Найти тему
Исследование Писания

ОТКРОВЕНИЕ (ч.17): ЦЕРКОВЬ, КОТОРАЯ ПОЧИТАЛА СЕБЯ ДОСТИГШЕЙ, ч.1

(Откровение 3:14-17)

В семидесяти километрах к юго-востоку от Филадельфии лежат обширные руины Лаодикии. Город не подвергался раскопкам, и верхушки массивных арок и других сооружений выступают из каменистой почвы, как гигантские надгробия в скорбную память о гордом городе, который “почитал себя достигшим”. Из всех достопримечательностей, которые я повидал, путешествуя по Малой Азии, ничто так не тронуло меня, как запустение Лаодикии.

Данный урок посвящен последней из “семи церквей... в Асии” (1:4). Мы начали с Эфеса и прошли вдоль побережья к Пергаму. Посетив Фиатиру, расположенную в отдалении от берега, мы отправились на юг, в Лаодикию. Проделав из этого города путь приблизительно в сто тридцать километров на запад, мы прибудем обратно в Эфес, этим завершив наше круговое путешествие.

ОСОБЕННОСТИ

Три особенности Лаодикии имеют непосредственное отражение в действовавшей в этом городе церкви:

(1) Многие горожане были состоятельными. Лаодикия была одним из самых богатых торговых городов мира того времени. Ее стратегическое положение - вдоль самой важной трассы на восток - способствовало тому, что она стала финансовым центром с крупными банками. Ее называют “Уолл стрит Азии” и “городом миллионеров”.

Горожане считали, что в финансовом отношении они достигли большого успеха. Если бы кто-нибудь спросил их: “Чем можно помочь вам?” - то ответом было бы: “Мы ни в чем не имеем нужды” (см. 3:17). Когда в 60 г. Лаодикия была разрушена землетрясением, ее жители отвергли помощь Рима и отстроили город за свой счет.

(2) В основном они был здоровы. В двадцати километрах от города находился прославленный медицинский центр. Там делали фригийский порошок, целительную смесь для глаз. Этот порошок рассылался по всему миру.

Иераполь (Кол. 4:13) со своими всемирно известными горячими лечебными источниками был всего лишь в десяти километрах от города. Когда наша туристическая группа осматривала развалины Лаодикии, экскурсовод указал на гряду гор вдалеке, часть которой, казалось, была выкрашена белой краской. “Вон там, на вершине той гряды, Иераполь”, - сказал он. Подъехав, мы увидели, что белизна была результатом минеральных отложений от стекающей с утеса воды. На вершине гряды были сотни озер, привлекающих туристов точно так же, как и в библейские времена. Этот район уже давно является оздоровительным курортом.

(3) Большинство из них хорошо одевалось. На близлежащих холмах паслись черные овцы с необычайно тонкой шерстью. Из мягкой, шелковистой черной шерсти этих овец изготавливали очень дорогую одежду. На мировых рынках такая одежда стоила баснословно дорого, но жителям Лаодикии она продавалась по разумным ценам. Итак, перед нами следующие три особенности Лаодикии:

• Город богатый (банковское дело).

• Медицинский центр (специализация по лечению глаз).

• Производство одежды (черная шерсть).

ОБЩИНА

“И Ангелу [вестнику] лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия” (Отк. 3:14).

По всей видимости, община в Лаодикии образовалась во время пребывания Павла в Эфесе (Деян. 19:1, 8-10). Во всяком случае, апостол был знаком с ней и ее членами. Он писал в Колоссы (находившиеся примерно в шестнадцати километрах от Лаодикии): “Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии” (Кол. 2:1). В конце этого письма он снова упоминает христиан из Лаодикии и говорит, что отправил им письмо: “Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы” (Кол. 4:15, 16).

Относительно послания Павла в Лаодикию есть два предположения: (1) оно сохранилось для нас как письмо, которое мы называем “Послание к эфесянам”. Так как некоторые древние рукописи в Еф. 1:1 не имеют слов “в Эфесе” и поскольку Павел не завершил это письмо своим обычным приветствием отдельным членам общины, то некоторые делают вывод, что это было общее послание Павла, а отдельные копии его с добавлением местонахождения церкви в начале письма стали носить личный характер. (2) Письмо в Лаодикию не было сохранено для нас, потому что оно дублировало то, что было в других книгах Нового Завета, и потому не было нужно. Как мы не знаем каждого слова, сказанного Иисусом (Ин. 20:30, 31), так у нас нет всех слов, записанных вдохновенными мужами - но у нас есть все, что Бог назначил нам иметь, все необходимое, чтобы приготовить нас ко всякому доброму делу (2 Тим. 3:17).

К тому времени, когда было написано Откровение, община в Лаодикии существовала уже более тридцати лет.

ХРИСТОС

Впервые (и единственный раз) в письмах церквам описание здесь Иисуса не является повторением фраз, употребленных в первой главе Откровения. Подобно врачу, который подбирает свое лечение каждому отдельному больному, Иисус так строит Свои письма, чтобы они отвечали нуждам каждой конкретной общины. Черты, перечисленные Иисусом в этом письме, прямо противоположны особенностям лаодикийской церкви.

Во-первых, общине, полагающейся на неверные богатства, Иисус говорит, что Он - Тот, на которого можно положиться всегда: “Аминь, свидетель верный и истинный” (ст. 14).

Это единственный раз, когда “Аминь” появляется в Библии в качестве имени собственного. Некоторые считают слово “аминь” просто указателем того, что молитва закончена, но у него есть свое особое значение. Вначале это было еврейское слово, затем греческое, а теперь в любом языке оно является утверждением истинности. Прибавляя слово “аминь” к публичной молитве (1 Кор. 14:16), мы как бы ставим на нее печать одобрения. Говоря “аминь” какому-нибудь библейскому учению (Неем. 5:13), мы как бы говорим: “Верно!” “Аминь” может употребляться и в начале, и в конце молитвы (Отк. 7:12; 22:20, 21), и в любом месте, когда мы хотим подтвердить истинность какой-нибудь мысли. Иисус часто предварял важные высказывания словом “истинно” (см. Мф. 5:18; Ин. 1:51), что является переводом слова аминь.

Когда слово “аминь” связано со словами “свидетель верный и истинный”, перед нами очень важная констатация того, что Иисусу можно доверять во всем!

Во-вторых, общине, чувствовавшей себя самодостаточной, Иисус говорит, что Он является источником их материальных благословений: “начало создания Божия” (ст. 14). Этот стих свидетели Иеговы (запрещены в России за экстремизм) используют в попытке доказать, что Иисус был сотворен. Фраза “начало создания Божия” означает не “Первый из всех сотворенных”, а “Тот, Кто все начал” - другими словами, “дающий начало, или источник”. Греческое слово архи, переведенное здесь как “начало”, переводится также и как “правитель” или “начальник”. Иисус использует те же слова, что и Павел в письме к колоссянам: “[Иисус Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:15-17).

Если “Им создано все” и “Он был прежде всего”, то никак невозможно, чтобы Иисус был сотворен. И если “все Им... создано”, то лаодикийцам следовало за свое материальное благополучие благодарить Господа, а не ставить это в заслугу себе.

ИХ СОСТОЯНИЕ

“Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч” (Отк. 3:15).

Возможно, Иисус подчеркнул Свою надежность и божественность потому, что лаодикийцам было бы трудно понять Его оценку их состояния. Церковь в Лаодикии была единственной общиной, которая не получила никакой похвалы. Сардийская церковь не удостоилась похвалы в целом, но все же у них было “несколько человек, не осквернивших одежд своих” (3:4). В Лаодикии не оказалось даже нескольких верных. Поэтому Иисус начинает с утверждения того, что все, о чем Он собирается им сказать, есть истинная правда - пусть даже эти слова и покажутся им неприятными!

-2

Иисус так начинает Свою оценку общины: “Знаю твои дела” (ст. 15). Он не отрицает, что у лаодикийской церкви были кое-какие “дела”: что-то они делали. Вероятно, однако, их дела были связаны с деньгами, что давало им повод хвастаться: “Мы послали тысячу шекелей в Антиохию, чтобы помочь им после наводнения! Мы отправили двадцать возов с продовольствием в Эфиопию!” Когда Бог благословляет материально, человек может давать деньги, душой не участвуя в этом. Он может успокоить свою совесть, не принося при этом истинной жертвы!

Затем Иисус обращается к их проблеме: “Знаю… ты ни холоден, ни горяч” (ст. 15). Греческое слово дзестос (“горяч”) означает “как кипяток”! Поскольку “холоден” противопоставляется дзестос, то оно должно означать ледяной холод (см. Мф. 24:12). Христиан в Лаодикии нельзя назвать совсем холодными в духовном смысле (они были какими-никакими, но верующими и не преследовали Божьих людей), но и слишком горячими они тоже не были. Они не горели для Господа. Они были просто “теплыми” (3:16).

Во всех общинах, которые я знаю, есть свои “теплые” члены - те, кто не рвется молиться, когда их никто не видит, изучать Библию и исследовать себя, кто нерегулярно посещает собрания, кто никогда не дает на нужды церкви жертвенно, кого мало заботят дела общины, кто редко навещает больных, утешает скорбящих и учит погибших, кто никогда не причиняет себе неудобство, никогда никого не укоряет и не жертвует своим комфортом ради Христа.

Иисус сказал таким безразличным членам: “О, если б ты был холоден или горяч!” (ст. 15). Проповедники выражают эту мысль так: “Или совсем войди, или совсем выйди!” А один проповедник добавил: “Но только не стой в дверях, а то сквозняк!”

Поначалу высказанное Иисусом пожелание может показаться странным. Легко понять, почему Он хотел, чтобы они были “горячи”. Это слово еще часто переводится “страстный”, “пламенный”, например в Рим. 12:11, где Павел призывает всех нас “духом пламенеть, Господу служить”. Мы, конечно, без всяких трудностей понимаем, почему Иисус хотел, чтобы они были страстными и пламенными.

Но почему Он хотел, чтобы они были лучше “холодны”, чем “теплы”? Мы рассуждаем так: разве не лучше быть христианином - пусть даже не совсем активным христианином - чем вовсе им не быть? Наши рассуждения правильны, если недостаточная преданность является переходным состоянием, шагом в духовном росте. Мы радуемся, когда младенец во Христе без предыдущего религиозного воспитания начинает иногда посещать богослужения. Мы счастливы видеть, как он постепенно начинает жертвовать на нужды общины. Мы приветствуем любое свидетельство его роста, пока он понимает, что только начал свой путь христианина, и ему еще идти и идти.

Не так обстояло дело с лаодикийскими христианами. Они были “теплы” постоянно, это был их образ жизни. Более того, они даже гордились своим духовным состоянием (3:17). Если недостаточная преданность не является переходным состоянием, тогда она ничуть не лучше духовного холода. Позвольте высказать, по крайней мере, три причины, почему для Иисуса было лучше, чтобы они были холодными, нежели теплыми:

(1) холодность более честна, потому что в таком случае человек хоть не называет себя христианином;

(2) есть больше надежды изменить холодного человека, который даже не притворяется, что он христианин, чем самодовольное, благодушное, “тепловатое” Божье чадо (см. Евр. 6:4-6; 2 Пет. 2:20);

(3) теплота наносит церкви больше вреда, чем холодность. Я еще не встречал человека, который указал бы на безбожного язычника и сказал: “Вот почему я не христианин!” Но я знаю таких, кто указывает на равнодушных членов церкви и говорит: “Зачем мне становиться христианином? Я ничуть не хуже их!”

Весьма показательно, что письмо в Лаодикию, как и послание в Сардис, совсем не говорит о гонениях - несмотря на тот факт, что в городе проживало много иудеев. Почему же сатана оставил в покое лаодикийских христиан? Они ему нравились такими, какими были! Сохраняя лишь видимость духовности, они гораздо больше помогали его делу на свободе, чем если бы оказались в римской тюрьме!

ПОСЛЕДСТВИЯ

Может, лаодикийцы и были довольны своим духовным состоянием, но только не Господь. Он сказал им:

“Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Отк. 3:16).

“Извергну” - это греческое слово эмео, которое означает рвоту. Попросту говоря, Иисус сказал: “Ты вызываешь у Меня рвоту”. Их духовное самодовольство оказывало на Христа такое же действие, как теплая вода на желудок. Как известно, теплой водой пользуются в качестве проверенного рвотного средства для промывания желудка, когда в него попадает что-то вредное для организма. Так как вокруг Лаодикии было множество теплых источников, то вполне возможно, что не один томимый жаждой путник, напившись из них воды, испытывал тошноту.

-3

Таким образом, когда Иисус говорил: “Извергну тебя из уст Моих”, - Он имел в виду: “Меня от вас тошнит!” И еще Он имел в виду: “Если не раскаетесь в своем безразличии, не можете иметь близких отношений со Мной”. На карту была поставлена их судьба в вечности!

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Дойдя до этого места при чтении письма, лаодикийцы, вероятно, подумали, что почта все перепутала и доставила им письмо, адресованное другой общине. Могу себе представить, как они говорили: “Проверьте еще раз адрес. Вы уверены, что не перепутаны имена?” Очевидно одно: они не видели себя такими, какими видел их Господь. Иисус сказал им:

“Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ и слеп и наг»” (Отк. 3:17; ср. Лк. 12:19).

Вместо того, чтобы испытать стыд за отсутствие энтузиазма, они этим гордились. Некоторые считают духовное равнодушие добродетелью, и взволнованность христиан их смущает.

В тексте мы видим повтор: “Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”. Этот повтор служит для акцентирования мысли. Они как бы говорили: “Мы богаты, богаты, БОГАТЫ!” Они, вероятно, подразумевали как физическое, так и духовные богатства - ведь многие рассматривают земные богатства как доказательство небесного благоволения (см. Мф. 19:24, 25). Иисус хочет, чтобы мы знали: община может иметь красивое здание, популярного проповедника, впечатляющий план работы и при этом оставаться мертвой!

Лаодикийцы считали себя богатыми, но они обманывались. Иисус сказал: “А не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ и слеп и наг” (ст. 17). И снова мы читаем напоминание о том, что “[Господь] смотрит не так, как смотрит человек” (1 Цар. 16:1).

Подытоживая их духовное состояние, Иисус вначале использует общие слова. Одно из них - “несчастен”. В оригинале перед словом “несчастен” стоит определенный артикль - указание на то, что они были самыми несчастными. Как пишет Толл, греческое слово, переведенное “несчастен”, означает “быть изнуренным и страшно уставшим от очень тяжелого труда - как тот, кто работает в каменоломне или осужден на принудительные работы в топях”. Господь видел в них не миллионеров, а нищих рабов! Иисус употребляет также слово “жалок”. Это греческое слово говорит о тех, кто нуждается в сострадании. Вместо того, чтобы быть достойными похвалы, в глазах Господа они были объектом жалости. Как же им, должно быть, не понравился диагноз Иисуса! Нет ничего более ненавистного для гордеца, чем жалость.

Они считали себя “богатыми”, но на самом деле были “нищими”. Слово “нищий” не означает “иметь мало”; оно означает “не иметь ничего”. Хотя они жили в богатейшем городе Малой Азии, духовно они были нищими. Община в Смирне была бедной, но в то же время богатой церковью, а в Лаодикии она была богатой, но одновременно бедной.

Им было доступно самое лучшее лечение глаз в мире, но они были “слепы” (см. 2 Пет. 1:9). Они не видели свое духовное состояние и истинную природу христианства. Им нужно было увидеть, что христианство стоит того, чтобы прийти от него в волнение!

Подобно королю в сказке Ганса Христиана Андерсена, лаодикийцы думали, что одеты в самую лучшую одежду, тогда как на самом деле они были “наги”. Во всех Писаниях нагота является синонимом позора. [Здесь речь идет об публичном обнажении тела, а не о наготе во время интимных отношений между мужем и женой в одобренном Богом браке (Быт. 2:25; 1 Кор. 1:4)]. В восточных странах раздеть мужчину означало осрамить, а облечь его в одежды - значит оказать ему почесть. В физическом смысле лаодикийцы обладали богатством, носили хитоны цвета воронового крыла, но в духовном отношении на них не было белых одежд праведности, которые может дать только Господь (см. 3:18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом уроке мы попытались высветить проблему лаодикийцев. В дальнейшем мы увидим решение Иисуса.

В завершение следует особо выделить два факта. (1) Проблема лаодикийцев была личностной, а не общинной. Церковь в Лаодикии была чуть теплой потому, что такими были ее отдельные члены. Если община хочет искоренить эту “тепловатость”, то каждый член обязан проанализировать себя, а затем предпринять личные действия.

(2) Проблема в Лаодикии имела всеобщий, а не местный характер. Господь сохранил это письмо, потому что знал, что лаодикийская проблема не была единственной в своем роде и что безразличие будет поражать церковь на протяжении всех лет. Как легко стать самодовольными в религии!

Я молюсь, чтобы каждый читающий эти строки применил их лично к себе. Вы стали чуть теплыми в вашем служении Господу? Утратили свой энтузиазм? Вошли в удобную для себя духовную колею? Если это так, то возродите свою преданность Господу сегодня же! Он хочет, чтобы вы пламенели в вашем служении Ему!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД