Найти тему
49 подписчиков

Все, что вы видите во мне, это не мое, это ваше. Мое — это то, что я вижу в вас.

Я не случайно вынесла в заглавие эту цитату Ремарка. Вам наверняка случалось сталкиваться с тем, что в народе называют "В чужом глазу пылинку видит, в своем — бревна не замечает". То есть человек обвиняет вас в том, в чем сам виноват еще больше. Например, вы выгуливаете собаку и не всегда вспоминаете взять из дома пакетик для ее жизненных отходов. А ваш сосед критикует вас за это, кидая под ноги пачку из-под сигарет. Почему такое происходит?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Причин может быть несколько.

Проекция

Это механизм психологической защиты и когнитивное искажение, которые заставляют человека невольно переносить собственные мотивы, чувства, желания и черты характера на собеседника. Проекция проявляется, когда человек видит в других те качества, которые присущи ему самому, но он не желает признавать их в себе.

Читайте также: Что такое когнитивные искажения и как они влияют на нашу жизнь

Например, человек, склонный к агрессии, считает, что весь мир настроен против него. Или если человек неуверен в себе, он начинает ревновать и контролировать партнера, объясняя это тем, что тот ненадежен.

Проекция может действовать и наоборот, тогда человек будет склонен бессознательно полагать, что другие люди разделяют те же, что и субъект, мысли, верования, ценности и позиции.

Чтение мыслей

Это когнитивное искажение, которое заставляет человека думать, что остальным очевидны его чувства, желания, мотивация и т.п, как будто мир населен телепатами.

В результате, например, девушка обижается, что молодой человек не купил по дороге домой ей мороженое, ведь он должен был догадаться, что после трудного рабочего дня ей захочется утешиться сладким.

Пристрастное внимание к признакам социального неприятия и невнимание к признакам общественного признания

Я не случайно вынесла в заглавие эту цитату Ремарка. Вам наверняка случалось сталкиваться с тем, что в народе называют "В чужом глазу пылинку видит, в своем — бревна не замечает".-2

Это еще одно когнитивное искажение, которое заставляет вас чураться людей. Вам кажется, что им с вами скучно, что вы зря грузите всех, и любую ситуацию вы толкуете в пользу своего негативного мнения. Например, человек поддался зеркальному синдрому и зевнул вслед за кем-то стоящим рядом, а вы уже думаете, что это он демонстрирует, какой вы скучный собеседник.

При этом искажении все позитивные сигналы, например, что открытая поза собеседника и то, что он подсел поближе к вам, игнорируются.

Читайте также: Практики для самоуважения: упражнения на повышение самооценки

Стереотипизация

Это когнитивное искажение мы наблюдаем каждый день, не всегда ловя себя на том, что оно владеет и нами. Помните, как сатирик Михаил Задорнов говорил про американцев: "Ну тупыыые!". Это типичный пример стереотипизации. Каждый из нас может назвать несколько десятков умных и интересных американцев: Стив Джобс, Илон Маск, Стивен Хокинг и др. Но при этом мы продолжаем в массе считать жителей США недалекими, и именно об этом думаем при встрече с одним из них. А потом удивляемся, когда нас спрашивают, где наш медведь и балалайка.

Я могла бы назвать еще много причин, почему человек приписывает вам некие свои качества и мотивы. Тут и наивный цинизм, и фундаментальная ошибка атрибуции, и проклятие знания, и много чего еще. Но давайте лучше порассуждаем, как избавиться от этого наваждения.

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников

Что с этим делать?

Существенная часть когнитивных искажений связана с нашей теневой стороной, то есть с тем, что мы не принимаем в себе. В этом случае, чтобы избавиться от наваждения, стоит задать себе вопросы:

1. Какую пользу я извлекаю из того, что вижу недостатки в другом человеке?

2. Почему я испытываю негативные чувства к этому человеку? Какую пользу это приносит мне?

3. Как мне избавиться от того негативного, что я вижу в человеке, и как мне взять то хорошее, что я вижу в нем?

4. Почему я обращаю внимание именно на эти черты характера?

5. Есть ли у меня вторичная выгода в том, что я вижу негативные черты в этом человеке?

6. Какую способность я могу развить, если буду стараться смотреть объективно?

Такой разговор с собой помогает разобраться, насколько ваше мнение о других людях честно и объективно, и не кроется ли тут какое-то искажение. А вообще есть такая прекрасная мудрость: если хочешь понять человека, пройди его путь в его обуви.