Найти в Дзене
Реплика от скептика

Улицкая, Л. Сонечка. Отзыв на повесть, которую считают гимном библиотекарям

Обложка книги, взято отсюда: https://slucklib.by/lyudmila-ulitskaya-sonechka/
Обложка книги, взято отсюда: https://slucklib.by/lyudmila-ulitskaya-sonechka/

Небольшая повесть Людмилы Улицкой в своё время очень активно обсуждалась. Автор одной из статей писала так:

«Сонечка» - это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» - наша честь и слава. «Сонечка» - это главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

"Наша" профессия, как вы поняли, - это имеется в виду профессия библиотекаря. Если кто не помнит, Сонечка работала в библиотеке.

Но чтение этой повести вызывает двоякое ощущение. Действительно, Людмила Улицкая создала яркий образ библиотекаря Сонечки:

«Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.
Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми, и светлые страдания Наташи Ростовой у постели умирающего князя Андрея по своей достоверности были совершенно равны жгучему горю сестры, потерявшей четырехлетнюю дочку по глупому недосмотру: заболтавшись с соседкой, она не заметила, как соскользнула в колодец толстая, неповоротливая девочка с медленными глазами…
Что это было – полное непонимание игры, заложенной в любом художестве, умопомрачительная доверчивость не выросшего ребенка, отсутствие воображения, приводящее к разрушению границы между вымышленным и реальным, или, напротив, столь самозабвенный уход в область фантастического, что все, остающееся вне его пределов, теряло смысл и содержание?..»

Достаточно неприглядная внешность нашей героини предопределила её работу в библиотеке - такой вот расхожий стереотип: а кто ещё может работать в библиотеке, как не страшненькая серая мышь, которая другого предназначения в жизни себе не найдёт:

«нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом, имела лишь одну стать – большую бабью грудь, рано отросшую да как-то не к месту приставленную к худому телу».

Смирившаяся со своей непривлекательностью, абсолютно равнодушная к естественным радостям жизни, осталась бы Сонечка до конца дней

«в состоянии непрестанного чтения… в подвальном хранилище старой библиотеки»,

если бы не война и последовавшая эвакуация в Свердловск. Здесь, в местной библиотеке, обратил на неё внимание один из посетителей, пожилой мужчина, бывший художник, прошедший пять лет сталинских лагерей. Сонечка ему приглянулась, и он предложил ей стать его женой. Сонечка, конечно, согласилась. Отказывать кому-нибудь в чём-нибудь вообще было не в её характере. Тем более, что она уже и не мечтала выйти замуж, а тут вдруг - такой неожиданный подарок судьбы!
Сонечка наконец обрела собственный дом, собственного мужа, личное счастье, и, как и следовало ожидать, всю себя со всем пылом отдала семье: мужу, вскоре появившейся дочери, обустройству уютного жилища:

«Все у Сонечки изменилось так полно и глубоко, как будто прежняя жизнь отвернулась и увела с собой все книжное…».

Одним словом,

«За годы своего замужества сама Сонечка превратилась из возвышенной девицы в довольно практичную хозяйку… она быстро и некрасиво старилась… но горечь старения не отравляла Сонечке жизнь, как это случается с гордыми девицами: незыблемое старшинство мужа оставляло у неё непреходящее ощущение собственной неувядающей молодости…»

Благодаря Сонечке, её неусыпному вниманию и заботе талант мужа-художника вновь расцвёл, карьера его пошла в гору, и бывший лагерник стал членом Союза художников, получив в качестве подтверждения его заслуг квартиру и художественную мастерскую в Москве!

В советские времена было очень модно и престижно общаться с ровесниками из других стран. Появилась такая подруга и у дочери Сонечки. Она познакомилась с девочкой из Польши, сиротой, чьи родители-коммунисты обосновались в СССР, спасаясь от фашистов, и привела подругу жить к себе домой.

«Её присутствие было приятно Соне и ласкало тайную гордость – приютить сироту, это было доброе дело и приятным исполнением долга».

Постепенно подружка дочери стала членом семьи, вторым ребёнком Сонечки.
А что случилось дальше, все знают, а кто не знает - догадаться тоже нетрудно. Стареющий муж влюбился в молоденькую девушку, не собираясь при этом бросать жену.

Как же поступила Сонечка? А разве у неё был выбор? Нет, выбор, конечно, бывает всегда, и каждый делает его в соответствии со своим характером. А характер Сонечки подсказывал ей, что она должна смириться, принять ситуацию, и даже порадоваться за мужа, что он так помолодел, что у него вновь горят глаза, что он счастлив и творчески активен.

Но жизнь сложилась так, что муж недолго был счастлив, он скоропостижно скончался. А после его смерти Сонечка опять забирает девочку-разлучницу к себе домой, по-прежнему относясь к ней как к дочери.

Невероятный поступок с сегодняшней точки зрения, не правда ли? Что это? Доброта? Смирение? Недалёкость? Сложно сказать, но вот такой женский характер создала в своей небольшой повести Людмила Улицкая.

Спасибо, что дочитали до конца! буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!