Выставка стекла Народного Художника России Алексея Зеля интересна не только взрослым, но и детям. Их вниманием завладевают фигурки зверушек и сценки из жизни животных. Детям не очень интересно рассматривать стеклянные корзины, а вот маленькие птички, ежики, улитки и лисички всегда прилепляют крошечные носики к витринному стеклу.
Одна из любимых композиций Алексея Зеля, притягивающая ребят – «Антарктида». Не только дети, но и взрослые с замиранием сердца рассматривают плывущие по стеклянной глади могучие айсберги с храбрыми пингвинами «на борту».
Да и я маленькая с особым трепетом и уважением разглядывала эту работу. И расспрашивала папу – как так случилось, что пингвины оказались в открытом море на льдинах? Допытывалась - а выживут ли детеныши-пингвинята? Мама вспоминает, что папа, с неумолимой честностью биолога прямо отвечал: «кто-то выживет, а кто-то нет». А я закрывала глаза и про себя загадывала - «пусть все пингвинчики выживут, ну пожалуйста!».
К сожалению, мое искреннее детское желание не сбылось. Выжили не все. Композиция Алексея Зеля «Антарктида» состояла из трех частей – большого высокого айсберга из прозрачного стекла, вытянутой глыбы поменьше и небольшого ледяного осколка. Сейчас в нашей коллекции осталось только два элемента. Сейчас расскажу, как это произошло.
Первоначально выставка Алексея Зеля была очень большой и во время перевозки упакованные произведения занимали два полных автобуса Икарус (потом мы разделили ее пополам – управляться с таким количеством работ очень сложно).
В 1990-м году, после успешных вернисажей в Москве и Ленинграде, экспозиция отправилась на советскую Украину – сначала в галерею Днепропетровска, затем в Музей Ленина в Киеве, после в областные художественные музеи Харькова и Донецка.
Из Донецка двум нашим автобусам предстоял длинный перегон в Крым, сначала в Ялту, а дальше в Ливадийский дворец. Во дворце экспозиция продержалась 5 лет вплоть до 1996 года. Здесь нас накрыл раскол СССР, мы оказались за границей и не без проблем вернули свою коллекцию из «незалежной» домой (как вы догадались, про это будет отдельная история).
На два Икаруса нас всего четверо сопровождающих: папа с мамой ехали в первом, я и Борис Петрович – во втором. Скажу о нем несколько слов, т.к. этот замечательный друг и товарищ будет и дальше фигурировать в моих рассказах.
Когда Алексей Зеля перешел с «Хроматрона» в кооператив, он перетянул с собой коллегу, макетчика Бориса Петровича Рыжикова. Мы втроем работали в съемной мастерской, и перед каждым стояли свои задачи. Художник творил, я была подмастерьем, а Петрович кроил и клеил для стеклянных произведений прозрачные пластиковые кубы и белые короба-трансформеры для экспозиции и перевозки.
Когда приходило время перевозить выставку, мама (она так и продолжала работать в институте) брала «за свой счет» и мы вчетвером отправлялись в командировку. Забавный факт. И мама, и Борис по отчеству Петровичи, и зачастую нас принимали за семейный подряд: художник, дочь художника, жена художника и брат жены художника. Никто из нас и не пытался развенчивать этот миф – жили мы дружно, нам было приятно вместе работать и весело отдыхать.
Как раз в нашем с Петровичем автобусе перевозилась «Антарктида». Так что гибель пингвинов произошла буквально на моих глазах. В то время еще не все стеклянные произведения имели свои персональные дорожные короба. Композицию упаковали в крепко привязанный к сидению деревянный ящик с открытым верхом, а большой прозрачный айсберг стоял в ней вертикально и даже немного выглядывал наружу.
Все случилось настолько быстро, что мы даже не поняли как. Вероятно, автобус на скорости попал колесом в рытвину или наоборот подскочил на ухабе (помните, какие у нас были дороги?) и в тот же момент стеклянная глыба выскочила из коробки вверх, а затем грохнулась вниз в проход между сидениями.
Вот так два взрослых пингвина с детками не доехали до теплых крымских берегов. Айсберг пострадал не сильно (попробуй разбей кварцевую глыбу), а животные, конечно, откололись и повредились.
Мы сложили все в коробочку, а после сборки выставки, перед отъездом, спрятали их в отведенной для нас кладовке вместе с другими своими вещами, необходимыми для перевозки и подготовки экспозиции. Лучше бы забрали домой... Потому что их там нашли и украли! Непонятно, кому они могли понадобиться, но я уже как-то писала, что в 90е тащили всё, а мы еще внутренне не перестроились.
Алексей Зеля так и не восстановил недостающий элемент своего произведения. Несмотря на то, что потом подобрал подходящую глыбу из кварца. Ее я показывала вам на видео, когда рассказывала, где он их брал.
Просто не сложилось. В ту пору он работал над более сложными композициями, летел «в потоке» вдохновения от очередных творческих идей. На память нам осталась лишь одна черно-белая фотография и несколько кадров из старых видеорепортажей с первых выставок.
---
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
---
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: