Найти тему
Стекло Алексея Зеля

Как создавалась стеклянная «Антарктида» художника Алексея Зеля

Я уже рассказывала об «Антарктиде» в этом блоге, кто пропустил – ссылка на статью находится ниже по тексту. Дополню ее некоторыми подробностями, относящимися к истории возникновения данной работы.

«Пингвины. Антарктида», 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
«Пингвины. Антарктида», 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

В стеклянной композиции «Антарктида», в качестве айсбергов, Алексей Зеля использовал три образца кварцевого стекла разного качества. Самый большой и прозрачный - глыба чистого кварца. Второй по величине, вытянутый серого цвета – заполированный минерал. В таком виде, с множеством «грязных» примесей, добывают кварц на месторождении. Третий, небольшой белый осколок, получается при первичной переплавке песка и дробленой породы. Все эти образцы художник раздобыл на свалке отходов Гусь-Хрустального завода в начале 80-х.

-2

Алексей Зеля влюбился в стекло сразу, как только пришел на МЭЛЗ учеником кварцедува. С тех пор прошло много лет, ученик стал мастером, затем художником, но как только садился за горелку, материал все так же волновал и завораживал.

Находки с Гусь-Хрустального вдохновили его создать такую композицию, в которой можно было бы показать красоту кварцевого стекла. Самым эффектным, естественно, был прозрачный образец. Свет играл и преломлялся в его естественных сколах, будто бы это не стекло, а большой кусок льда.

По форме глыба могла бы сойти за айсберг, так что сам материал подтолкнул художника к решению – сделаю «Антарктиду».

Первоначальный вариант композиции
Первоначальный вариант композиции

Прозрачная глыба была настолько хороша, что практически не требовала вмешательства, разве что шлифовки снизу для придания устойчивости. Второй кусок Алексей Зеля оплавил на горелке, чтобы на его поверхности появился блеск и более четко проявилась разнородность породы. Далее художник углубился в творческий процесс и вскоре айсберги заселили пингвины с детенышами.

Конечно, это изваяние появилось на свет не только от желания мастера «пристроить» кварцевые отходы. В ее основе глубокий интерес автора к нашей планете и ее обитателям. С детства он увлекался биологией, интересовался историей географических открытий, читал дневники первопроходцев и сам мечтал стать первооткрывателем.

Заложенная в «Пингвинах» тема, развернулась и нашла свое продолжение в другом, более зрелом произведении Алексея Зеля: «Экспедиция Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» вокруг Антарктиды» (1996 г).

Как сложилась судьба композиции, я писала в этой статье. К сожалению, ее центральный элемент – большой прозрачный айсберг - был утрачен в 90-е годы во время перевозки выставки. Сначала, из-за падения с высоты, откололись и разбились пингвины, а через пару месяцев из музейного хранилища бесследно исчез и сам кварцевый образец. Сейчас его заменяет другая, увы, менее выразительная, льдина. Ее выбрал и подготовил к экспозиции сам художник, но пингвинов сверху восстанавливать не стал.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!