(Откровение 3:14-22)
Как бы мне хотелось, чтобы церковь была совершенной, а вам? С божественной стороны, так оно и есть: божественный замысел для церкви не может быть несовершенным. Однако, со стороны человеческой, в церкви полно проблем - потому что она состоит из людей, а у людей всегда проблемы. Этот факт некоторых смущает, и они пытаются скрыть несовершенства церкви. А некоторых это беспокоит до такой степени, что они уходят из церкви.
Господь всегда прямо говорил о недостатках церкви. Изучая письма к семи церквам, мы видели, что Иисус без колебаний указал, что общины Его церкви вполне могут утратить любовь к Богу (2:4), жить неправедной жизнью (2:14, 15, 20) и даже лицемерить (3:1, 2).
Читать эти письма к семи церквам - все равно, что прийти в гости, не предупредив хозяйку о своем визите. Скорей всего, вы найдете дом таким, каким он бывает обычно, а не таким, каким бы хозяйке хотелось представить его гостям: кипы журналов, разбросанные игрушки, валяющаяся везде одежда, тарелки с остатками еды, скопившаяся по углам пыль - и это только в зале!
Мы должны понимать, что, хотя Господь не одобрял грех в разных общинах и требовал от них покаяться, Он все равно любил их. Нигде это не проявляется так ярко, как в письме к лаодикийской церкви. Иисус не мог сказать ничего хорошего о членах этой общины, но Он все равно любил их (3:19). Так же и мы с вами должны любить церковь со всеми ее несовершенствами. Если мы не научимся любить церковь с ее изъянами, мы никогда не полюбим ее - потому что недостатки у нее всегда были и всегда будут.
ОСМОТР
“И ангелу Лаодикийской церкви напиши — так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, Начало создания Божьего: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” (Отк. 3:14-17).
В нашем предыдущем уроке мы приступили к изучению письма лаодикийской церкви. Мы начали с того, что отметили три особенности жителей этого города. (1) Состоятельные. Лаодикия была, по всей видимости, самым богатым городом Асии. (2) Здоровые. Расположенный неподалеку медицинский центр делал знаменитую целебную глазную мазь. (3) Хорошо одетые. Лаодикия была центром моды, специализировавшимся на туниках и другой одежде, изготовленной из высококачественной черной шерсти. Позицию граждан можно кратко выразить такими словами: “Мы ни в чем не нуждаемся. Мы самодостаточны!”
Мы читали, что Иисус назвал Себя “Аминь, свидетель верный и истинный” (ст. 14) - Тот, кто видел вещи такими, какими они были на самом деле, и Тот, чьей оценке можно доверять. Какой была Его оценка христиан из Лаодикии? Иисус сказал, что они “ни холодны, ни горячи”, а “теплы” (ст. 15, 16) - состояние, которое вызывало у Него тошноту! Он сказал, что лучше бы они были “холодны” (совсем вышли) или “горячи” (совсем вошли), но не теплы (ст. 15).
Однажды два мальчика играли с маленькой красной тележкой. Один возил другого, но сидевший в тележке свесил ноги, так что они волоклись по земле. Наконец, тот мальчик, что вез тележку, остановился и сказал пассажиру: “Или совсем заберись внутрь, или выйди, но перестань волочить ноги, потому что так мне очень тяжело!”
Было высказано предположение, что Иисус хотел видеть лаодикийских христиан лучше холодными, чем теплыми, потому что (1) быть холодным честнее, (2) легче изменить холодного, чем теплого, и (3) холодные не причиняют церкви столько вреда, сколько теплые.
Затем мы отметили, что церковь в Лаодикии впитала в себя жизненную позицию города. В стихе 11 сказано: “Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»”.
Они считали равнодушие добродетелью! Люди могут изматывать себя в тяжких трудах - и другие находят это похвальным; зрители могут волноваться на спортивных состязаниях - и их называют “болельщиками”, “фанатами”, но многие считают дурным вкусом быть чрезмерно увлеченным религией.
Кто-то назвал состояние такой духовной прохлады “троянским конем” в церкви. Выражение “троянский конь” пришло к нам из греко-троянской войны, когда греки окружили Трою, расположенную на северо-западе Малой Азии. Ситуация зашла в тупик, и тогда у Одиссея возникла идея предложить троянцам в качестве дара огромного деревянного коня. Кассандра, дочь царя Трои, умоляла отвергнуть этот дар: “Я боюсь данайцев, даже когда они приносят дары”. На совет Кассандры не обратили внимания и завезли подаренного коня в город. Той же ночью из коня вылезли греческие воины, открыли городские ворота и впустили греческую армию. Троянцы были побеждены, а город уничтожен. Эта война стала темой классических эпических произведений Гомера Илиада и Одиссея. Изобилующие греческой мифологией, они все же явно основаны на реальных исторических событиях, имевших место в XII веке до н.э.
“Тепловатость” называют “троянским конем” потому, что мы терпимо относимся к ней. Она не кажется опасной, потому что активно не противостоит делу Господа и даже притворяется другом. Однако мы должны знать, что такая “тепловатость” может открыть двери ордам сатаны. Она может привести к гибели церкви. Она вызывала у Иисуса тошноту, и нас от нее тоже должно тошнить! От такой “тепловатости” лаодикийцы были “несчастны и жалки, и нищи и слепы и наги” (ст. 17).
НАЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВА
Духовное состояние лаодикийской церкви было серьезным, но не безнадежным. Иисус сказал:
“Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть” (Отк. 3:18).
Вместо того, чтобы уповать на физическое богатство, им следовало искать истинные сокровища, которые может дать только Господь: “золото, огнем очищенное” (см. 1 Пет. 1:1), которое сделало бы их духовно богатыми. В нагорной проповеди Иисус сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут” (Мф. 6:19, 20; см. также Мф. 19:21).
Читатели Иисуса думали, что им достаточно красивых черных одеяний, но на самом деле им нужно было облечься в “белые одежды”, чтобы прикрыть срам их духовной наготы. Символика белых (или чистых) одежд в книге Откровение подчеркивает два момента. (1) “Облеченные в белые одежды” (7:13) - это те, которые “убелили одежды свои Кровию Агнца” (7:14). Чтобы облечься в белые одежды, христиане из Лаодикии должны уповать на Иисуса, а не на самих себя. (2) В 19:8 невеста Христа изображена одетой в “виссон чистый и светлый”, и нам говорится, что “виссон же есть праведность святых”. Если лаодикийские христиане хотят облечься в белые одежды, они должны начать жить так, как подобает Божьим детям.
Вместо того, чтобы полагаться на фригийский порошок для глаз, им следовало желать небесной “глазной мази”, чтобы помазать свои глаза и увидеть жизнь такой, какой она была в действительности. Им нужно было увидеть все иначе, а это может прийти только через изучение Божьего Слова и послушание Его воле.
Обратите внимание на слово “купить” в наставлении Иисуса в стихе 18: “Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное... и белую одежду... и глазную мазь”). Мы не можем купить в буквальном смысле (или заработать) те духовные вещи, которые называет Иисус (см. Рим. 4:1-5; Еф. 2:8, 9 и др.), но все же они чего-то стоят, и мы должны за них заплатить. Лаодикийцам нужно было отказаться от своего безразличия, своего духа самодостаточности и своей гордости!
Затем Иисус подчеркнул, что им нужно изменить свое отношение и разжечь свой энтузиазм: “Будь ревностен и покайся!” (ст. 19)! Слово “ревностен” происходит от того слова, которое в стихе 15 и 16 переведено как “горяч”. Господь предпочитает теплому состоянию холод (3:15), но чего Он действительно хочет, так это чтобы Его народ горел! И теплый христианин, и холодный неверующий одинаково погибнут, но только пламенное дитя Божье может обрести благословение!
ПРИЧИНА
Такие бичующие слова Иисуса могли заставить членов лаодикийской церкви подумать, что Он ненавидит их. Поэтому Он торопится добавить:
“Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся” (Отк. 3:19).
Некоторые отождествляют обличение и наказание с враждебностью, но Божье наказание является проявлением любви. Автор Послания к евреям отмечает: “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр. 12:6). Видеть в другом недостаток, угрожающий его душе, и хранить молчание - значит проявлять не любовь, а ее отсутствие.
Иисус демонстрирует Свою любовь к лаодикийским христианам тем, что высказывает им одно из самых волнующих обещаний в Писании:
“Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Отк. 3:20).
Эти слова, должно быть, поразили лаодикийцев, потому что Иисус раскрыл им глаза на то, что они выбросили Его из своих сердец и своей жизни. Вероятно, они даже не осознавали того, что сделали. Такое может произойти с любым из нас - особенно, если мы начинаем удовлетворяться своей преданностью Господу.
В то же время слова Иисуса должны были ободрить лаодикийцев, потому что Он уверил их в том, что снова хочет близких взаимоотношений с ними. В те дни (как, в общем, и сегодня), совместная трапеза означала дружеские отношения. Письмо Иисуса давало понять, что общение можно восстановить, если эти христиане возвратятся к Нему и Его пути.
Как бы сильно Иисус ни хотел этого, Он не стал насильно врываться в их жизнь. Он не станет ломиться в двери ничьих сердец. Он терпеливо ждал за дверью, стараясь привлечь их внимание и прося разрешения войти. Решение было за ними.
Самое известное изображение Христа у двери - картина Холмана Ханта “Светоч мира”. На картине Иисус стоит перед дверью с фонарем в руке. Дверь заперта уже так давно, что ее всю затянул плющ. И все же Иисус продолжает терпеливо стучать. Рассказывают, что по завершении картины м-р Хант показал ее другу. Друг изучил картину и затем сказал: “Но картина не закончена. Ты забыл нарисовать на двери щеколду”. М-р Хант ответил: “Я так нарисовал специально. Видишь ли, дверь - это человеческое сердце, а сердце может открываться только изнутри”.
РЕЗУЛЬТАТ
Если церковь в Лаодикии преодолеет свою духовную бездеятельность, то впереди ее ждут удивительные благословения. Иисус сказал:
“Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его” (Отк. 3:21).
Сидеть с Иисусом на Его престоле - значит править вместе с Ним! Жившие в Лаодикии почитали за честь быть гражданами этого города, но насколько же выше будет честь править с Иисусом на Его престоле!
И снова Иисус заставляет нас отнести сказанное к себе:
“Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам” (Отк. 3:22).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подходя к концу нашего изучения семи писем, не могу представить себе лучшего завершения, чем слова Иисуса в 3:20-22. Это не только самая уместная концовка для письма к лаодикийской церкви, но и самое подходящее заключение для всех писем:
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам».
Приглашение и обещание Иисуса адресованы не к целой общине, а лично к каждому: “Если кто услышит голос Мой... Побеждающему...” Иисус протягивает руки каждому.
Он приглашает тех, кто никогда еще не впускал Его в свою жизнь. Он “хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2:4). Если вы верите в Него, можете креститься во Христа и, таким образом, облечься в Него (Гал. 3:26, 27). Вы станете Его частью, а Он будет частью вас!
Нельзя, однако, упускать из виду тот факт, что призыв Иисуса в Отк. 3:20 в первую очередь обращен к равнодушному чаду Божьему. Подобно лаодикийцам, мы, современные христиане, можем выдворить Христа из своей жизни, даже не осознавая этого. Не торопясь исследуйте вашу собственную жизнь: может, когда-то христианство больше волновало вас? Когда-то вы были ближе к Иисусу? В прошлом больше осознавали Его присутствие? Может, Иисус сейчас стоит и стучит у двери вашего сердца? Вполне может статься, что именно этим уроком Господь хочет привлечь ваше внимание. Если вы подостыли в своем служении, я молюсь, чтобы именно в этот день вы покаялись и вернулись к Нему (Деян. 8:22; Иак. 5:16; 1 Ин. 1:9).
Если вам нужно впустить Иисуса в ваше сердце, я бы очень хотел сделать это за вас. Мое сердце разрывается, когда я вижу, как мужчины и женщины еще колеблются, в то время как от смерти их отделяет один удар сердца. Конечно, я не могу вместо вас повиноваться Господу: только вы сами можете принять такое решение. Если вы еще не решились, я молюсь, чтобы вы сделали это - покаявшись в своих грехах и отдав Ему всю свою жизнь!