#ДостояниеРеспублики
Мягкие крымские зимы позволяют совершать путешествия в горы круглый год. Февральское потепление до 14-18 градусов и юго-западный ветер подсушили землю. Робкое, но ощутимое дыхание близкой весны. Горы зовут! «Крымские новости» отправились в путешествие на Долгоруковскую яйлу.
Каменные грибы, партизанские памятники Колан-Баира, крымский кусочек Юго-Восточной Азии, «провалившиеся» воды и водопад Су-Учхан, во всей своей красе и мощи. Выбранный маршрут получился насыщенным самыми разными объектами, природными и историческими.
Почему Долгоруковская яйла - Долгоруковская? Долгоруковская яйла получила свое название в честь генерал-аншефа Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Потомки Долгорукова владели землями у западных склонов яйлы. Татарское название горного массива – Суботхан (Суботкан) – «провалившаяся вода». В южной части яйлы протекает небольшая река с одноименным названием. Она течет по поверхности яйлы, а в районе шахты Провал уходит под землю. В недрах Долгоруковской яйлы находится самая протяженная, более 26 километров, крымская пещера – Кизил-Коба. Долгоруковская яйла занимает площадь 120 кв. км и состоит из верхней части – Тырке-Яйлы (1000-1287 м), и нижнего плато (560-1025). Обойти ее всю за один день сложно, поэтому выбираем маршрут по северной части горного массива.
Путь начинаем от села Дружное. Тропа поднимается по левому борту Ивановой балки, вдоль русла реки Малый Салгир. После продолжительных дождей и таяния снегов, воды в реке много. Слева над балкой нависают скалистые обрывы горы Золотой ярлык, справа – лесистые склоны горы Шпиль.
Лес на северных склонах яйлы еще выглядит по-зимнему. О приближающейся весне напоминают лишь редкие куртинки подснежников у реки. Каменистая дорога удобно и полого петляет над рекой. Камни под ногами розоватого оттенка. Долгоруковская яйла сложена мраморовидным известняком, имеющим красновато-розовый цвет. Внизу журчит небольшими водопадами и перекатами Малый Салгир.
Ближе к верховьям балки переходим на правый борт и, немного поплутав в лесу, внезапно видим на склоне, среди деревьев, каменную шляпу гигантского гриба. Гриб, высотой метра четыре, гордо поднимается из земли. Рядом еще несколько скал, отдаленно напоминающих форму грибов, но четырехметровый великан выглядит особенно выразительно. Грибы образованы размыванием дождевыми потоками рыхлых пород со склона. «Шляпки» грибов из плотного известняка защищают от осадков «ножки» из более рыхлой брекчии. В итоге, со временем образуются «грибы». Полюбовавшись чудом природы, продолжаем подъем на яйлу.
Выходим на разъезженную дорогу на плато, больше напоминающую взлетную полосу аэродрома, чем обычную дорогу. Долгоруковка – популярное место для горных автопрогулок. Несмотря на то, что территория яйлы является особо охраняемой природной территорией, проезд сюда открыт. Кто-то заезжает по делу, как лесники или спелеологи, а кто-то просто погонять с ветерком по просторам яйлы.
Впереди - триангуляционный знак вершины Коль-Баир (818 м). С этой вершины открывается великолепный вид на простирающиеся к югу просторы Долгоруковской яйлы и окрестные горы. На юге и западе возвышаются еще заснеженные вершины Тырке-Яйлы и Чатыр-Дага, на юго-востоке – Кара-Тау. Над яйлой нависают свинцовые тучи, дует промозглый юго-западный ветер, но дождя нет и мы продолжаем путь.
Следующая цель нашего путешествия – Курган Славы. С Коль-Баира его конусовидная вершина уже хорошо просматривается на востоке.
На спуске с Коль-Баира встречаем первый партизанский памятник. Читаем надпись - «Остановись путник, прочти и запомни. Ты вступаешь на священную землю, обильно политую кровью партизан Северного соединения Крыма. 1941—1944 г.г.»
Каждый раз, встречая партизанские памятники в горах, особенно в такие пасмурные, зимние дни, пытаешься представить, насколько тяжело было людям выживать и сражаться в таких условия. Еще, и еще раз восхищаешься подвигом крымских партизан.
Зуйские леса, между Долгоруковской яйлой и Караби-яйлой, все годы оккупации находились под контролем партизан. Фашисты неоднократно проводили карательные операции в этом районе, но так и не смогли уничтожить партизанское движение. Зима 1942-43 года оказалась особенно тяжелой, но, несмотря на большие потери, нехватку всего самого необходимого, холод и голод, партизаны находили силы и мужество продолжать борьбу.
На Долгоруковской яйле 19 мемориальных памятников и памятных знаков крымским партизанам. Самый большой и известный из них – Курган Славы, расположенный недалеко от вершины Колан-Баир (884 м), в северо-восточной части яйлы. Памятник открыли в 1967 году на месте одного из самых ожесточенных и тяжелых боев, 24-25 июля 1942 года. Семьсот партизан сражались против двадцати тысяч немецких солдат, но не были сломлены.
На вершине холма - черный обелиск, к которому ведет лестница. Постамент памятника в форме белой пятиконечной звезды, на гранях которой выбиты имена 187 погибших партизан и строки:
Насыпают курган без ковша. Без лопат.
Он с могилки солдатской по горсточке взят.
По слезинке у вдов. По кровинке из ран.
А смотрите, какой вырастает курган.
Создание кургана началось с груды камней. Ветераны и их дети, приходя на это место, приносили камни, складывая курган в память о погибших товарищах. Эта груда камней и стала основой памятника. До недавнего времени здесь ежегодно проводилась одна из трех главных крымских встреч с партизанами и подпольщиками Крыма (еще одна - на Ангарском перевале, и другая - на Нижнем Кок-Асане). Увы, время неумолимо, с партизанами уходят из жизни и эти традиции.
От Кургана Славы идем к опушке леса у подножия горы Колан-Баир. Здесь еще один партизанский памятник в виде красной звезды в обрамлении лавровых ветвей. На памятнике надпись:
«Остановись…Оглянись…Задумайся…Ты на Колан-Баире. Здесь шли бои за каждый метр. Бойцам отряда „Смерть фашизму“. Благодарные потомки».
Памятник сооружен комсомольцами монтажного участка № 3 Симферопольского домостроительного комбината в 1980 году.
Здесь, у подножия Колан-Баира, установлено еще несколько партизанских памятников. В этот раз успели побывать у нескольких, запланировали еще раз вернуться сюда, но уже другим маршрутом.
По тропке завернули в лес, передохнуть от надоевшего ветра, перекусить и посмотреть на скалы «храм Камбоджи». На северном склоне Колан-Баира еще не весь снег растаял. Лес в этом месте выглядит довольно угрюмо. Под ногами необычного вида скальные выступы. Сначала они совсем невысокие, но чем дальше по склону, тем выше поднимаются они над землей, образуя каменный лабиринт с метровыми стенами. Борта «лабиринта» украшены ярко-зеленым мхом. Повсюду пробиваются ростки подснежников. Через неделю-другую весь лес покроют белоснежные поляны. Сейчас изредка можно увидеть лишь отдельные «букетики», с белыми капельками, робко повисшими на стеблях.
Еще чуть дальше по склону виднеются скалы «Камбоджи». Небольшое скалистая расщелина, высотой около четырех метров, выглядит экзотично из-за горизонтальной слоистой структуры скал и, действительно, отдаленно напоминает древние камбоджийские храмы в джунглях, за что и получила народное название «Храм Камбоджи».
Продолжаем путь. Нам надо вновь пересечь Долгоруковскую яйлу, от Колан-Баира к урочищу Кизил-Коба. Сокращая путь, идем напрямую, без троп, сверяясь с навигатором. Прошлогодняя трава прижата к земле, видно, что снег сошел совсем недавно, лишь кое-где, под северными склонами скал, еще сохранились сугробы. На пожухлой траве странные иероглифы, напоминающие древнее символическое письмо. Это мыши, пока лежал снег, прорыли ходы на границе земли и снежного покрова. Теплый ветер с юго-запада растопил снег и вскрыл мышиное «метро».
Радуют глаз редкие крошечные бутоны крокусов и ярко-зеленые сосенки.
На Долгоруковской яйле типичный карстовый «лунный» ландшафт. Среди невысоких холмов большие и маленькие, заросшие деревьями и кустарником, карстовые воронки. Именно в таких воронках находятся входы в пещеры. У одной из воронок видим машину и палатку. Спелеологи укрепляют вход в пещеру деревянными бревнами.
В другой карстовой воронке обнаруживаем вход в пещеру им. профессора Августа Николаевича Олиферова. Август Николаевич был крупным крымским ученым-географом, академиком Крымской академии наук, авторитетным специалистом в гидрологии, селеведении, мелиорации ландшафта, гидроэкологии и других направлениях.
У входа в пещеру угрожающе лежит тазовая кость животного, больше напоминающая череп древнего чудища. Кость словно предостерегает случайных путников: Не уверен - не залезай! Но и без кости, заглянув в темную дыру пещеры, почувствовав ее холодок, ни у кого не возникло желание попробовать туда забраться.
Что же движет спелеологами, что заставляет их круглый год спускаться в темные, грязные, неизведанные подземелья?
В настоящее время, благодаря космическим спутникам, земля полностью исследована, как и дно мирового океана. Недоступным для спутников остается только подземный мир. Чтобы изучить строение, форму и размеры пещер – в них нужно спуститься. «Подзéмля», как называют спелеологи недра земли, - единственное место, где еще возможны великие географические открытия.
Долгоруковская яйла, по сути, огромный шестиэтажный резервуар-лабиринт, состоящий из галерей и залов, частично заполненных водой. Систему Красных пещер природа создавала миллионы лет. Пещеру изучают с 50-х годов прошлого века, но и сейчас спелеологи открывают новые поноры и полости, удлиняя изученную часть пещеры. По современным данным, ее длина составляет больше 26 километров, площадь 64 000 м², а общий объём — 270 000 м³.
Фильм о путешествии в недра Красной пещеры телеканала «Моя планета» совместно с Русским географическим обществом:
Наш путь выходит к западным склонам Долгоруковской яйлы. Перед глазами - величественный Чатыр-Даг. Каменные туры указывают на тропу вниз по склону. Спуск достаточно крутой, но живописный. Тропа, петляя между камней, спускается под скалы на левый борт ущелья. Справа - Ореховая балка, а впереди, под нами - Кизил-Кобинское ущелье. Издалека слышен шум водопада Су-Учхан.
После продолжительного периода дождей и таяния снега водопад предстал во всем своем великолепии. Мощными потоками «летящая вода» с уступа туфовой площадки, с 25-ти метровой высоты, срывается и несется вниз. Среди камней и скал вода разбивается на ручьи и потоки, чтобы на более пологом месте вновь соединиться в единое русло реки Кизилкобинка. В воздухе взвесь мелких капель и фонтаны брызг. Вода заливает деревянные мостки смотровой площадки. От мощи и красоты водной стихии невозможно оторвать взгляд. И даже зная, как и почему эти потоки образуются, невозможно представить, как гора может вмещать такое количество воды!
Насладившись красотой водопада, переполненные впечатлениями, спускаемся в цивилизацию, любуясь лучами заходящего солнца.
Вера Полякова
Фото: автор, Святослав Каверин, Сергей Тимохин, интернет
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#Крым #путешествие #ДолгоруковскаяЯйла #Суботхан #КаменныеГрибы #КоланБаир #лес #горы #СуУчхан #яйла #пещеры #КизилКоба #КраснаяПещера #ХолмСлавы #Камбоджа