В ночь на 11 августа 1950 года на подлете к свердловскому аэропорту разбился пассажирский Ил-12. Перелет осложнялся низкой видимостью, но к катастрофе привел ряд факторов, в том числе человеческий.
Аэропорт закрыли, но посадку разрешили
10 августа 1950 года Ил-12 совершал регулярный пассажирский рейс из Хабаровска в Москву. На борту самолета находилось 22 пассажира, четверо из которых — дети и 5 членов экипажа. Рейс предполагал 8 промежуточных посадок. Выполнив 3 из них — в Красноярске, Новосибирске и Омске, поздним вечером лайнер отправился из Омска в Свердловск.
О возможном образовании густого тумана в аэропорту назначения командир самолета был предупрежден. Синоптики прогнозировали туманность с видимостью менее 1000 метров. На тот момент такой показатель был ниже допустимого минимума, поэтому руководитель полетов Свердловска распорядился закрыть аэропорт, но этому рейсу посадку разрешил.
В аэропорту Свердловска была установлена новейшая система для захода на посадку. Она состояла из ближней и дальней приводных радиостанций, которые располагались от полосы на расстоянии 1 км и 4 км. Эта система существенно облегчала посадку самолетов ночью и в сложных метеоусловиях.
Снижение без разрешения
В 1:37, следуя на высоте 1500 метров, экипаж самолета получил указание от диспетчерской службы снизиться до 600 метров и связаться с диспетчером вышки, однако последний на связь не вышел. После нескольких неудачных попыток связаться с диспетчером командир самолета, не получив разрешение на посадку, принял решение снизиться до 300 метров. Самолет летел над сплошным туманом, но красные огни дальнего привода были видны экипажу за 2 километра до него.
По инструкции, при посадке в ночное время сделать круг над аэродромом было обязательным требованием, но командир решил не выполнять его и сразу заходить на посадку. Он приказал выпустить шасси и, отклонив штурвал от себя, начал снижение. Самолет погрузился в туман. Дальний привод был пройден на 50 метров ниже установленной высоты, в этот момент следовало бы уходить на второй круг, но командир решил продолжить снижение.
Полосы не было видно
На высоте 70 метров командир дал команду бортрадисту настроить радиокомпас на частоту ближнего привода, который они должны были пройти на высоте 60 метров. Но ближний привод не был включен, поскольку на то не было указаний, а экипаж не убедился в его включении заблаговременно. Сквозь густой туман полосы не было видно. Экипаж попытался перевести самолет в горизонтальный полёт, но было уже поздно. За 3 километра до торца ВПП самолет врезался в лес, около 100 метров проехал по земле, сбивая деревья.
Тяжелые травмы получил весь экипаж самолета и 1 пассажир. Два члена экипажа впоследствии скончались. Остальные, находившиеся на борту Ил-12 люди отделались испугом и ушибами. Ближний привод, на который понадеялись пилоты, всё же был включен, но уже после падения самолета.
Командир свою вину не признал
При расследовании причин авиакатастрофы комиссия усмотрела множественные нарушения в действиях экипажа: незачитывание карты контрольных проверок, визуальное пилотирование самолета при низкой видимости, когда ориентироваться следовало исключительно по приборам. Также было установлено, по какой причине не был включен ближний привод. Руководитель полетов не давал распоряжения о его включении, поскольку спал.
В ходе судебного разбирательства виновным в крушении самолета признали командира. Он в свою очередь в суде заявил, что виноват диспетчер, не вышедший на связь и второй пилот, который, по его словам, на момент крушения фактически управлял самолетом и допустил его резкое снижение. Однако отвечать пришлось именно командиру. Суд на год отправил его на исправительные работы и на 3 года лишил права занимать лётные должности.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA