Обычно я как-то, стесняюсь, что ли, разбирать на канале какие-то отдельные сцены - это как будто что-то такое, не сильно масштабное и не требующее большой работы. Но в этом случае просто не могу удержаться.
Потому что, ну, правда, это довольно редко бывает, когда смотришь эпизод длительностью примерно полминуты, потом ставишь на паузу и думаешь: "Так, стоп, почему это настолько круто снято?" Ну и потом раз тридцать пересматриваешь, вникая в детали.
Так что давайте вместе разберём буквально по кадрам, что нам показали и почему это настолько хорошо работает. Краткая предыстория для тех, кто не смотрел: Фрирен - древняя волшебница-эльфийка, у которой совершенно другое восприятие времени, типа, упустила метеоритный дождь раз в столетие - ну и ничего страшного, сто лет быстро пролетят, вернусь и посмотрю. Ну и, соответственно, она, как и все местные эльфы, не очень понимает скоротечность людской жизни и то, насколько для людей важен сегодняшний день, сегодняшние эмоции и чувства (даже её имя переводится как "холодная"). Ну а Химмель - просто обычный человек, который к этому моменту уже больше двадцати лет как умер.
Итак, четырнадцатая серия, Фрирен теряет кольцо, которое когда-то подарил ей Химмель, и пытается его найти. Она понятия не имеет, что за традиция у людей связана с дарением кольца, и только от своей спутницы Ферн узнаёт, что на кольце были выгравированы белые лотосы, символ вечной любви. Впрочем, она всё равно говорит, что это ничего не значит, и вряд ли Химмель об этом вообще задумывался.
Но обратите внимание на вот этот кадр. Лицо Фрирен находится в правой части кадра, и но смотрит ещё дальше вправо. И это очень простой способ языком кино показать, что мыслями она вообще не здесь, а где-то в другом месте, "за кадром".
От одного из спутников Фрирен получает заклинание поиска потерянной вещи, и взлетает, чтобы его сколдовать. Кстати, обратите внимание на то, как персонаж расположен в кадре, когда его волнует то, что происходит здесь и сейчас - она смотрит не наружу, а внутрь кадра.
Тёмная ночь сменяется на очень тёплые и яркие воспоминания о моменте, когда Химмель в благодарность за помощь в борьбе с владыкой демонов привёл Фрирен на один из местных рынков и предложил ей выбрать украшение. Фрирен, как обычно, не понимает ценности этого поступка и, практически, выбирает первое попавшееся симпатичное колечко, что немного разочаровывает Химмеля.
Но Химмель замечает рисунок на кольце (напомню - символ вечной любви), улыбается и, видимо, мечтательно закрывает глаза, держа в руках кольцо.
В настоящем времени заклинание поиска срабатывает, но смысл сцены не только в этом. Вспышка отражается в глазах Фрирен, символизируя озарение - до Фрирен наконец-то доходит, что Химмель прекрасно понимал значение этого символа.
Мы снова возвращаемся в воспоминание, и, боже, этот кадр. На заднем плане - часы, то есть, между персонажами буквально встаёт время. Но они идут прямо к нему, Фрирен впереди, как эльфийка, которой время не страшно, а Химмель чуть сзади, как человек, пытающийся отсрочить неизбежный уход.
В один момент Химмель бросается вперёд, догоняя Фрирен и становясь перед ней на колено. Но кадр построен так, что Химмель двигается в нём сверху вниз, из обычного положения в нижний правый угол - так снимают, когда персонаж, например, ловит пулю и падает, умирая.
Развевающийся плащ Химмеля шевелит волосы ничего не понимающей Фрирен. И эта мелочь, на самом деле, очень важна - движение символизирует жизнь, вот эту яркую и суетливую человеческую жизнь, полную попыток вобрать в себя все впечатления от своего краткого пребывания в этом мире. И именно это движение в кадре показывает, насколько Химмель за краткое по эльфийским меркам путешествие повлиял на Фрирен.
Химмель надевает Фрирен кольцо - на безымянный палец левой руки, как надевают обручальные кольца в Европе и Японии. И, кстати, вы знали, что в средневековье в качестве обручальных использовались "гиммель-кольца"? Это специальное кольцо, которое может разделяться на несколько соединённых колец между собой, что символизирует объединение двух людей в одно целое, нерушимость семьи и прочие такие вещи. Само имя "Химмель" переводится как "небеса", но что-то мне подсказывает, что в нём всё-таки есть отсылка на гиммель-кольца, как считаете?
И снова - неумолимое время разделяет их ещё сильнее.
Если будете пересматривать, то обратите внимание, насколько по-разному у Химмеля и Фрирен изображается движение. Погода-то стоит безветренная, но плащ Химмеля быстро успокаивается, тогда как платье Фрирен ещё продолжает колыхаться. То же самое происходит и с их волосами - это показывают буквально пару секунд, но всё равно заметно, что волосы Химмеля быстро прекращают движение, тогда как волосы Фрирен продолжают активно развиваться.
Бессмертная эльфийка и втайне влюблённый в неё человек перед лицом неумолимого времени. И, опять-таки, посмотрите, как построена эта сцена. Да, сюжетно Химмель только что надел кольцо на палец Фрирен, но композиционно всё выстроено совершенно иначе - нам даже кольцо толком не показывают, хотя это, вроде как, было бы логично. Но композиционно всё построено как сцена прощания - застывающий и уже закрывший глаза Химмель (от прошлого описанного эпизода эта сцена отличается отсутствием движения - Химмель в этот раз не шевелится и ничего не говорит), который принимает свою судьбу с улыбкой на губах, и будто тянущаяся к нему в последний раз Фрирен.
И завершается сцена общим планом со звоном колокола. По кому он звонит, думаю, уточнять не надо.
Сильнейшая история, рассказанная практически без слов, только с помощью визуального и чуть-чуть звукового символизма. И всё это богатство укладывается в сорок секунд экранного времени, не растягиваясь на какие-то ненужные вещи. Но гениально же, другого слова и не подберёшь.