Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Игры нравственного выбора" - черный маг, колдунья... Вы готовы с ними встретиться?

День нравственного выбора У нас он состоялся в конце лагерной смены, посвященной играм нравственного выбора, и должен был послужить и кульминацией нравственного самоопределения, и обобщением всего опыта, наработанного в этой области. Перед началом дня в традиционном целеполагании ребятам было сказано, что цель этого дня заключается в том, чтобы каждый смог прояснить для себя свои самые главные ценности, сделать свой нравственный выбор в пользу одной из них. Ценности, между которыми этот выбор придется сделать могут оказаться следующими: жизнь своя и друзей, дружба, здоровье ближних, вера, любовь. По ходу всего дня ребята ведут «Дневник нравственного выбора», который заполняют после каждого задания или игры. Белый и черный маг Эту игру можно рассматривать в качестве предварительной нравственной разминки. Она по своему принципу похожа на разминку в игре «Альпинисты» - «По веревке или по стене». Ребята разбиваются на два круга по принципу карусели и сидят друг против друга. По свистку, вн
Выбор
Выбор

День нравственного выбора

У нас он состоялся в конце лагерной смены, посвященной играм нравственного выбора, и должен был послужить и кульминацией нравственного самоопределения, и обобщением всего опыта, наработанного в этой области.

Перед началом дня в традиционном целеполагании ребятам было сказано, что цель этого дня заключается в том, чтобы каждый смог прояснить для себя свои самые главные ценности, сделать свой нравственный выбор в пользу одной из них. Ценности, между которыми этот выбор придется сделать могут оказаться следующими: жизнь своя и друзей, дружба, здоровье ближних, вера, любовь. По ходу всего дня ребята ведут «Дневник нравственного выбора», который заполняют после каждого задания или игры.

Белый и черный маг

Эту игру можно рассматривать в качестве предварительной нравственной разминки. Она по своему принципу похожа на разминку в игре «Альпинисты» - «По веревке или по стене».

Ребята разбиваются на два круга по принципу карусели и сидят друг против друга. По свистку, внутренний круг будет сдвигаться с тем, чтобы образовывались новые пары. Игровая оболочка игры заключается в следующем. Каждый игрок является условным «магом». В незнакомом лесу на темной тропинке вы встречаете еще одного мага. Проблема заключается в том, что вы не знаете – «белый» это маг или «черный». Но у вас есть волшебный жезл, который может нейтрализовать действие такого же жезла, направленного против вас у возможного «черного» мага. Для защиты от такого мага вы просто направляете на него этот жезл (в игре – поднимаете руку). Однако проблема заключается в том, что он может оказаться и «белым» магом, и тогда вы его просто убьете действием своего жезла и, применив его, сами окажетесь «черным» магом. Итак, в каждой паре вы должны определиться с тем – поднимать ли свой «жезл» или нет и по свистку одновременно проявить свой выбор. Затем внутренний круг сдвигается на одного человека и процедура повторяется.

После такой инструкции начинается игра, которая не комментируется до ее окончания и начала последействия.

В чем нравственный выбор этой игры? Как будет вести себя каждый в условиях угрозы собственной жизни? Будет ли он(а) защищаться, становясь «черным» магом и возможно убивая своего соперника, или предпочтет сам погибать, оставаясь всегда «белым магом» и не неся никакой угрозы своему «визави»?

После игры начинается обсуждение ее результатов. Выясняются сначала те, кто ни разу не погиб, используя «жезл» и становясь «черным» магом, те, кто погиб, но, все-таки применяя и свой «жезл» и – самое главное, те, кто ни разу не применил свой жезл, предпочтя всегда оставаться «белым» магом, никому не причиняя никакого зла. Можно дать высказаться всем желающим, пусть они объяснят свои мотивы выбора.

Давайте бегло посмотрим и мы. Сначала – мотивы тех, кто все-таки применял свой жезл и становился «черным» магом:

«Я подняла только на двоих. Это Сергей, так как я его плохо знаю и Катя, так как мы не общаемся». Вика.

«Я подняла жезл на Кирилла, потому что мне показалось, что он плохой, но он на меня не поднял». Аня.

«Я не ожидал, что Катя поднимет на меня жезл. Я – на Свету и Аню. Они на вид злые». Женя.

«Я подняла на Пашу, Вику, Диму и Женю, потому что у них были хитрые глаза». Катя.

«На меня поднимали те люди, с которыми я не общаюсь. Они со мной тоже не общаются. Я поднимала жезл на тех людей, в которых я не уверена». Света.

Итак, мотивы понятны – защита от предполагаемых «злых», «хитрых», а также от «незнания» и «неуверенности». С нравственной точки зрения – это ее «обычный» уровень, по принципу «как ты ко мне, так и я к тебе». Так ведет себя в жизни «обычный» человек: отвечая добром на добро и защищаясь от возможных «злых» воздействий.

В меньшинстве оказались те, кто ни разу не поднял «жезл», предпочтя всегда оставаться «белым» магом и чаще всего «погибая» от этой «беззащитности». Чем же руководствовались они?

«Я не думала, что Леша поднимет на меня жезл. Но так получилось. Я не хотела становиться черным магом и не поднимала жезл». Люда.

«Я не ожидал от Ани, что она поднимет руку. Я не поднимал руку, потому что я белый маг». Кирилл.

«Я не ожидала, что на меня поднимут Паша и Леша и очень удивилась. Я не поднимала жезл, потому что все мои друзья». Настя.

Видите, у этой категории не было опасений, страхов, а сейчас у них только удивление от того, что не все соответствовали той планке доверия, которую они предполагали ко всем без исключения.

Удивительным было то, что среди «белых» магов, был один «выживший». Это оказалась Катя, на которую ни разу не подняли «жезл». Это тем более удивительно, что она сама предполагала это:

«На данной разминке у меня никаких удивлений не было. Так как я было уверена, что на меня не поднимут жезл».

Да, реальное подтверждение тому, что доброта может быть спасительной.

Кришна и собака

Это тоже, можно сказать, еще разминка, хотя нравственный выбор в ней уже не лежит в плоскости игровых условностей. Ведущий (кстати, я забыл сказать, что это день вела Женя, многократная участница и прославленный «ветеран» лагеря друзей) рассказывает ребятам следующую индийскую легенду.

Жил в Индии один человек. Жил он честной жизнью, всегда стремился делать людям добро, так и состарился. Все его родные уже умерли, и не осталось на этом свете у него никого, кроме преданной и верной собаки. Кто-то выбросил еще слепого щенка, а старик подобрал его, выкормил и выходил; с тех собака всегда была рядом с ним, помогала, как могла, оставаясь его единственным другом. Но уж очень тяжело было старику жить одному, да еще и ухаживать за собакой. Сил-то у него оставалось совсем мало. Стал он просить подаяние, чтобы раздобыть хоть кусок рисовой лепешки для себя и для своего верного друга. Но люди давали ему неохотно. «Вот, безумный старик, - ворчали они, - сам еле ходит, а еще и кормит нечистую собаку!» Надо сказать, что в Индии собаки отнюдь не пользуются таким уважением как у нас, там их считают нечистыми животными, с которыми могут общаться только отбросы общества.

Совсем тяжело стало старику, но не гнал он от себя своего верного друга. И вот однажды, когда измученный старик брел по дороге из деревни, где ему в очередной раз ничего не дали, небо над ним осветилось, и ему явился бог Кришна.

- Старик, - сказал он ему, - хватит тебе мучиться на этой земле. В награду за твою честную и добрую жизнь я забираю тебя живым на небо. Ты не узнаешь что такое смерть, не испытаешь предсмертного ужаса и мучений, через которые проходят все люди. Этой честью я удостаиваю только самых избранных. Взойди ко мне и забудь об этой жестокой жизни, которую ты умудрился прожить, делая всем только добро!

Радостный старик уже стал возноситься на небо, как вдруг услышал сзади себя жалобный визг и скуление. Оглянувшись, он увидел свою верную собаку, которая, видимо, чувствуя, что ее хозяин уходит он нее навсегда, горестно завыла, надрывая свое собачье сердце чувством отчаяния от предстоящего одиночества.

- Нет, старик, - услышав немую его мольбу, сказал Кришна. – Собаку на небо я взять не могу. Здесь не может быть ничего нечистого. Так что тебе придется выбрать – или вечную счастливую жизнь на небе, или свою собаку и продолжение мучений здесь на земле. Решай!..

Здесь ведущий останавливается и предлагает всем ребятам представить себя на месте старика и сделать свой выбор. Этот выбор нужно записать и мотивировать его.

Как и следовало ожидать, ребята разбились на две части: тех, кто «вознесся» на небо и тех, кто предпочел вернуться к собаке. Сначала слово тем, кто предпочел вернуться обратно на землю и остаться собакой:

«Я остался бы однозначно. Представив себя на месте человека и поставив на место собаки себя. Ответ становится ясен. Собака для меня это самое дорогое, что у меня есть». Дима.

«Я опущусь на землю к собаке, потому что, когда он был без друзей, то друзей ему заменяла собака, и если он поднимется на небо, то это будет не честно». Аня.

«Я вернулся бы. Жалко: полезный преданный друг и останется совсем один». Кирилл.

«Останусь на земле. Потому что с собакой и лучшим другом я останусь и умру в любви». Настя.

«Я хотела бы вернуться на землю за собакой, но в реальной ситуации не знаю, как бы поступила. Это трудно представить. Я хотела бы вернуться за собакой, потому что собака со мной была всю жизнь, была моим другом». Таня.

Ну, что ж нравственная мотивация этих ребят понятна и, казалось бы, однозначно приветствуется. Но не будем пока торопиться. Чуть позже появится один интересный нравственный нюанс.

Но еще до него – пара записей «возвращенцев», у которых мотивация несколько отличается от мотива «не оставить друга в одиночестве»:

«Наверное, я спасла бы собаку. Зачем отличаться от остальных людей? Множество людей живут так. Я не смогла бы спокойно пройти мимо. В принципе, я же такая». Света.

«Вернулась бы на землю. Не каждому выдается случай уйти в иной мир живым. Но, по моему мнению, если человеку дали жизнь на земле, то и умереть он должен на земле». Катя.

Вот так вот! Как вам такой мотив? Его можно назвать – «нужно как все». Здесь тоже есть своя нравственная сторона: нужно разделять общую судьбу человечества, и если каждому суждено пройти меру страданий и испытать мучения смерти, то «нехорошо» от этого уклоняться.

Ну, а теперь – слово «вознесенным», тем, кто предпочел уйти на небо вместе с Кришной. Знаете, сколько их оказалось? Всего трое. Казалось бы, их выбор априори если не нравственно порицаем, то стоит ниже по шкале нравственных ценностей. Но присмотритесь повнимательнее к последним двум записям:

«Я решила пойти на небо. Так как я попрошу бога взять и собаку». Вика.

Ну, на этот счет Кришна высказался однозначно.

А теперь – внимание:

«Я бы вознеслась на небо вместе с богом, потому что, если бы я вернулась на землю к собаке, то получается, что собака дороже, чем БОГ». Катя.

«На месте этого праведника я, наверное, все-таки вознесся с Богом на небо. Не знаю, почему. Собака все равно бы скоро умерла. Мне, конечно, жалко собаку. Очень жалко. Но перечить Богу нельзя». Дима.

Вы почувствовали, друзья, открытие новой области нравственной мотивации. В общем нравственном поле появляется новый мотив – религиозный, который для этих ребят становится преобладающим. Действительно, все «вернувшиеся» на землю предпочли Бога собаке, если уж предельно упростить, как это сделала Катя, их нравственный выбор. Разумеется, в своей духовной оси координат Катя и Дима экстраполировались от индийских богов в христианскую систему духовных ценностей, и в таком преображенном виде выбор между Богом и другом, они сделали в пользу Бога, который и «дороже собаки» и которому «перечить нельзя». Так что и этот нравственный выбор вполне обоснован и оправдан, и, согласитесь, под этим углом зрения, казалось бы, незамысловатая игра в индийскую легенду с последействием приобретает глубину и неоднозначность полноценного нравственного выбора.

И после всех этих нюансов нравственного выбора можно зачитать или рассказать концовку этой красивой индийской легенды.

… Старик вздохнул глубоко и ответил Кришне:

- О, великий Кришна! Если твое величие не позволяет взять мне с собой мою собаку, то мое сострадание не позволяет мне оставить ее одну. Прости меня и разреши мне вернуться обратно к моему другу.

Старик обернулся к своей собаке, но неожиданно не увидел ее. На ее месте стоял сам Кришна.

- Да, старик. Я ведь и был твоей собакой. Много лет я испытывал и проверял твое милосердие и сострадание, и ты ни разу не дал мне повода в нем усомниться. Сейчас закончилось твое последнее испытание. Теперь мы можем с тобой отправиться на небо, оставив эту грязную и жестокую землю, с которой тебя больше ничего не связывает.

Сияние залило место, где стоял старик, и через минуту на земле остался лежать лишь сучковатый посох, на который он раньше опирался.

Трудный выбор

В продолжение дня эта игра нравственного выбора распадается на два варианта в зависимости от личностного выбора ее участников.

Ведущий просит написать в своем дневнике самого близкого человека.

Причем по желанию участников они могут написать кого-то из своих родственников или кого-то из друзей, но обязательно из тех, кто сейчас присутствует в кругу. Выбор нужно мотивировать.

Из 16-ти участников игры 10 выбрали родителей, в основном маму. Вот мотивация некоторых:

«Мама, потому что я ей все рассказываю и делюсь секретами. Она мне всегда дает нужные советы. И у нас нет никаких секретов». Вика.

«Отец, потому что он остался для меня один, мамы у меня нет». Люда.

«Мама, очень добрый человек и очень мне близкий». Кирилл.

«Мама, она столько настрадалась при родах, она воспитывает, дает советы». Катя.

Само разделение ребят на тех, кто выбрал близких родственников и тех, кто выбрал близких друзей само по себе достаточно диагностично по ценностным предпочтениям. Те, кто выбирают друзей, в духовно-нравственном поле предпочтений уже «эмансипировались» от родителей. Вот их мотивация:

«Из этого круга самых близкий друг – это Люда. Я с ней в прошлом году был в лагере, и она моя одноклассница. Она общительная, и с ней можно общаться на любые темы». Леша.

«Света – мой самый близкий друг. Я ей доверяю все свои секреты. Мы с ней долго дружим, поэтому – Света». Галя.

«Галя. Я с ней давно дружу. Это все знают. Она мне самый близкий человек». Света.

«Кирилл, просто мы с ним сдружились крепко». Сергей.

«Дима. Потому что мы схожи характерами». Паша.

Некоторые ребята из тех, что выбрали родителей, написали еще и кого-то из друзей. Я попросил их остановиться на друге для того, чтобы удобнее было проводить игру. И в результате у нас – 8 человек с самыми близкими родственниками и 8 человек с самыми близкими друзьями.

Колдунья

Сначала игра проводится с теми, кто выбрал родственников. Остальные ребята выступают в роли наблюдателей. Их задача предполагать, как поведут себя их товарищи в ситуации предложенного им выбора. Затем наблюдателями с теми же функциями становятся отыгравшие.

Пока я готовлю моих помощников-ветеранов к игре, Женя в роли ведущей инструктирует первую «партию» участников:

«Итак, самые близкие для вас люди – это ваши самые близкие родственники, мама или папа. Но представьте себе следующую трагическую ситуацию. Ваш самый близкий человек очень сильно болен. Медицинская помощь врачей пользы не приносит, и вашей маме или вашему папе становится все хуже. Но сейчас у вас появится шанс. За этой дверью вас встретит очень сильная колдунья-экстрасенс. Она уже помогла некоторым в излечении. Будет обещать помочь и вам. Но в то же время вы знаете, что обращение к колдуньям, магам и чародеям – это очень сильный грех, который трудно искупить. Решите, как вы поступите – запишите свое решение и объясните его».

Что же предварительно решили наши участники? Как вы думаете, коллеги?.. Вы, наверно, себя поставили на их место, и…. Да, все восемь участников без особых колебаний решили обратиться к колдунье:

«Я готова обратиться к колдунье». Люда.

«Я обращусь к колдунье. Мне очень близок этот человек. И я не хочу потерять моего близкого человека». Вика.

«Я обращусь к магии, потому что это человек родной мой, пускай даже я буду грешная». Аня.

«Я готова обратиться к магу и взять на себя грех ради близкого человека». Катя.

«Я бы для помощи маме обратилась к колдунье, хотя прекрасно понимала бы, что это грех, и мне скорей всего было бы тяжело. Но это ведь для помощи, для жизни мамы». Таня.

Только Таня колеблется. Религиозный мотив достаточно значим для нее, поэтому ей так тяжело.

Тем временем, пока ребята мотивируют свои решения, я инструктирую «колдунью». Ее играет мой ветеран Рома, поэтому зваться она будет Романида. Пришлось переодеть его в «бабские» атрибуты одежды, в результате чего Романида стала похожа на цыганку. Чтобы обострить нравственный выбор решаем, что колдунья для магических действий будет забирать у согласившихся принять ее помощь какой-нибудь предмет. Была идея, чтобы это был волос, но мои помощники не поддержали ее. Я почувствовал их «страх» - уж слишком «реальной» становилась бы тогда игра.

Начинается игровое действо. Первыми зашли и расселись наблюдатели. Затем Женя по очереди стала заводить играющих, знакомить их с Романидой. Та навязчиво предлагает помощь, обещая помочь и прося отдать ей в случае согласия – у кого брошь, у кого платок…. Женя тут же напоминает о «грехе» и таким образом, играющий попадает под перекрестное давление.

Из восьми человек шесть не изменили первоначально принятого решения и подтверждают это в своих последующих записях:

«Мне было легко. Потому что я знаю, на что иду. Хоть это и грех, но зато той близкий человек будет здоров». Вика.

«Я очень рада, что мою маму вылечат». Аня.

«Женя крепко давила на меня, но я выбрала все-таки магию. Я в эти 3 минуты чувствовала, что это грех, но все-таки я выбрала магию». Таня.

У Тани по лицу был заметен легкий шок, когда она увидела Романиду. Потом после всех ее «полуцыганских» приставаний ей уже явно хотелось прекратить с нею любые отношения. Тут еще Женя «капает на мозги». Но все-таки она «пошла на сотрудничество».

Однако две девочки – Настя и Катя – изменили первоначально принятое решение.

«Я выбрала магию, чтобы мама была здорова, но потом передумала». Настя.

«Я не обратилась к колдунье. Это выбор очень тяжелый». Катя.

Не могу сказать, что девчонки осуществили глубокий и осознанный нравственный выбор и отказались от сотрудничества с колдуньей по религиозным мотивам. По моим наблюдениям они, скорее, были обескуражены и сбиты с толку всем противоречивым антуражем игрового действа. Однако Катя, тем не менее, успела прочувствовать во всей этой суматохе «тяжесть» собственного решения.

Давайте, коллеги, чуть обсудим происшедшее.

Итак, впервые в область нравственных ценностей и предпочтений мы ввели религиозное по своей сути понятие греха. В чем педагогическая оправданность этого?

Нравственность как таковая имеет свои корни в религиозных ценностях. Большинство нравственных предписаний и запретов, которыми руководствуются люди в своей жизни, восходят к библейским заповедям, будь то ветхозаветные заповеди Моисея или евангельские повеления Иисуса Христа. Даже если взять духовно-нравственный континуум ценностей других религий помимо христианства, в частности, мусульманства или буддизма, то в их предписаниях и санкциях легко находятся параллели христианским заповедям.

Игнорировать это в педагогике, по меньшей мере, близоруко. Мы описывали вариант включения религиозного мотива в игре «Вызов к следователю», но там он еще достаточно опосредован и не выделяется религиозной оболочкой с помощью понятия «греха».

В данном случае религиозный мотив сознательно ставится в прямой конфликт с нравственным побуждением оказания помощи ближнему (тоже по сути своей религиозному, хотя и в опосредованной форме). Что этим достигается?

Во-первых, выявляются ребята, для которых религиозный мотив оказывается достаточно силен. Это важно не только педагогу, который должен выстраивать воспитательные воздействия с учетом этого фактора, но и самим детям в плане самопознания и нахождения в душе опоры в виде ее главных ценностей.

В самом деле, плох педагог, который, разглагольствуя о гуманизме или общечеловеческих ценностях, не может понять, что для этого ребенка главное – Бог и те Его предписания, которые отложились в его сознании. Но и сам ребенок должен постепенно учиться дифференцировать предлагаемые ему воспитательные ценности, избирательно относясь как к источнику их поступления, так и степени их ценности.

В нашем примере единственным человеком, для которого религиозный мотив в виде понятия греха проявился с достаточной для серьезного конфликта силой, оказалась Таня. Обратите внимание на ее слова, где она говорит, что «прекрасно понимала, что это грех». Что означают эти слова?

Первое. В ценностном базисе Тани есть некий эталон – нравственный идеал, некая ценностная «протоплазма», из которой вытекают ее основополагающие жизненные взгляды.

Второе. Источник этой «протоплазмы» - не человек, а Бог, Им провозглашается ее священность и неприкосновенность.

Третье. Несоблюдение священности этих ценностей и тем более поступок вопреки им есть не зло в обычном смысле, как понятие более применимое в отношениях между людьми, а «грех» - как понятие, выражающее неподобающее отношение человека, прежде всего к Богу. И чувство вины, которое сопровождает грех, направлено не к людям, а является виной, прежде всего перед Богом.

Если перевести вышесказанное на конкретные понятия, которые вполне доступны ребятам, то в душе у Тани была следующая более или менее осознаваемая ею мировоззренческая установка:

«Есть Бог, который все создал и всем повелевает, поэтому при всех бедах и проблемах нужно обращаться только к Нему. Любая болезнь происходит не без ведома Бога. Это не означает недопустимость обращения к врачам, которых Бог благословил на помощь людям. Но обращения к разного рода колдуньям и магам, связанным с нечистой силой, есть прямое оскорбление Бога и косвенное поклонение дьяволу и, несомненно, является тяжким грехом перед Богом».

Сознание этого и было источником серьезных нравственных колебаний Тани.

Вы, коллеги, можете возразить: мол, установка «на грех» была априори поднесена и внушена участникам игры в ее экспозиции. Но откуда тогда эта разность в восприятии игрового действа? Откуда тогда колебания одних и уверенность других в оправданности обращения к колдунье?

Нет, все-таки игра помогла проявиться глубоко лежащему в душе религиозному мотиву, хотя нельзя, конечно, отрицать и то, что «религиозная экспозиция» сыграла определенную роль, послужив катализатором этого процесса.

А второе продолжение игры еще в гораздо более «жесткой» форме сталкивает, давайте их так назовем, - «религиозный» и «дружеский» мотивы в ценностном поле ее участников. Она, как и «Концлагерь», связана с агрессией, но на этот раз ее источником служит уже не история, а сама наша жуткая «историческая» современность.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь