Найти в Дзене

«Мы плывем на льдине, как на бригантине»: сколько пингвинов выжило в «Антарктиде» Алексея Зеля

Выставка стекла Народного Художника России Алексея Зеля интересна не только взрослым, но и детям. Их вниманием завладевают фигурки зверушек и сценки из жизни животных. Детям не очень интересно рассматривать стеклянные корзины, а вот маленькие птички, ежики, улитки и лисички всегда прилепляют крошечные носики к витринному стеклу. Одна из любимых композиций Алексея Зеля, притягивающая ребят – «Антарктида». Не только дети, но и взрослые с замиранием сердца рассматривают плывущие по стеклянной глади могучие айсберги с храбрыми пингвинами «на борту». Да и я маленькая с особым трепетом и уважением разглядывала эту работу. И расспрашивала папу – как так случилось, что пингвины оказались в открытом море на льдинах? Допытывалась - а выживут ли детеныши-пингвинята? Мама вспоминает, что папа, с неумолимой честностью биолога прямо отвечал: «кто-то выживет, а кто-то нет». А я закрывала глаза и про себя загадывала - «пусть все пингвинчики выживут, ну пожалуйста!». К сожалению, мое искреннее детское

Выставка стекла Народного Художника России Алексея Зеля интересна не только взрослым, но и детям. Их вниманием завладевают фигурки зверушек и сценки из жизни животных. Детям не очень интересно рассматривать стеклянные корзины, а вот маленькие птички, ежики, улитки и лисички всегда прилепляют крошечные носики к витринному стеклу.

Одна из любимых композиций Алексея Зеля, притягивающая ребят – «Антарктида». Не только дети, но и взрослые с замиранием сердца рассматривают плывущие по стеклянной глади могучие айсберги с храбрыми пингвинами «на борту».

Композиция "Антарктида". Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
Композиция "Антарктида". Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Да и я маленькая с особым трепетом и уважением разглядывала эту работу. И расспрашивала папу – как так случилось, что пингвины оказались в открытом море на льдинах? Допытывалась - а выживут ли детеныши-пингвинята? Мама вспоминает, что папа, с неумолимой честностью биолога прямо отвечал: «кто-то выживет, а кто-то нет». А я закрывала глаза и про себя загадывала - «пусть все пингвинчики выживут, ну пожалуйста!».

К сожалению, мое искреннее детское желание не сбылось. Выжили не все. Композиция Алексея Зеля «Антарктида» состояла из трех частей – большого высокого айсберга из прозрачного стекла, вытянутой глыбы поменьше и небольшого ледяного осколка. Сейчас в нашей коллекции осталось только два элемента. Сейчас расскажу, как это произошло.

Композиция "Антарктида" до утраты одного из элементов.
Композиция "Антарктида" до утраты одного из элементов.

Первоначально выставка Алексея Зеля была очень большой и во время перевозки упакованные произведения занимали два полных автобуса Икарус (потом мы разделили ее пополам – управляться с таким количеством работ очень сложно).

В 1990-м году, после успешных вернисажей в Москве и Ленинграде, экспозиция отправилась на советскую Украину – сначала в галерею Днепропетровска, затем в Музей Ленина в Киеве, после в областные художественные музеи Харькова и Донецка.

Из Донецка двум нашим автобусам предстоял длинный перегон в Крым, сначала в Ялту, а дальше в Ливадийский дворец. Во дворце экспозиция продержалась 5 лет вплоть до 1996 года. Здесь нас накрыл раскол СССР, мы оказались за границей и не без проблем вернули свою коллекцию из «незалежной» домой (как вы догадались, про это будет отдельная история).

Композиция "Антарктида" Алексея Зеля с другого ракурса
Композиция "Антарктида" Алексея Зеля с другого ракурса

На два Икаруса нас всего четверо сопровождающих: папа с мамой ехали в первом, я и Борис Петрович – во втором. Скажу о нем несколько слов, т.к. этот замечательный друг и товарищ будет и дальше фигурировать в моих рассказах.

Когда Алексей Зеля перешел с «Хроматрона» в кооператив, он перетянул с собой коллегу, макетчика Бориса Петровича Рыжикова. Мы втроем работали в съемной мастерской, и перед каждым стояли свои задачи. Художник творил, я была подмастерьем, а Петрович кроил и клеил для стеклянных произведений прозрачные пластиковые кубы и белые короба-трансформеры для экспозиции и перевозки.
Когда приходило время перевозить выставку, мама (она так и продолжала работать в институте) брала «за свой счет» и мы вчетвером отправлялись в командировку. Забавный факт. И мама, и Борис по отчеству Петровичи, и зачастую нас принимали за семейный подряд: художник, дочь художника, жена художника и брат жены художника. Никто из нас и не пытался развенчивать этот миф – жили мы дружно, нам было приятно вместе работать и весело отдыхать.

Как раз в нашем с Петровичем автобусе перевозилась «Антарктида». Так что гибель пингвинов произошла буквально на моих глазах. В то время еще не все стеклянные произведения имели свои персональные дорожные короба. Композицию упаковали в крепко привязанный к сидению деревянный ящик с открытым верхом, а большой прозрачный айсберг стоял в ней вертикально и даже немного выглядывал наружу.

Все случилось настолько быстро, что мы даже не поняли как. Вероятно, автобус на скорости попал колесом в рытвину или наоборот подскочил на ухабе (помните, какие у нас были дороги?) и в тот же момент стеклянная глыба выскочила из коробки вверх, а затем грохнулась вниз в проход между сидениями.

Вот так два взрослых пингвина с детками не доехали до теплых крымских берегов. Айсберг пострадал не сильно (попробуй разбей кварцевую глыбу), а животные, конечно, откололись и повредились.

"Антарктида", фрагмент. Автор: Алексей Зеля
"Антарктида", фрагмент. Автор: Алексей Зеля

Мы сложили все в коробочку, а после сборки выставки, перед отъездом, спрятали их в отведенной для нас кладовке вместе с другими своими вещами, необходимыми для перевозки и подготовки экспозиции. Лучше бы забрали домой... Потому что их там нашли и украли! Непонятно, кому они могли понадобиться, но я уже как-то писала, что в 90е тащили всё, а мы еще внутренне не перестроились.

Алексей Зеля так и не восстановил недостающий элемент своего произведения. Несмотря на то, что потом подобрал подходящую глыбу из кварца. Ее я показывала вам на видео, когда рассказывала, где он их брал.

Осколок горного кварца, который Алексей Зеля подобрал для восстановления "Антарктиды" (отрывок из видео, см. ниже)
Осколок горного кварца, который Алексей Зеля подобрал для восстановления "Антарктиды" (отрывок из видео, см. ниже)

Просто не сложилось. В ту пору он работал над более сложными композициями, летел «в потоке» вдохновения от очередных творческих идей. На память нам осталась лишь одна черно-белая фотография и несколько кадров из старых видеорепортажей с первых выставок.

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!

---

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: