Найти тему
Настасья Лаврова

Природа пения

Какова природа пения? Кому-то ответ на этот вопрос кажется очевидным, однако многие даже не задумываются над ним, и потому могут застопориваться в развитии, тогда как начиная обучение вокалу с нуля, размышление над этой простой истиной могло бы продвинуть дело далеко вперёд.

Давайте всё-таки начнём с банального, но энергозатратного, то есть, подумаем (упс).

Что умеет новорождённый? Кушать, выдавать то, что покушал, в переработанном виде, и в качестве бонуса — ещё орать дурниной, если требуется удовлетворить какой-то из первых двух пунктов, либо когда у маленького человека что-то болит.

Это вот вокалист по жизни - всю жизнь с открытой варежкой и душой нараспашку
Это вот вокалист по жизни - всю жизнь с открытой варежкой и душой нараспашку

Не очень опытные (или чувствительные) родители приходят в ужас от этого ора, теряются, впадают в панику. Прожжённые же могут эти адские звуки интерпретировать и — прикинь! — по плачу различать, чего дитятку нужно. Это не фейк: у меня трое детей, так что я немного секу фишку ;)

Итак, даже двух-трёх киллограмовый человеческий комок уже способен общаться с помощью звуков, а, значит, худо-бедно управлять своим голосовым аппаратом. Он ноет, стонет, кричит, орёт, воет, вопит, плачет, зовёт и т.д., причём, с разной громкостью. Захотел покушать - начал чавкать, если не дают — ныть, если снова не дают — кричать, если совсем тупят — орать во всю свою крошечную глотку, но так, что у тебя захватывает дух и сносит башню одновременно. Кто его учил? «Эволюция, Феликс…»

Потом он научается смеяться — это отдельный финт дыханием и гортанью.

А к трём годам человек осознаёт, что родителем можно вертеть с помощью звуков и начинается изощрённая игра (почти на выживание). А ведь он к тому времени вдобавок уже умеет говорить… Дальше — больше!

И неужели ты думаешь, что способность вертеть человеком с помощью звуков куда-то пропадает? Конечно, нет. Она остаётся у каждого, кто способен эти звуки издавать. Великое множество людей пользуется этой опцией ежедневно неосознанно, и другое такое же множество — специально.

МИРОМ ПРАВЯТ ЗВУКИ.

И человеческая речь, и пение начинаются со стона. Мы стонем от удовольствия, вопим от радости, ноем от усталости, стенаем от боли. Это всё один и тот же бесформенный, различный по продолжительности, но при этом весьма протяжный звук, окрас которого зависит от того, как мы в данный момент выстроили артикуляционный аппарат, какие создали полости и препятствия для акустической волны.

Стон вводит нас в транс. Ради того мы, собственно, и звучим. И ради того же слушаем, как звучат другие. Тебе же тоже нравится это «проветренное» пространство, которое образуется после исполнения или прослушивания любимых композиций, правда? Да, часто достаточно лишь прослушивания, чтобы удовлетворить свои потребности (кстати, а зачем ты слушаешь музыку?) — например, расслабиться, взбодриться, набраться решимости или успокоиться. Потому что существует такое явление как эмпатия, сонастройка. Когда мы звучим, мы всегда иные. Наш внутренний инструмент трансформируется согласно заданным музыкой (её мелодией, ритмикой, тембрами, смыслами) параметрам.

ЗВУЧАНИЕ МЕНЯЕТ НАС.

Потому мы имеем приоритеты в музыкальных стилях и композициях, причём они меняются в зависимости от психического и физического состояния индивида. Потому нас раздражают какие-то опусы — те, которым мы не хотим быть созвучны, которым мы не хотим поддаваться. Мозг отправляет в бан то, чему запрещено вмешиваться в организм, дабы защитить его устои, границы, имидж, в конце концов.

Звучание меняет нас. Ты это знаешь. И потому боишься открыть рот и начать звучать, ведь ты знаешь, что мир после этого уже не будет прежним.
А ещё, возможно, тебе много раз говорили, мол:
- хватит ныть,
- хватит стонать,
- никакого нытья,
- прекрати стенание,
- чего ты вопишь,
- давай потише,
- ты слишком громкий,
- ты слишком тихий,
- от тебя слишком много шума (звука),
- чо мямлишь,
- не стони/ не ной,
- как достало твоё нытьё…

И вот ты уже стараешься не стонать ни от радости, ни от горя (хотя последнее ещё прощается, а в некоторых случаях даже требуется приличием, но вот первое — жуть как зазорно, некрасиво и неуважительно по отношению к окружающим).

Нет, ты не перестал делать этого вовсе: песню не убьёшь, но вот «задушить» и «наступить на горло» — всегда пожалуйста. «Закрыть, запрятать, затемнить», как у Эренбурга в Том Самом. А, меж тем,

У ПЕНИЯ СТОНОВАЯ ПРИРОДА.

Хочешь ты того или нет. Первым рождается именно он, и дальше артикуляция придаёт ему смысл. Так что, дружище, по жизни ты можешь вести себя, как угодно, а на уроке вокала будь добр, ной от души.

Твоя Настасья Николавна, сертифицированный вокальный и речевой педагог, член Российской академии голоса, основатель онлайн-школы Vocal ambulance, автор-исполнитель проекта LyleGuff

Пение
3339 интересуются