Как вы уже знаете, 21 сентября власти ради остановки роста розничных цен на топливо пошли на довольно кардинальные меры и ввели серьезные ограничения на его экспорт.
Благодаря этому, оптовые цены на бензин и дизель на Санкт-Петербургской бирже, действительно, значительно скорректировались, но этого снижения все равно не достаточно для того, чтобы оно было ощутимым и на АЗС страны.
Поэтому правительство находится в активном поиске новых мер, которые помогли бы снизить цены, тем более, что президент поставил такую задачу.
И вот, 4 октября топливный вице-премьер Александр Новак провел совещание с представителями нефтяных компаний, где традиционно обсуждались вопросы стабилизации топливного рынка в России.
И выяснилась интересная деталь. Как оказалось, из-за запрета на экспорт, топливо становится просто негде хранить, поскольку компании не обеспечены таким количеством необходимых емкостей. И если этот запрет будет действовать дальше, это приведет не к снижению цен, а к сокращению производства.
И представители нефтяных компаний поставили г-на Новака перед этим фактом. Он сразу не принял решение, но теперь в правительстве стали обсуждать уже не запрет на экспорт, а частичное снятие этого запрета. В частности, Минэнерго уже поручено подготовить критерии "либерализации" введенного запрета.
По данным источников СМИ, предполагается, что могут разрешить частичный экспорт дизеля по трубопроводам, потому как именно с его хранением наблюдается самая критическая ситуация. Скорее всего, экспортеры получат квоты, согласно которым смогут частично возобновить экспорт.
Возобновление экспорта бензина менее вероятно, но и ранее его экспортировали в очень небольших, в сравнении с дизелем, объемах.
Речь идет о поставках по нефтепроводам «Транснефти» «Север» и «Юг», которые обеспечивают три четверти экспорта дизтоплива из России.
Суть обсуждения данного вопроса сейчас сводится к тому, как возобновить частичный экспорт, чтобы снизившиеся оптовые цены не выросли обратно. В частности, предлагается осуществить это одновременно с обратными изменениями механизмов топливного демпфера в сторону увеличения компенсаций для АЗС.
О чем говорит вся эта ситуация? Примерно о том же, о чем и эта совершенно неуместная корректировка демпфера в сторону двухкратного уменьшения с сентября, которая во многом и привела к скачку цен. А именно: сначала сделали, а потом начали думать.
Всего 2 недели назад был введен запрет на экспорт нефтепродуктов, и уже выяснилось, что имеющаяся инфраструктура не позволяет обеспечить выполнение этого запрета без вреда для нефтяных компаний. А сразу нельзя было это предусмотреть?
Создается устойчивое впечатление, что все эти меры принимаются очень необдуманно, несистемно, аврально, по принципу "сначала запретим, а там посмотрим, что будет". Отвечающие за это чиновники сами не особо понимают, что делают.
К слову, нечто похожее наблюдается и с мерами по сдерживанию девальвации рубля.
А оба эти фактора - и рост цен на топливо, и девальвация, оказывают очень сильное влияние на разгон инфляции. Поэтому хотелось бы, конечно, каких-то более грамотных, продуманных и главное - эффективных мер, а не вот это все.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!