это я!» и способ передачи мысли «Я здесь».

-3

Но довольно отвлеченных умозаключений, обратимся к истории и фактам. С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.

На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь. Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность. Непонимание символической сущности икон провело в VIII — начале IX века к спору об иконопочитании. Иконоборцы осуждали почитание икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонством.

Иконопочитатели восстановили древнее понимание сути образа, когда:
Согласно Иоанну Дамаскину «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». Есть в этом, казалось бы, основанном исключительно на глубокой вере, высказывании, нечто потрясающе научное! Ученые, например, физики, могут не видеть квант, электричество или газ, но они прекрасно знают, что они есть. Астрономы никогда не увидят воочию звезду или любое небесное тело, мысленно уводящие нас в неизмеримые человеком дали, но они знают, что эти объекты в космосе есть. Так и через иконы для нас потихоньку просвечивают божественные откровения. Так, почитание икон было закреплено догматом (непреложной истиной) Седьмого Вселенского собора 787 года.

…Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери. Его почитают как покровителя художников.

Святой Лука
Святой Лука

Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта. Под влияние Византии попала и культура Италии, в первую очередь Венеции.
Самые ранние иконы VI—VII веков, «Христос Пантократор (Вседержитель)»,

Христос Пантократор (Вседержитель)
Христос Пантократор (Вседержитель)

«Апостол Пётр», «Богоматерь с младенцем», сохранили античную технику энкаустику (связующим веществом красок был воск). Это роднит их с шедеврами египетско-эллинистического искусства - фаюмскими портретами. -+От них же христианские образы унаследовали большие глаза с печатью отрешенности и золотой фон.

Фаюмский портрет многое роднит с иконой
Фаюмский портрет многое роднит с иконой

Постепенно традиция перерабатывается и приспосабливается к христианскому учению. Античный натурализм исчезает, изображение становится более условным, лица сменяют лики. Используется обратная перспектива, то есть точка схода располагается не в глубине изображения, а в стоящем перед иконой человеке, и вневременное изображение.

Богоматерь Панахранта
Богоматерь Панахранта

Отсутствует источник света (светоносна вся икона) и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Все эти особенности изображения призваны были отделить «горний» (небесный) мир от «дальнего» (земного). Для этого также в иконописи запрещалось писать Богоматерь, Христа и других святых с живых людей или по воображению художника, а только в соответствии с иконописным каноном.

Продолжение следует